Пятница 27 февраля 2015 года   |
Свободная пресса
Читайте нас
в социальных сетях:
Мнения Новости Открытая студия Фото Видео Наши авторы   Самые цитируемые статьи | RSS
Четыре самых фантастических проекта подводных кораблей

Четыре самых фантастических проекта подводных кораблей

21 января 1954 года на верфи в городе Гротоне в присутствии президента Соединенных Штатов Эйзенхауэра была спущена на воду первая в мире атомная подводная лодка. Ее назвали «Наутилус» - в честь фантастической субмарины из знаменитого романа Жюля Верна «20 тысяч лье под водой». В американских ВМС новый подводный корабль получил тактический номер SSN-571. 17 января 1955 года этот атомоход вышел на ходовые испытания в океан.

Внешне «Наутилус» практически не отличался от других подводных лодок. Сравнительно небольшое водоизмещение – около 4000 тонн. Максимальная скорость 20 узлов. Но главное – не всплывая на поверхность, он мог преодолеть до 25 тысяч миль. То есть – обогнуть Земной шар по экватору. Да и этот показатель продиктован, главным образом, запасами продуктов на борту и выносливостью экипажа.

Правда, необходима была и мощная биологическая защита экипажа от радиации. Общая масса свинца и стали, потребовавшаяся для обеспечения безопасного пребывания моряков на «Наутилусе», составила 740 тонн (почти четверть водоизмещения корабля). Дополнительный объем корабельных отсеков, потребовавшийся для этого, почти не оставил свободного пространства для оружия. В итоге вооружен «Наутилус» оказался слабовато – всего шесть носовых торпедных аппаратов с боезапасом в 24 торпеды на стеллажах.

3 августа 1958 года «Наутилус» первым в мире под арктическими льдами добрался до Северного полюса. До советских портов и военно-морских баз оттуда рукой подать. В мире уже вовсю шла «холодная война» и это был явный вызов нашей стране. Адекватный ответ для американцев нужен был срочно.

Работы над первой советской атомной субмариной начались в сентябре 1952 года. Проектирование было поручено специальному конструкторскому бюро СКБ-143 под руководством Перегудова. Там и родился первенец отечественного атомного подводного флота. Назвали его К-3 «Ленинский комсомол» в честь одноименной дизельной подлодки «М-106» Северного флота, которая погибла в 1943 году .

Ставший вскоре знаменитым, наш «Ленком» был принят в боевой состав ВМФ СССР 1 июля 1958 года. Лодка получилась быстроходнее «Наутилуса»: на испытаниях в погруженном состоянии она достигла скорости в 28 узлов без выхода реакторов на полную мощность. Больше, чем на «американце», было и торпедных аппаратов – восемь. Боезапас составили 20 торпед, из которых шесть – в ядерном снаряжении. В июле 1962 года «Ленинский комсомол» впервые в истории нашего флота совершил переход подо льдами и достиг Северного полюса.

Так между СССР и Соединенными Штатами началась безудержная гонка подводных вооружений. В стремлении обеспечить себе безусловное превосходство, в конструкторских бюро по обе стороны океана рождались порой просто фантастические проекты. Часть из них была воплощена в металле в единичных экземплярах. Часть так и осталась лишь в чертежах на пыльных полках.

Вот четыре подобных проекта.

1. Транспортно-десантная атомная подводная лодка проекта 748. В конце 50-х годов в СССР задумали построить гигантский подводный корабль, способный скрытно доставить и высадить на побережье США 1200 морских пехотинцев или до 20 единиц колесной или гусеничной техники. Другой вариант загрузки - усиленный батальон морской пехоты (470 человек) со штатным вооружением, три плавающих танка ПТ-76, два бронетранспортера БТР-60, шесть ротных минометов.

Проектирование атомохода проекта 748 началось в 1965 году под руководством Николая Киселева. Уйму людей и техники Киселев и его соратники замышляли разместить в трех цилиндрах прочного корпуса, расположенных горизонтально. Экипаж и десантники должны были находиться в среднем, который был наибольшего диаметра. Техника и вооружение – по бокам. В носовой части – две аппарели для высадки танков и бронетранспортеров. Для оказания огневой поддержки морских пехотинцев во время боя за захват плацдарма на атомоход планировали поставить даже две 57-миллиметровые автоматические артиллерийские установки СМ-243 ЗИФ, а также – зенитный ракетный комплекс.

От строительства транспортно-десантной атомной подводной лодки отказались по финансовым соображениям.

2. Малый погружающийся ракетный корабль «Дельфин» проекта 1231. Он должен был представлять собою катер-ракетоносец, способный скрытно подбираться к цели под водой, наносить удар и быстрее, чем подводные лодки, в надводном положении уходить от ответной атаки. Кроме того, считалось, что «Дельфины» смогут устраивать эффективные подводные засады на пути вражеских конвоев.

Разработка «Дельфина» началась в 1959 году. Проектирование поручили ЦКБ-19 под руководством Игоря Костецкого.

У «Дельфина» предполагалось два режима хода: надводный и подводный. Для увеличения скорости по поверхности воды на «ныряющем» корабле планировали установить подводные крылья. Вариант корабля с двумя крыльями имел водоизмещение 450 тонн и скорость надводного хода 42 узла. Вариант с одним носовым крылом — 440 тонн и 38 узлов, а вариант без крыльев — 600 тонн и 33 узла.

Под водой в режиме РДП (работа двигателя под водой) корабль должен был развивать скорость до 4 узлов на расстояние до 200 миль. Скорость движения под электродвигателем также могла составить 4 узла, но на 25 миль.

Существенный недостаток проекта – малая глубина погружения, всего до 70 метров. Это было бы меньше, чем даже у подлодок времен первой мировой войны.

Прочный корпус собирались составить из двух отсеков. В носовом - центральный пост, помещение электроэнергетики, посты радиста и акустика, аккумуляторная яма и агрегаты. Отсюда предполагалось управление кораблем.

В кормовом - двигатели, дизель-генератор, насосы гидравлики. В надстройке - жилой отсек с койками на шесть человек или на половину личного состава, а также камбуз.

Автономность в надводном положении — 5 суток, а в подводном — 2 суток.

Вооружение – разрабатывавшиеся тогда твердотопливные противокорабельные крылатые ракеты П-25.

После отстранения от власти Никиты Хрущева, который был горячим сторонником создания «ныряющего корабля», работы в этом направлении прекратили.

3. Атомная ракетная подводная лодка К-162 (с 1978 года – К-222) проекта 661 «Анчар». В декабре 1970 года на Северном флоте на ней установлена нигде и никем пока не превзойденная скорость движения под водой - в 44,7 узла (более 80 км/ч). Это стало возможным за счет титанового корпуса атомохода и применения ряда технических новшеств. За выдающиеся скоростные качества корабль проекта 661 моряки прозвали «Золотой рыбкой». Была вооружена торпедами и десятью противокорабельными крылатыми ракетами «Аметист».

Считалось, что от атаки стремительной «Золотой рыбки» не в состоянии уклониться ни один надводный корабль. В сентябре 1971 года в этом убедился экипаж американского авианосца «Саратога», который советский атомоход, вышедший из Западной Лицы на свою первую боевую службу, принялся сопровождать в районе экватора. Обнаружив «Золотую рыбку», авианосец неоднократно пытался оторваться от нее на максимальной для себя скорости в 30 узлов (около 55 км/ч). Однако не смог этого сделать. Мало того. Советский атомоход ни на секунду не потерял выгодной для торпедного залпа позиции.

В Советском Союзе предполагалось построить до десятка атомоходов проекта 661. Но головная «Золотая рыбка» так и осталась в одиночестве из-за своей оглушительной шумности. На предельной скорости грохот механизмов в ее центральной посту составлял до 100 децибел. Естественно, ее хорошо слышал и противник. И мог легко уничтожить противолодочной авиацией.

В марте 1989 года выведена из боевого состава ВМФ и утилизирована.

4. Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник». Этому кораблю принадлежит абсолютный мировой рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метров (предельная глубина погружения большинства субмарин 300-400 метров). Он был достигнут 4 августа 1985.

Естественно, строился атомоход не для рекордов. Возможность погружения на недоступные для других глубины делала его практически неуязвимым в бою. Поскольку не только никакая другая подлодка, но даже и ни одна противолодочная торпеда была не в состоянии настичь К-278 в такой океанской бездне. Торпеду просто раздавило бы.

Работа над созданием «Комсомольца» началась в ЦКБ-18 в 1966 году. Значительно большая, чем у других, прочность корпуса достигнута за счет применения титана. Вооружение – шесть торпедных аппаратов. Типовой вариант загрузки - две торпеды САЭТ-60М, две ракето-торпеды РК-55 и две реактивных торпеды ВА-111 «Шквал».

В боевой состав флота корабль введен 9 мая 1983. Погиб в результате пожара в Норвежском море 7 апреля 1989 года.

Код для блога
   
  Нравится

Код для вставкиКак это будет выглядеть?


У наших партнеров
2 комментария Написать комментарий
wFhflO Major thanks for the post.Really thank you! Great.
crorkservice - 19.07.2014 08:32 Ответить
«"... Поскольку не только никакая другая подлодка, но даже и ни одна противолодочная торпеда была не в состоянии настичь К-278 в такой океанской бездне. Торпеду просто раздавило бы"....Уважае»
питбулбь - 29.01.2014 02:25 Ответить

Реплики, мнения, сюжеты


СМИ2
СМИ
Популярные материалы

Приметы Третьей мировойПриметы Третьей мировой
Нарушение Киевом минских соглашений может привести к «опосредованной войне» между Россией и НАТО

Битва за МариупольБитва за Мариуполь
Запад ожидает наступления ополченцев на портовый город, который ДНР считает своей территорией

Удар в заморское подбрюшье АнглииУдар в заморское подбрюшье Англии
Что может противопоставить Россия новым санкциям США и Великобритании?

Гиблое дело генерала Муженко-2Гиблое дело генерала Муженко-2
Попытки укрепления ВСУ приведут лишь к резкому росту новых потерь

Правительством заинтересовалось следствиеПравительством заинтересовалось следствие
Что стоит за критикой кабмина представителем СК Владимиром Маркиным

Вашингтон повысил тонВашингтон повысил тон
Риторика США в отношении России становится истеричной

Россия испугала НАТОРоссия испугала НАТО
По военной мощи с нашей армией не могут сравниться войска никакой европейской державы

Загадочная логика государстваЗагадочная логика государства
Олег Кашин о новом обвиняемом по Болотному делу

Донбасс без «европолицаев»Донбасс без «европолицаев»
«Нормандская четверка» отказалась устраивать ополченцам «миротворческий котел»

Газовый бойкот РоссииГазовый бойкот России
Чем опасен для нашей страны Европейский энергетический союз

Последние дни УкраиныПоследние дни Украины
«Заморозка» конфликта в Донбассе лишь на время отодвинет крах киевского режима

Русский друг МаккейнаРусский друг Маккейна
Депутат Госдумы Пономарев пообещал России большие неприятности

Выбор редакции

Острая военная недостаточностьОстрая военная недостаточность
Heritage Foundation: Вооруженные силы Америки не могут защитить интересы страны

Оффшорные Вертеры и иностранцы в российской шкуреОффшорные Вертеры и иностранцы в российской шкуре
Виктор Милитарев о том, кто мешает процессу импортозамещения в ИТ-секторе

Где Янукович прячет деньгиГде Янукович прячет деньги
Почему собственность бывшего президента продолжает приносить ему прибыль на Украине, в России и в Европе?

Маркетгид
Это интересно

За что Самуил Шварцбурд убил атамана ПетлюруЗа что Самуил Шварцбурд убил атамана Петлюру
Как недоучившийся семинарист стал лидером самопровозглашенной Украинской республики

Битва за Донбасс: военный позор МанштейнаБитва за Донбасс: военный позор Манштейна
Спасая Славянск, немцы перебросили из Дебальцево полицейские батальоны

Как сгорела «Россия»Как сгорела «Россия»
Три главных причины пожаров в гостиницах

Свободная Пресса — Юг

На Юге меняется политическая элитаНа Юге меняется политическая элита
Или на кого нынче делает ставку Кремль

«Военная машина» на Юге стала пробуксовывать?«Военная машина» на Юге стала пробуксовывать?
Удастся ли сохранить оборонную промышленность во время кризиса

Как чиновники  просили прощения не у того ветеранаКак чиновники просили прощения не у того ветерана
91-летнюю участницу войны из трамвая выгнала кондуктор. Оказалось, в Пятигорске это обычное явление