История

6 самых результативных атак подводных лодок

  
21999

17 февраля 1864 года во время гражданской войны в США подводная лодка южан «H. L. Hunley» под командованием 25-летний Джорджа Диксона, входившая в состав флота Конфедерации, потопила пароходо-фрегат северян «Housatonic». Это было первое в мире успешное боевое применение субмарины.

Подлодка «H. L. Hunley» носила имя своего создателя Хораса Л. Ханли. Построена была для прорыва морской блокады портов Конфедерации. Субмарина представляла собой примитивное металлическое сооружение, основу которого составлял обычный паровозный котел. По обоим концам — заостренные конечности, в которых находились балластные цистерны для погружения и всплытия. Гребной винт вручную вращали восемь матросов при помощи гребного вала. Свет в подводном положении давала единственная горевшая свеча, которая одновременно служила и индикатором уровня кислорода внутри субмарины. Вооружение «H. L. Hunley» составляла мина, закрепленная на длинном стальном шесте, находившемся в носу.

Во время испытаний лодка дважды тонула, погубив оба первых экипажа. Третий, состоявший из добровольцев, и повел Диксон в подводную атаку на «Housatonic», находившийся в нескольких километрах от берега. Около 21 часа заряд, который несла «H. L. Hunley», отправил пароходо-фрегат на дно. Но и подводная лодка к причалу не вернулась. Не исключено, что взрыв погубил и ее.

В 1995 году американские исследователи нашли «H. L. Hunley» на дне неподалеку от места ее единственной атаки. Субмарину подняли и отправили в музей.

С тех пор в различных войнах подводники многих стран провели тысячи успешных торпедных атак. Вот пять самых результативных из них.

1. 22 сентября 1914 года, во время первой мировой войны, в проливе Ла-Манш один за другим были уничтожены сразу три находившихся в дозоре британских броненосных крейсера — «Абукир», «Кресси» и «Хог» общим водоизмещением 36 тысяч тонн. Как выяснилось, крейсера потопила германская подводная лодка U-9, которой командовал лейтенант Отто Веддиген.

Первая торпеда в 6.30 утра попала в правый борт «Абукира». Корабль стал быстро тонуть. Командиры двух других крейсеров решили, что «Абукир» нарвался на мину. И поспешили спасать экипаж. Первым к тонущим подошел «Хог». Но едва он начал снимать людей, как и под ним раздались два сильных взрыва. Окутанный паром и дымом, «Хог» в считанные минуты скрылся под водой. Через несколько десятков минут та же участь постигла и «Кресси», который опрокинулся кверху килем и тоже отправился на дно.

В том бою флот Ее Величества лишился 1459 моряков из экипажей всех трех крейсеров — почти столько же, сколько потеряла Англия в самом кровопролитном в истории страны морском сражении — Трафальгарском. А командира «U-9» Берлин наградил Железным крестом.

Любопытно, что менее чем через месяц, 15 октября 1914 года, подводная лодка Отто Веддигена потопила еще один английский крейсер — «Хаук».

2. 7 мая 1915 года самый быстроходный в Атлантике четырехтрубный британский пассажирский корабль «Лузитания», выполнявший, несмотря на войну, обычный рейс Нью-Йорк — Ливерпуль, был внезапно атакован немецкой подводной лодкой. Потом выяснилось, что «Лузитанию» погубила встреча с U-20, которой командовал капитан-лейтенант Вальтер Швигер. Его экипаж в том походе уже успел потопить парусник и два парохода англичан. Неиспользованными оставались всего две торпеды, поэтому лодка возвращалась в свою базу в Вильгельмсхафене.

U-20 шла в надводном положении, когда из тумана на нее выкатила «Лузитания». Судно было столь велико, что Швигеру вначале показалось, будто лес труб и мачт перед ним — это целый конвой. Экстренно погрузившись, германская субмарина попыталась сблизиться с пароходом. Не тут-то было. «Лузитания», опасавшаяся атак из-под воды, выжимала из машин максимум — шла 21-узловым ходом. U-20 не могла дать больше 5 узлов.

Англичан погубил поворот в порт Квинстон. Изменившая курс «Лузитания» оказалась всего в 700 метрах от кравшейся на перископной глубине U-20. Швигеру хватило всего одной торпеды. В корабельном журнале он сделал такую запись: «Отмечено попадание в районе тоннеля гребного вала под мостиком. Необычно сильная детонация, сопровождающаяся большими клубами дыма и обломками. Судя по всему, имел место второй взрыв. Судно замедлило ход и сильно накренилось на правый борт. Корма быстро погружается в воду. На борту царит паника. Спускают шлюпки. Отмечены неудачные попытки спуска на воду груженных людьми шлюпок. Шлюпки с левого борта не могут быть спущены из-за крена».

Через восемнадцать минут пароход затонул, отправив на дно 1198 человек.

3. Осенью 1939 года штаб гитлеровских Кригсмарине под руководством адмирала Карла Деница разработал план нападения на самую охраняемую базу королевского флота Великобритании в Скапа-Флоу. Подходы к ней казались совершенно неприступными, тщательно охранялись сторожевыми кораблями, прикрывались боновыми заграждениями, противолодочными сетями и затопленными вдоль узкого фарватера судами.

Тем не менее, благодаря тщательной аэрофотосъемке лазейка была обнаружена. Через нее в ночь с 13 на 14 ноября через пролив Кирк-Саунд в надводном положении и прокралась в Скапа-Флоу немецкая подводная лодка U-47, которой командовал будущий любимец фюрера капитан-лейтенант Гюнтер Прин. Субмарина не стала погружаться перед атакой. В надводном положении она атаковала стоявший на якорях линкор «Ройял Оук» водоизмещением 27, 5 тыс. тонн. Три торпеды попали в борт линкора. Одна из них вызвала детонацию погребов с боезапасом и корабль быстро затонул. Погибли 833 человек его экипажа. А U-47 благополучно вернулась на базу.

В Германии Прина встретили как героя. Гитлер наградил его Рыцарским крестом с дубовыми листами. На рубке отличившейся лодки нарисовали быка. И командира U-47 стали называть «Бык Скапа-Флоу».

7 марта 1941 года Гюнтер Прин погиб при атаке конвоя союзников в северной Атлантике.

4. 29 ноября 1944 года Япония потеряла только что введенный в строй авианосец «Синано». Заложен он был в 1940 году как один из четырех сверхмощных линкоров типа «Ямато» (полное водоизмещение 72 тысячи тонн, толщина бортовой брони 203 миллиметра). Потом строительство приостановилось. А после битвы с американцами у атолла Мидуэй, в котором Япония понесла тяжелые потери именно в авианосцах, судьба «Синано» круто переменилась. Его решено было достраивать как плавучий аэродром. В эксплуатацию корабль был принят флотом всего за 10 дней до гибели.

На его беду, на переходе в военно-морскую базу Куре курс «Синано» пересекся с курсом подводной лодки ВМС США SS-311 «Арчер-Фиш», которой командовал Джозеф Инрайт. Вечером 28 ноября радиолокационная станция американцев на удалении 12 миль обнаружила шедщий полным ходом японский авианосец. Полночи шла погоня.

В 3.17 минут «Арчен-Фиш» сблизилась с целью на дистанцию залпа и выстрелила шестью торпедами из носовых аппаратов. Четыре заряда угодили в броню правого борта «Синано». Посчитав повреждения неопасными, командир авианосца решил продолжать движение прежним курсом. Однако пробоины оказались слишком велики, а водонепроницаемые переборки не выдержали. Через семь часов после атаки «Синано» затонул в 65 милях от берега. Корабли охранения спасли 1080 человек, 1435 моряков и рабочих сдаточной команды были объявлены пропавшими без вести. Командир корабля капитан 1 ранга Абэ отказался покинуть авианочец и погиб вместе с ним.

За этот успех Джозеф Инрайт был награжден Крестом ВМС.

5. 30 января 1945 года подводная лодка Балтийского флота С-13, которой командовал капитан 3 ранга Александр Маринеско, к северо-западу от Данцигской бухты потопила огромный гитлеровский транспорт «Вильгельм Густлов» (водоизмещение 25 484 тонн). Это судно служило плавбазой 2-й учебной дивизии подводного плавания Кригсмарине. А его выход в море был частью разработанной штабом адмирала Деница операции «Ганнибал».

Суть операции, по словам Деница: «Все имеющиеся в наличии немецкие корабли должны спасать от Советов все, что можно будет спасти». Поэтому неудивительно, что на борту «Вильгельма Густлова» оказались не только 918 гитлеровских подводников, но и 373 женщин-военнослужащих из вспомогательной части флота, 162 раненых военнослужащих, 173 члена экипажа и 4424 беженца. Всего 6050 человек.

В 19 часов после выхода из базы на немецком транспорте на короткое время включили ходовые огни — таким образом капитан «Вильгельма Густлова» пытался помочь обещанным ему кораблям охранения обнаружить пароход. Однако никакого охранения не дождались и в 19.30 немцы огни выключили. Но получаса их сияния хватило оказавшимся поблизости подводникам Маринеско, чтобы разглядеть цель.

После непродолжительной погони в 21.04 С-13 произвела трехторпедный залп. «Вильгельм Густлов» затонул в считанные минуты. С ним погибли, по германским данным, 16 офицеров учебной дивизии, 390 курсантов, 250 женщин-военнослужащих, 90 членов экипажа, а также все раненые. Спасти удалось 876 человек.

После войны в СССР распространилась красивая легенда, будто за эту атаку Гитлер объявил Маринеско своим личным врагом. Ни одним документом эта версия не подтверждена. Она сомнительна хотя бы потому, что рейху оставалось жить всего три месяца и на Берлин с востока накатывал такой огненный вал, что о всех кандидатах в личные враги фюреру вряд ли успевали даже докладывать.

Иллюстрация на открытии: Подлодка «H. L. Hunley».

Фото: korabley.net, historyplace.com, wikimedia.org, maritimequest.com, wikimedia.org, lemur59.ru

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Павел Салин

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня