История / День в истории

Как гениальное открытие Дизеля изменило его жизнь

  
1940

28 января 1897 года Рудольф Дизель провел успешные испытания двигателя внутреннего сгорания нового типа. Основное отличие от бензинового состояло в самовоспламенении горючего от сжатия. И, следовательно, не было нужды использовать свечи зажигания. Результаты отказались превосходными. Новый двигатель был эффективнее прежних на 40%. Его и назвали по имени создателя — дизель.

Изобретение заинтересовало, прежде всего, германских промышленников. Прельстились они на то, что изобретатель намеревался использовать в качестве топлива не бензин, а угольную пыль. Это означало, что можно отказаться от закупок американских нефтепродуктов и пользоваться собственным углем, по объемам добычи которого Германия была мировым лидером.

Промышленники, среди которых и могущественный Крупп, выделили Дизелю деньги для реализации изобретения. Модель, в которой Дизель применил водяную рубашку охлаждения, пошла в серию. Это в корне изменило жизнь изобретателя. Мы выяснили — как именно.

Триумфальное турне

Дизель снял промасленный халат и начал блистательное турне по Европе. Он читал лекции, раздавал интервью. Присутствовал на светских раутах. Но главное — зарабатывал громадные деньги. За пять лет он подал 141 патент в 37 стран мира. И это сделало его даже не миллионером, а мультимиллионером. Лишь один американский производитель пива Альфонс Буш, решивший выпускать в Европе дизели, выложил за патент миллион марок.

Огонь критики

И тут судьба Дизеля, словно поршень в цилиндре, дала обратный ход. Владельцы патентов начали роптать: произведенные ими машины во множестве случаев отказывались работать. Изобретателя начали обвинять в мошенничестве. И даже подводили под это документальную базу: чертежи двигателя не совпадают с патентом. Да и топливо не то — керосин вместо угольной пыли.

А проблема заключалась в том, что Рудольф Дизель опередил время. Его двигатели требовали высокой точности изготовления деталей, которой обладало не каждое производство.

Дизель, как мог, отбивался от агрессивных критиков. И при этом работал над новой моделью. В 1908 году он добился существенного уменьшения своего детища. Дизели начали устанавливать на грузовых автомобилях.

Роковое предложение

Но особый интерес к новой модификации проявил ВМФ Германии. Что вскоре привело к созданию немецких дизель-электрических субмарин. Это в конечном итоге и сгубило изобретателя.

Вечером 29 сентября 1913 года Дизель вместе с двумя коллегами сел в Антверпене на паром «Дрезден», идущий через Ла-Манш в Харвич. Эта поездка была связана с приглашением прославленного изобретателя в Англию, где ему предлагалось очень выгодное сотрудничество с некой компанией, которая производила не только гражданское оборудование, но и выполняла военные заказы.

Дизель и два его коллеги разошлись после ужина по каютам. Перед сном изобретатель попросил стюарда разбудить его в 6.30.

Утром Дизеля на пароме не было. Дежурный офицер, совершая обход, нашел на палубе его свернутое пальто, засунутое под рельсы. Через десять дней команда маленького бельгийского лоцманского катера обнаружила его тело, которое по морской традиции было предано воде.

Версии гибели

Расследование не дало однозначного ответа на то, что же случилось в ту роковую ночь.

Было высказано предположение, что Дизель покончил жизнь самоубийством, выбросившись за борт. На то указывали его финансовые проблемы. Однако это были всего лишь проблемы, а не катастрофа, грозящая банкротством. С ними он всего удачно справлялся. Более того, в Англии у него открывались прекрасные финансовые перспективы. И во время ужина, как единогласно уверяли двое его коллег, Дизель пребывал в отличном расположении духа.

Эта версия также маловероятна. На море не было волнения. Его лечащий врач заявил, что у Дизеля не могло быть никакого приступа, который мог бы способствовать выпадению за борт. Но даже в случае приступа невозможно было бы перевалиться через поручни, высота которых превышала метр.

При этом следствием не был установлен и факт убийства. И это вполне естественно, поскольку действовали, как можно предположить, профессионалы, имевшие прекрасную выучку.

Интерес германской разведки

Дело в том, что приезд Дизеля в Англию и его сотрудничество с британскими коллегами было крайне нежелательным для готовящейся к Первой мировой войне Германии. Потому что он мог передать секрет использования дизельного двигателя на подводных лодках.

Если бы это произошло, то, очень может быть, война закончилась бы несколько раньше. Но с тем же результатом — поражением Тройственного союза, в который входила Германия.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня