29 января 1908 года в Санкт-Петербурге был учрежден российский аэроклуб. Эта общественная организация стала катализатором бурного развития отечественной авиации — спортивной и военной. В аэроклуб, который вскоре получил статус императорского, вошли выдающиеся ученые и инженеры, представители деловых кругов. И, конечно же, блистательные авиаторы, прославившие страну мировыми рекордами и беспримерной доблестью. Они были столь же знамениты, как спустя полвека — первые космонавты. Расскажем о самых известных из них.
Рекордсмен шоу
Михаил Никифорович Ефимов (1881 — 1919) был самым первым русским авиатором, сдавшим квалификационный экзамен и получившим право управлять аэропланом. Окончив Одесское железнодорожное училище, он совмещал работу электриком на телеграфе со спортивными занятиями. Вначале добился убедительных результатов в велоспорте. А в 1908 году, пересев на мотоциклет марки «Пежо», дважды стал чемпионом России по мотогонкам. В 1909 году первым в Одессе освоил полеты на планере.
После чего полгода учился во Франции у аса Анри Фармана. Вместе с дипломом получил свидетельство об установлении мирового рекорда по продолжительности полета с пассажиром.
Возвращение на родину было триумфальным. В присутствии 100 тысяч человек Ефимов на аэроплане «Фарман-IV» совершил на одесском ипподроме 5 демонстрационных полетов. После приземления Михаила Ефимовича увенчали лавровым венком с надписью на ленте: «Первому русскому авиатору».
Так был установлен второй мировой рекорд, продержавшийся почти полвека. До Ефимова ни один человек не собирал на своем сольном выступлении такое количество зрителей.
Народный кумир
Сергей Исаевич Уточкин (1876 — 1916). Он был разносторонним спортсменом, обладавшим уникальными дарованиями.
Летный сертификат Уточкин получил в марте 1910 года. Был артистом и авиационным акробатом, совершая во время демонстрационных полетов всевозможные трюки, закладывая крутые виражи, выписывая восьмерки, снижаясь над головами зрителей до двух метров, вызывая всеобщий переполох. Уточкин, по сути, был человеком-театром.
На его шоу собирались толпы зрителей. Он был первым пилотом-гастролером, колеся по стране и Европе. За три года Уточкин поднимался в небо в 70 крупных городах, совершив около 200 полетов. При этом каждое его выступление собирало не менее 20 тыс. зрителей. И, следовательно, в общей сложности «артист» собрал около 5 млн. зрителей.
Триумф авантюриста
Николай Евграфович Попов (1878 — 1929). Будучи агрономом, Попов увлекся революционной деятельностью. Опасаясь ареста, перебрался в Европу. В Европе заскучал и отправился в Африку, чтобы воевать за буров против британских колонизаторов. После поражения буров, вернулся в Европу. В 1909 году в Париже устроился механиком в авиашколу братьев Райт.
До полетов Попова не допускали. Но он обладал столь несокрушимых характером, что остановить его было невозможно. Самовольно выкатывал машину на летное поле, поднимался в небеса и учился летать самостоятельно. Таким образом он угробил два аэроплана, чем смягчил сердца братьев Райт, уважавших дерзость и отвагу.
Попов сделал пару вылетов с инструктором. После чего отправился на авиационные соревнования в Канны. Успел к последнему дню. В этот день никто из пилотов не отважился подняться в небо из-за жуткой непогоды. И зрители, потратившие зря время, начали роптать. Отважный Попов, не имея летного диплома, взлетел, что произвело и на зрителей, и на организаторов праздника сильное впечатление. В результате он получил главный приз в размере 25 тыс. франков.
Княгиня в погонах
Евгения Михайловна Шаховская, княгиня (1889 — 1920). Получив образование, соответствующее ее аристократическому статусу, княгиня немедленно приступила к изучению летного дела. Но не в России, а в Германии, в Берлине. И получив в августе 1911 года летный сертификат, стала работать инструктором на аэродроме Йоханнисталь.
Два года спустя произошла авария — ее самолет столкнулся с самолетом известного пилота Всеволода Абрамовича. Она отделалась легким испугом, Абрамович погиб. После чего прервала летную карьеру.
Но в начале войны Шаховская вернулась на родину и подала прошение Николаю II о направлении ее на фронт. И в чине прапорщика княгиня воевала в Ковенском авиационном отряде. Таким образом, она стала первой в истории военной летчицей. Знание немецкой школы пилотирования и присущая ей отвага способствовали тому, что воевала она наравне с мужчинами.
Но два года спустя Шаховскую обвинили в шпионаже в пользу Германии, совершенно бездоказательно, и приговорили к расстрелу. Император заменил расстрел пожизненной ссылкой в одном из монастырей.
Высший пилотаж Нестерова
Петр Николаевич Нестеров (1887 — 1914). Будучи профессиональным военным, артиллеристом, он поменял специализацию, став военным летчиком. И в этом своем качестве дал очень много не только российской, но и мировой авиации. Его отличительная черта — сочетание мощного интеллекта с беспримерной отвагой.
Нестеров является основоположником школы высшего пилотажа. Обладая фундаментальными научными знаниями, он рассчитал маневр, получивший название «петли Нестерова». Будучи человеком отважным, сам исполнил эту эффектную фигуру на киевском аэродроме 9 сентября 1913 года.
Также Петр Николаевич первым в мире совершил воздушный таран. 8 сентября 1914 года около Жолквы Львовской губернии, не имея огневой возможности сбить немецкий Albatros D1, штабс-капитан Нестеров ударил шасси неприятельский самолет. Оба экипажа погибли.