Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История
9 февраля 2014 12:32

8 секретов лайнера Boeing 747

28042

9 февраля 1969 года совершил дебютный полет первый в истории широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер Boeing 747. Разразившийся год спустя топливный кризис чуть не поставил крест на этой блистательной разработке.

Наследие войны

Начнем с предыстории. Пассажиры первых реактивных лайнеров летали, по сути, на бомбардировщиках периода Второй мировой войны. Британский 24-местный De Havilland 106 Comet, поднявшийся в небо в 1949 году, был создан на базе почти такого же планера, как и у бомбардировщика De Havilland 98. Появившийся в 1955 году Ту-104 и вовсе был бомбардировщиком Ту-16, в котором установили пассажирские кресла и сместили крыло в низ фюзеляжа. Столь стремительное перековывание меча на орало дало горькие плоды. «Британца» после двух лет эксплуатации из-за частых катастроф отстранили от полетов и направили на доработку. Наш же лайнер продолжали эксплуатировать, не взирая на то, что в конечном итоге в результате аварий было утрачено 18% машин.

А вот американская компания Boeing, хоть и располагала громадным опытом создания тяжелых бомбардировщиков, поступила наоборот. Ее пассажирский первенец с турбореактивными двигателями — Boeing 707 — был разработан именно как гражданская машина. А уже спустя два года на базе В-707 создали самолет-заправщик и транспортный самолет КС-135. А затем и знаменитый «летающий локатор» AWACS.

Гонка технологий

Гонка технологий существовала не только между США и СССР. Не менее ожесточенными были состязания и между американскими компаниями, работающими одновременно и на войну, и на мир. У Boeing были два серьезных конкурента — Lockheed и McDonnell Douglas. И в конце 60-х годов они схлестнулись на почве создания суперлайнера, который смог бы покрыть возникший в связи с резким увеличением пассажиропотока дефицит посадочным мест.

Практически одновременно начались разработки трех широкофюзеляжных лайнеров: Boeing 747, McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed L-1011 TriStar.

Чем широкий лучше узкого

Казалось бы, ответ очевиден. В широкофюзеляжном самолете можно разместить больше пассажиров. Но в связи с утяжелением машины требуются более мощные двигатели, которые пожирают больше топлива. В связи с чем экономический выигрыш существенно снижается.

Однако у таких лайнеров существует значительное психологическое достоинство. Узкий фюзеляж, в котором кресла разделены одним проходом, провоцирует в пассажирах клаустрофобию. В широкофюзеляжных лайнерах два прохода, что создает психологический комфорт. И для многих пассажиров, особо впечатлительных, этот момент существенен при выборе компании-перевозчика.

Лидер был на волосок от гибели

Первым к финишу пришел Boeing 747−100. Но для победы пришлось вложить в разработку и изготовление широкофюзеляжного, двухпалубного и дальнемагистрального лайнера, принимающего на борт 452 пассажиров, громадные средства. Для проектирования лайнера был создан громадный конструкторский отдел, в котором работали 6 тыс. человек. Поскольку изготавливать гигантскую машину было невозможно в имеющихся у компании цехах, в кратчайшие сроки был построен новый завод, самый большой в мире стоимостью в $250 млн. Активы компании стремительно приближались к нулю.

Кризис, которого никто не ждал

4 двигателя Boeing 747−100 пожирали громадное количество топлива: максимальный запас керосина составлял 178700 литров. Этого количества легкому самолету Cessna 150 достаточно, чтобы пролететь почти 2 млн. километров. На первых порах перевозчиков это устраивало.

Но в 1970 году разразился топливный кризис, в связи с чем пострадала не только компания-производитель, но и перевозчики, закупившие суперлайнер. Они были вынуждены повысить цены на билеты. В связи с чем 747−100 летали полупустыми. И тут начались всяческие «креативные» действия, которые должны были способствовать улавливанию душ пассажиров. Например, American Airlines начала устанавливать в салонах вместо кресел пианино и барные стойки. Затем лайнеры были переоборудованы в грузовые и проданы. По тому же пути пошла и авиакомпания Continental Airlines. И лишь в Юго-Восточной Азии в связи с перегруженностью линий Boeing 747 по-прежнему пользовались успехом.

В конечном итоге более экономичные McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed L-1011 TriStar, оснащенные не 4, а 3 двигателями, сильно потеснили в небе «прожорливые» В-747.

Поедание конкурентов

Однако для конкурентов Боинга это была пиррова победа. Соперничая по части приоритетности широкофюзеляжного лайнера, они надорвались, исчерпав свои ресурсы. В 90-е годы McDonnell Douglas, разрабатывая широкофюзеляжник нового поколения, опустошила свою казну. Одновременно с этим Министерство обороны лишило компанию заказа на разработку истребителя. В результате Boeing поглотил своего конкурента.

Lockheed потерпел поражение еще раньше. В 1984 году убытки в секторе производства гражданских лайнеров превысили разумный порог, и компания ушла с этого рынка, продолжив заниматься лишь производством военной техники.

Кому война, а кому мать родна

Нелегкие времена Boeing пережил, благодаря тому, что холодная война была в самом разгаре. Свою не совсем удачную в коммерческом отношении разработку он начал приспосабливать к нуждам Пентагона. В результате были получены серьезные средства, позволившие компании остаться наплаву.

Boeing 747 имеет несколько военных модификаций.

На одной из моделей была установлена мощная лазерная пушка, предназначенная для поражения баллистических ракет противника на участке разгона.

Также ряд машин был переоборудован для использования в военно-транспортной авиации.

4 лайнера получили название «самолет Судного дня». Они оснащены аппаратурой связи и управления и являются воздушными командными пунктами на случай начала ядерной войны и разрушения наземных структур управления.

Одна модель была приспособлена для перевозки «на спине» космического многоразового корабля.

И, наконец, на базе Boeing 747 был создан президентский лайнер, которым и по сей день пользуется Барак Обама.

Новая арена боевых действий

Компания пережила несколько нелегких лет. Но в конечном итоге вернулась к своей амбиционной программе, разрабатывая новые модели шипрокофюзеляжника. Вслед за В-747−100 появились В-747−200, В-747−300, В-747−400, В-747−8. В общей сложности за 40 с лишним лет было выпущено почти 1500 самолетов 747-й серии.

400-сотая модель, принимая на борт 524 пассажира, удерживала этот рекорд до 2005 года. А потом появился Airbus A380, который перевозит 853 пассажира. И, следовательно, теперь амбициозный Boeing перенес арену конкурентной борьбы в Европу.

Снимок на открытии: Boeing 747−8

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня