Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История / День в истории
26 февраля 2014 13:14

8 знаменитых военных дирижаблей

3121

27 февраля 1885 году в Петербурге открылся Учебный воздухоплавательный парк — военное заведение Русской императорской армии для подготовки аэронавтов-офицеров воздухоплавательных частей. Именно здесь в 1910 году был испытан в воздухе первый российский дирижабль «Кречет». Мы составили подборку о восьми знаменитых военных дирижаблях.

«Кречет», Россия

1909 году русское военное министерство закупило во Франции на заводе «Лебоди» полужесткий дирижабль, получивший в России наименование «Лебедь». Параллельно комиссия Главного инженерного управления под руководством профессора Военно-инженерной академии генерала Н. Л. Кирпичева вела разработку и постройку первого отечественного военного дирижабля.

Этот полужесткий дирижабль, вначале названный «Комиссионный», а позднее переименованный в «Кречет», был построен в июле 1909 года. Завод Лесснера спроектировал и построил четырехцилиндровый двигатель мощностью 50 л. с., но провалил испытания. Пришлось заказать два двигателя автомобильного типа заводу «Панар-Левассор» (Франция). Большая масса моторов вызвала увеличение объема оболочки до 6000 куб. м. Оболочку удалось изготовить на заводе «Треугольник». Московский завод «Дукс» построил платформу и гондолу. Четырехлопастные ореховые пропеллеры были сделаны в Петербурге Первым российским товариществом воздухоплавания.

Первый полет «Кречета» состоялся 30 июля 1910 года — через год после постройки. После испытательных полетов, в которых была достигнута скорость 43 км/ч и продемонстрирована хорошая управляемость дирижабля, «Кречет» передали в 9-ю воздухоплавательную роту, находившуюся в Риге. Командиром корабля назначили военного воздухоплавателя Ковалевского. «Кречет» стал первым построенным в России дирижаблем, принятым на вооружение русской армии.

L-59, Германия

Имя графа Фердинанда фон Цеппелина стало нарицательным, и закрепилось за созданным им типом дирижабля жесткой конструкции. Первый полет на дирижабле LZ-1 собственной конструкции Цеппелин совершил в 1990 году, в возрасте 62 лет. Третий LZ-3 он построил под залог фамильных ценностей. Но только в 1911 году, под давлением императора Вильгельма II, цеппелин был принят на службу в качестве разведывательного, минно-заградительного и бомбардировочного средства.

В конце Первой мировой немцы построили цеппелин L-59 и совершили на нем рейд в Восточную Африку, чтобы доставить продовольствие, медикаменты и боеприпасы немецким отрядам под командованием Леттова-Форбекс. 21 ноября 1917 года дирижабль вылетел в Восточную Африку, имея на борту 7400 кг артснарядов, ручных гранат, винтовочных патронов, а также 3260 кг пулеметов и другого вооружения. Дирижабль миновал район Смирны, пересек Средиземное море и пошел западнее Нила, мимо островов Сирос, Фарофра и Дахель. Резкое охлаждение ночью заставляло экипаж расходовать балласт. Днем температура в гондолах поднималась до изнуряющих величин, а суточные ее колебания еще над Малой Азией достигали 40 °C. Вертикальные течения и вихри в южных районах Сахары осложняли полет и вызывали острые приступы морской болезни у всех членов экипажа, даже самых закаленных.

23 ноября дирижабль, долетевший уже до Хартума, повинуясь неожиданно полученному по радио приказу, вынужден был повернуть в обратный путь. 25 ноября он вернулся в Ямбол, пройдя за 95 часов полета 7000 км. Из взятых в полет 21 600 кг топлива было израсходовано 11 400 кг, а оставшихся 10 200 кг теоретически хватило бы еще на 64 летных часа. Все оборудование и двигатели функционировали без отказов.

N-1, Италия

В 1920-х итальянское воздухоплавание было тесно связано с именем Умберто Нобиле. В 23 года он окончил инженерно-математический факультет Неапольского университета, а в 1911 году по конкурсу, объявленному военным министерством, поступил в воздухоплавательное училище в Риме. 24 мая 1915 года Италия объявила о вступлении в Первую мировую войну, и Нобиле направили на службу в инженерные войска, где он принял участие в проектировании полужестких дирижаблей для военно-морских сил.

В 1924 году под руководством Нобиле был построен N-1 — самый совершенный на то время итальянский полужесткий дирижабль. Максимальная дальность полета достигала 4775 км, статический потолок — 2760 м над уровнем моря. N-1 развивал скорость 100 км/ч, имея на борту 8 тонн груза.

Огромной удачей для N-1 стал 1926 год, когда знаменитый полярный исследователь Руал Амундсен решил с помощью этого дирижабля организовать полет на Северный полюс. N-1 был переименован в «Норвегию», и под командой Нобиле перелетел из Рима в Пулхэм (Великобритания), затем в Осло и, через Ленинград, на Шпицберген в Кингс Бей. Оттуда «Норвегия» стартовала к Северному полюсу и достигла его 12 мая 1926 года. Экипаж провел там 2,5 часа, обследовал территорию с воздуха, а затем дирижабль направился на Аляску, где благополучно приземлился в Пойнт Барроу. Там он был разобран и на транспортном судне доставлен обратно в Италию.

Полярный полет длился 71 час и имел протяженность 3500 км. Эта экспедиция, которая по фамилиям ее главных участников была названа экспедицией Амундсена-Элсворта-Нобиле, закончилась полным триумфом.

ZR-3 «Лос-Анджелес», США

Окончание войны и принятие Версальского договора поставили компанию «Цеппелин» на грань краха. Но Соединенные Штаты испытывали недостаток в грамотных специалистах. Несмотря на протесты европейских государств, летом 1921 года там заказали «Цеппелину» строительство воздушного корабля LZ-126 «Лос-Анджелес». Летом 1922 года на стапелях Фридрихсхафена был заложен корпус самого большого в мире дирижабля.

Строительством LZ-126 руководил Карл Арнштейн. 13 октября 1924 года доктор Хуго Эккенер, глава немецкой фирмы, лично стартовал на LZ-126 в сторону Америки. При взлете на палубе находилось 93 тонн полезного груза. Из них — 30 тонн топлива, 2 тонны масла и 1,5 тонны водяного балласта.

Корабль направился к западному побережью Испании. Оттуда к Азорским островам, далее над Новой Шотландией на Бостон. Двумя днями позже, благополучно преодолев опасный путь и проведя в воздухе 81 час 17 минут, воздушный корабль подошел к причальной мачте Лейкхерста.

В США дирижабль был назван ZR-3 «Лос-Анджелес» и включен в список действующих воздушных судов ВМС. Водород заменили гелием.

Этот дирижабль стал самым надежным воздушным кораблем в истории ВМС США. Американское командование видело в больших дирижаблях средство для контроля Тихого океана. В соответствии с взглядами того времени, флотилия морских дирижаблей могла бы эффективно заменить корабли в деле дальней морской разведки.

«Адъютант Венсено», Франция

Франция сыграла исключительно важную роль в развитии воздухоплавания и авиации. К 1 января 1914 года по общему объему своих дирижаблей (116 600 куб. м) Франция находилась на втором месте в мире, уступая лишь Германии.

Построенный в 1911 году «Адъютант Венсено» совершил 31 боевой вылет: 14 полетов в 1914 году, 12 — в 1915 и 5 — в 1916 году. Всего он налетал 5500 км и в каждом полете сбрасывал по 30 бомб. Таким образом, он стал самым активным дирижаблем французской армии.

Несколько раз корабль получал серьезные повреждения от огня с земли, но после ремонта снова принимал участие в боях. В 1916 году его все еще можно было встретить над линией фронта, моторы были столь изношены, что дирижабль практически не мог лететь против ветра. 2 июня 1916 года «Адъютант Венсено» был сбит германской артиллерией.

«Адъютант Венсено» был кораблем так называемой крейсерской серии. Французы многого ожидали от этих больших крейсеров, которые армия заказала в 1912 году. Это должны были быть дирижабли нежесткого или полужесткого типов — французский ответ на германские «цеппелины». Объем каждого составлял не менее 23 000 куб. м, общая мощность моторов — около 1000 л. с., практический потолок 3000 м. Груз распределялся между несколькими гондолами.

«Победа», СССР

В Советском Союзе на Черном море еще в 1945 году был организован специальный воздухоплавательный отряд для поиска мин и затонувших кораблей. Для этой цели в сентябре 1945 года из Москвы в Севастополь совершил перелет дирижабль «Победа» под командой капитана А.И. Рощина.

26 сентября дирижабль «Победа» вылетел в свой первый ознакомительный полет. Полет продолжался 4 часа и 20 минут. В первом же полете, прямо на выходе из Севастопольской бухты, с дирижабля была обнаружена затаившаяся на небольшой глубине мина, хотя до этого было проведено неоднократное траление бухты. Вызванный по радио с дирижабля тральщик выловил мину, отбуксировал ее в открытое море и там расстрелял.

А.И. Рощин вспоминал: «Мы провели большую программу научно-исследовательских работ, несколько раз летали на разведку мин. Штормы срывали их со стальных тросов. Блуждая в море, они угрожали торговым и пассажирским судам. Мы отыскивали мины и сообщали об этом командирам траловых судов, которые их уничтожали. Бывали случаи, когда мы спускались над морем до 5 метров и свободно разговаривали с командирами катеров, указывая им местонахождение мин».

Дирижабль проводил аэрофотосъемку минных полей и участвовал в экспериментах по обнаружению подводных лодок. Попутно дирижабль проводил опыты по обнаружению косяков рыбы в акваториях Черного моря.

Эксплуатация воздушного корабля в Севастополе проводилась с 23 сентября по 2 ноября. Всего дирижабль «Победа» совершил над Черным морем 20 полетов общей продолжительностью 113 часов. По итогам боевой работы «Победы» командующий Черноморским флотом адмирал Ф.С. Октябрьский запросил в Главном штабе ВМФ две эскадры дирижаблей для своего флота. Однако дальнейшего продолжения программа, к сожалению, не получила.

К-74, США

Во время Второй мировой войны США активно применяли мягкие дирижабли объемом 12 и 18 тыс. куб. м, в качестве разведывательных воздушных судов, предназначенных для борьбы с немецкими субмаринами. Эти дирижабли развивали скорость до 128 км/ч и могли находиться в полете до 50 часов. Последний дирижабль класса К («K Ship») K-43 был снят с вооружения в марте 1959 года. Единственным дирижаблем, сбитым во Второй мировой, стал американский K-74, который в ночь с 18 на 19 июля 1943 года атаковал шедшую в надводном положении подлодку U-134 у северо-восточного побережья Флориды. Субмарина заметила дирижабль и открыла огонь первой. Дирижабль, не сбросив глубинные бомбы из-за ошибки оператора, упал в море и затонул через несколько часов, при этом погиб один член экипажа из 10.

ZPG-3W, США

В конце 1950-х ВМС США получили ZPG-3W — крупнейший мягкий дирижабль в истории. Он был использован для заполнения радиолокационного пробела между наземными радиолокационными станциями в североамериканской сети раннего предупреждения во время «холодной войны». ZPG-3W является редким примером использования внутреннего пространства дирижабля — огромная радиоантенна располагалась внутри гелиевого баллона. Четыре таких дирижабля были поставлены в ВМС США. Первый полет ZPG-3W состоялся в июле 1958 года. Дирижабль был более 120 м длиной и почти 36,6 м высотой, и мог находиться в полете в течение многих дней.

ZPG-3W были последними из дирижаблей, созданных для ВМС США, их списали в ноябре 1962 года. Считается, что радар типа AN/APS-70 с его огромной антенной до сих пор является лучшей бортовой радиолокационной системой для обнаружения самолётов, поскольку из-за использования радиоволн низкой частоты он не зависел от хорошей погоды для оптимальной работы.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня