Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История / День в истории
22 января 2014 12:45

Шесть мировых знаменитостей, чьи имена носят созданные ими фирмы

1303

23 января 1956 года скончался австрийский предприниматель Даниэль Сваровски, основатель знаменитой одноименной «хрустальной» империи. Даниэль прожил долгую жизнь. Родившись в 1862 году на севере Богемии (в те годы — Австро-Венгрия), считающейся родиной богемского стекла, он встретил ХХ век, имея патент на изобретенную им машину, с удивительной точностью обрабатывавшую кристаллические камни, и будучи основателем завода по производству изделий из хрусталя. А умер в 1956-м знаменитым на весь мир ювелиром, создателем (вместе с сыновьями Вильгельмом, Фридрихом и Альфредом) уникального состава исходных смесей для изготовления высококачественного хрусталя. Этот состав до настоящего времени хранится компанией в строжайшем секрете.

Сегодня украшения с кристаллами Swarovski рассматриваются специалистами как самостоятельный вид ювелирного искусства. А компания, основанная когда-то «небогатым, но любознательным» Даниэлем и носящая его имя, стала мировым брендом.

В мире в настоящий момент немало фирм, которые носят имя своих основателей. Вот несколько, прославившихся, в частности, в технике. И создавших такую технику, которая прославила их.

1. Автоконцерн Ford Motor Company был основан в 1903 году и стал пионером в производстве автомобилей. Основали его двенадцать бизнесменов из штата Мичиган (США) во главе с Генри Фордом. В 1919 году Генри и его сын Эдсел выкупили все акции и стали единственными владельцами фирмы. Первый автомобиль компании был продан 23 июля 1903 года. В 1908 году Генри Форд воплотил в жизнь свою мечту, выпустив модель «T» — именно её появление ознаменовало наступление новой эры в развитии личного транспорта. Форду постоянно не хватало квалифицированных рабочих для выпуска автомобилей ручной сборки. В 1913 году он установил в цехах завода беспрерывную линию (конвейер) по сборке автомобилей. Это стало началом индустриального переворота. Конвейер проходил через множество цехов, в которых поэтапно собирался автомобиль. В результате готовая машина выходила с завода на собственном ходу. Сегодня концерн Ford имеет развитую дилерскую сеть по всему миру. В том числе, в России.

2. Автомобильная Toyota Motor Co., Ltd. была основана в качестве самостоятельной компании в 1937 году. «Выросла» она из производства автоматических ткацких станков, руководил которой Сакити Тоёда. Незадолго до смерти в 1930 году он озвучил завещание сыну Киитиро: «Твой отец сослужил стране службу производством прядильных машин и ткацких станков; твой долг — послужить стране производством автомобилей». Для упрощения произношения и чтобы отделить бизнес от семейной жизни, новой компании решено было дать имя «Тоёта». В Японии это название считается более удачным, чем «Тоёда» (豊田), так как 8 слывет там числом, приносящим удачу, а слово «Тоёта» (トヨタ), написанное катаканой, как раз состоит из 8 черт.

Ранние модели пассажирского авто Toyota напоминали уже существовавшие Dodge Power Wagon и Chevrolet. Во время Второй мировой войны компания занималась производством только грузовиков для императорской армии. Дилерская сеть Toyopet была создана в апреле 1956 года уже после смерти Киитиро (умер в 1952 г.). Ещё год спустя, в 1957-м, Toyota Crown стал первым японским автомобилем, экспортируемым в Америку, в частности, в США, в Бразилию. А первый автомобиль этой марки, произведённый за пределами Японии, сошел с конвейера в апреле 1963 года в Мельбурне (Австралия). В 2007—2009 гг. и с 2012 по сегодняшний день — крупнейший автопроизводитель в мире.

3. История «ОКБ Сухого» берет свое начало с бригады № 4, которую в октябре 1930 г. возглавил Павел Осипович Сухой — один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации. Белорус, сын учителя народной школы, он после окончания гомельской гимназии работал в конструкторском бюро Туполева. Начинал инженером-конструктором, затем был начальником бригады, заместителем главного конструктора.

Под руководством Туполева, Сухим в этот период были созданы истребители И-4, И-14, рекордные самолёты АНТ-25 (боевой вариант ДБ-1) и АНТ-37бис «Родина» (боевой вариант — ДБ-2). Принимал участие Павел Осипович и в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны. Под руководством П. О. Сухого разработано более 50 конструкций самолётов. Общее число серийно выпущенных машин превышает 10 000 экземпляров. Свыше 2 000 самолетов приобрели 30 стран мира.

На самолетах «Су» установлено более 50 мировых рекордов. Его имя было дано сначала ОКБ, которое Сухой возглавлял много лет. Завершилась реорганизация ОАО Компания «Сухой» к началу 2013 года присоединением трех дочерних обществ — «ОКБ Сухого», Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова и Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им. Ю.А. Гагарина. У компании есть представительства в Индии, Вьетнаме и Китае. Павел Сухой, скончавшийся в 1975 году в возрасте 80 лет, был бы, наверное, очень этому рад.

4. Авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation» русский эмигрант Игорь Сикорский создал в США в 1923 году, спустя четыре года после того, как покинул Родину. Он занял в фирме должность президента. А вице-президентом убедил стать своего соотечественника композитора Сергея Рахманинова. Поначалу мало что получалось. Чтобы спасти фирму друга от разорения, Рахманинов прислал чек на $5000 (в пересчёте на 2010 год это около $80000). В 1929 году, когда финансовое состояние «Sikorsky Aero» заметно улучшились, Игорь Иванович вернул эти деньги с процентами.

Российско-американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ Игорь Сикорский стал создателем четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолета «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана. Все они были первыми в своем роде в мире. Всего он сконструировал около 15 типов самолётов.

Сам слыл отличным пилотом. Но прославил его, главным образом, вертолёт. Первый экспериментальный вертолёт Vought-Sikorsky 300, созданный им в США в 1939 году, стал модернизированным вариантом первого российского вертолёта, созданного Сикорским в июле 1909 года. На вертолётах знаменитого конструктора впервые совершены перелёты через Атлантический (S-61; 1967) и Тихий (S-65; 1970) океаны (с дозаправкой в воздухе). Они применялись как для военных, так и для гражданских целей. Последним вертолётом, построенным им, стал S-58. Скончался Игорь Сикорский в 1972 году в возрасте 82 лет в США.

5. «Pratt & Whitney Company» — американский производитель авиационных двигателей для гражданской и военной авиации. Компания была основана в 1860 году Фрэнсисом Праттом и Эмосом Уитни в США. Занималась производством станков, запчастей для производителей швейных машин, а также оборудования для производства огнестрельного оружия для армии в период Гражданской войны в США.

Оба отца-основателя — и Пратт, и Уитни — были инженерами-механиками. Пратт слыл интересным изобретателем. Он спроектировал фрезерный станок для

компании Джорджа С. Линкольна. А Уитни проявил себя незаурядным организатором. Он способствовал успешному обучению учеников в своей компании, которую в конечном счете и возглавил, став президентом.

В 1925 году в Pratt & Whitney обратился некто Фредерик Брант Рентшлер. Он просил средства и место для производства новых авиационных двигателей. Компания предоставила ему ссуду в размере $250 000, права на использование своего названия и площади в помещениях.

Первый двигатель Pratt & Whitney — Wasp был изготовлен накануне Рождества 1925 года. В марте 1926 года Wasp легко прошел квалификационные испытания, развив мощность 425 л.с. (317 кВт). Мотор помогал самолету развивать такую скорость, был столь производительным и надёжным, что стал революцией в американской авиации.

В том же году ВМС США заказали компании 200 этих двигателей. Но ее основатели до славных времен не дожили. Пратт скончался ещё в 1902 году в Коннектикуте, а Уитни умер в Портленде в 1920 году, спустя 19 лет после того, как в возрасте 69 лет удалился от дел.

В настоящее время «Pratt & Whitney Company» является частью корпорации United Technologies и входит в «большую тройку» производителей авиадвигателей вместе с Rolls-Royce и General Electric.

Последние новости
Цитаты
Борис Шмелев

Политолог

Григор Шпицен

политолог (Германия)

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня