27 февраля 1885 году в Петербурге открылся Учебный воздухоплавательный парк — военное заведение Русской императорской армии для подготовки аэронавтов-офицеров воздухоплавательных частей. Именно здесь в 1910 году был испытан в воздухе первый российский дирижабль «Кречет». Мы составили подборку о восьми знаменитых военных дирижаблях.
«Кречет», Россия
1909 году русское военное министерство закупило во Франции на заводе «Лебоди» полужесткий дирижабль, получивший в России наименование «Лебедь». Параллельно комиссия Главного инженерного управления под руководством профессора Военно-инженерной академии генерала Н. Л. Кирпичева вела разработку и постройку первого отечественного военного дирижабля.
Этот полужесткий дирижабль, вначале названный «Комиссионный», а позднее переименованный в «Кречет», был построен в июле 1909 года. Завод Лесснера спроектировал и построил четырехцилиндровый двигатель мощностью 50 л. с., но провалил испытания. Пришлось заказать два двигателя автомобильного типа заводу «Панар-Левассор» (Франция). Большая масса моторов вызвала увеличение объема оболочки до 6000 куб. м. Оболочку удалось изготовить на заводе «Треугольник». Московский завод «Дукс» построил платформу и гондолу. Четырехлопастные ореховые пропеллеры были сделаны в Петербурге Первым российским товариществом воздухоплавания.
Первый полет «Кречета» состоялся 30 июля 1910 года — через год после постройки. После испытательных полетов, в которых была достигнута скорость 43 км/ч и продемонстрирована хорошая управляемость дирижабля, «Кречет» передали в 9-ю воздухоплавательную роту, находившуюся в Риге. Командиром корабля назначили военного воздухоплавателя Ковалевского. «Кречет» стал первым построенным в России дирижаблем, принятым на вооружение русской армии.
L-59, Германия
Имя графа Фердинанда фон Цеппелина стало нарицательным, и закрепилось за созданным им типом дирижабля жесткой конструкции. Первый полет на дирижабле LZ-1 собственной конструкции Цеппелин совершил в 1990 году, в возрасте 62 лет. Третий LZ-3 он построил под залог фамильных ценностей. Но только в 1911 году, под давлением императора Вильгельма II, цеппелин был принят на службу в качестве разведывательного, минно-заградительного и бомбардировочного средства.
В конце Первой мировой немцы построили цеппелин L-59 и совершили на нем рейд в Восточную Африку, чтобы доставить продовольствие, медикаменты и боеприпасы немецким отрядам под командованием Леттова-Форбекс. 21 ноября 1917 года дирижабль вылетел в Восточную Африку, имея на борту 7400 кг артснарядов, ручных гранат, винтовочных патронов, а также 3260 кг пулеметов и другого вооружения. Дирижабль миновал район Смирны, пересек Средиземное море и пошел западнее Нила, мимо островов Сирос, Фарофра и Дахель. Резкое охлаждение ночью заставляло экипаж расходовать балласт. Днем температура в гондолах поднималась до изнуряющих величин, а суточные ее колебания еще над Малой Азией достигали 40 °C. Вертикальные течения и вихри в южных районах Сахары осложняли полет и вызывали острые приступы морской болезни у всех членов экипажа, даже самых закаленных.
23 ноября дирижабль, долетевший уже до Хартума, повинуясь неожиданно полученному по радио приказу, вынужден был повернуть в обратный путь. 25 ноября он вернулся в Ямбол, пройдя за 95 часов полета 7000 км. Из взятых в полет 21 600 кг топлива было израсходовано 11 400 кг, а оставшихся 10 200 кг теоретически хватило бы еще на 64 летных часа. Все оборудование и двигатели функционировали без отказов.
N-1, Италия
В 1920-х итальянское воздухоплавание было тесно связано с именем Умберто Нобиле. В 23 года он окончил инженерно-математический факультет Неапольского университета, а в 1911 году по конкурсу, объявленному военным министерством, поступил в воздухоплавательное училище в Риме. 24 мая 1915 года Италия объявила о вступлении в Первую мировую войну, и Нобиле направили на службу в инженерные войска, где он принял участие в проектировании полужестких дирижаблей для военно-морских сил.
В 1924 году под руководством Нобиле был построен N-1 — самый совершенный на то время итальянский полужесткий дирижабль. Максимальная дальность полета достигала 4775 км, статический потолок — 2760 м над уровнем моря. N-1 развивал скорость 100 км/ч, имея на борту 8 тонн груза.
Огромной удачей для N-1 стал 1926 год, когда знаменитый полярный исследователь Руал Амундсен решил с помощью этого дирижабля организовать полет на Северный полюс. N-1 был переименован в «Норвегию», и под командой Нобиле перелетел из Рима в Пулхэм (Великобритания), затем в Осло и, через Ленинград, на Шпицберген в Кингс Бей. Оттуда «Норвегия» стартовала к Северному полюсу и достигла его 12 мая 1926 года. Экипаж провел там 2,5 часа, обследовал территорию с воздуха, а затем дирижабль направился на Аляску, где благополучно приземлился в Пойнт Барроу. Там он был разобран и на транспортном судне доставлен обратно в Италию.
Полярный полет длился 71 час и имел протяженность 3500 км. Эта экспедиция, которая по фамилиям ее главных участников была названа экспедицией Амундсена-Элсворта-Нобиле, закончилась полным триумфом.
ZR-3 «Лос-Анджелес», США
Окончание войны и принятие Версальского договора поставили компанию «Цеппелин» на грань краха. Но Соединенные Штаты испытывали недостаток в грамотных специалистах. Несмотря на протесты европейских государств, летом 1921 года там заказали «Цеппелину» строительство воздушного корабля LZ-126 «Лос-Анджелес». Летом 1922 года на стапелях Фридрихсхафена был заложен корпус самого большого в мире дирижабля.
Строительством LZ-126 руководил Карл Арнштейн. 13 октября 1924 года доктор Хуго Эккенер, глава немецкой фирмы, лично стартовал на LZ-126 в сторону Америки. При взлете на палубе находилось 93 тонн полезного груза. Из них — 30 тонн топлива, 2 тонны масла и 1,5 тонны водяного балласта.
Корабль направился к западному побережью Испании. Оттуда к Азорским островам, далее над Новой Шотландией на Бостон. Двумя днями позже, благополучно преодолев опасный путь и проведя в воздухе 81 час 17 минут, воздушный корабль подошел к причальной мачте Лейкхерста.
В США дирижабль был назван ZR-3 «Лос-Анджелес» и включен в список действующих воздушных судов ВМС. Водород заменили гелием.
Этот дирижабль стал самым надежным воздушным кораблем в истории ВМС США. Американское командование видело в больших дирижаблях средство для контроля Тихого океана. В соответствии с взглядами того времени, флотилия морских дирижаблей могла бы эффективно заменить корабли в деле дальней морской разведки.
«Адъютант Венсено», Франция
Франция сыграла исключительно важную роль в развитии воздухоплавания и авиации. К 1 января 1914 года по общему объему своих дирижаблей (116 600 куб. м) Франция находилась на втором месте в мире, уступая лишь Германии.
Построенный в 1911 году «Адъютант Венсено» совершил 31 боевой вылет: 14 полетов в 1914 году, 12 — в 1915 и 5 — в 1916 году. Всего он налетал 5500 км и в каждом полете сбрасывал по 30 бомб. Таким образом, он стал самым активным дирижаблем французской армии.
Несколько раз корабль получал серьезные повреждения от огня с земли, но после ремонта снова принимал участие в боях. В 1916 году его все еще можно было встретить над линией фронта, моторы были столь изношены, что дирижабль практически не мог лететь против ветра. 2 июня 1916 года «Адъютант Венсено» был сбит германской артиллерией.
«Адъютант Венсено» был кораблем так называемой крейсерской серии. Французы многого ожидали от этих больших крейсеров, которые армия заказала в 1912 году. Это должны были быть дирижабли нежесткого или полужесткого типов — французский ответ на германские «цеппелины». Объем каждого составлял не менее 23 000 куб. м, общая мощность моторов — около 1000 л. с., практический потолок 3000 м. Груз распределялся между несколькими гондолами.
«Победа», СССР
В Советском Союзе на Черном море еще в 1945 году был организован специальный воздухоплавательный отряд для поиска мин и затонувших кораблей. Для этой цели в сентябре 1945 года из Москвы в Севастополь совершил перелет дирижабль «Победа» под командой капитана А.И. Рощина.
26 сентября дирижабль «Победа» вылетел в свой первый ознакомительный полет. Полет продолжался 4 часа и 20 минут. В первом же полете, прямо на выходе из Севастопольской бухты, с дирижабля была обнаружена затаившаяся на небольшой глубине мина, хотя до этого было проведено неоднократное траление бухты. Вызванный по радио с дирижабля тральщик выловил мину, отбуксировал ее в открытое море и там расстрелял.
А.И. Рощин вспоминал: «Мы провели большую программу научно-исследовательских работ, несколько раз летали на разведку мин. Штормы срывали их со стальных тросов. Блуждая в море, они угрожали торговым и пассажирским судам. Мы отыскивали мины и сообщали об этом командирам траловых судов, которые их уничтожали. Бывали случаи, когда мы спускались над морем до 5 метров и свободно разговаривали с командирами катеров, указывая им местонахождение мин».
Дирижабль проводил аэрофотосъемку минных полей и участвовал в экспериментах по обнаружению подводных лодок. Попутно дирижабль проводил опыты по обнаружению косяков рыбы в акваториях Черного моря.
Эксплуатация воздушного корабля в Севастополе проводилась с 23 сентября по 2 ноября. Всего дирижабль «Победа» совершил над Черным морем 20 полетов общей продолжительностью 113 часов. По итогам боевой работы «Победы» командующий Черноморским флотом адмирал Ф.С. Октябрьский запросил в Главном штабе ВМФ две эскадры дирижаблей для своего флота. Однако дальнейшего продолжения программа, к сожалению, не получила.
К-74, США
Во время Второй мировой войны США активно применяли мягкие дирижабли объемом 12 и 18 тыс. куб. м, в качестве разведывательных воздушных судов, предназначенных для борьбы с немецкими субмаринами. Эти дирижабли развивали скорость до 128 км/ч и могли находиться в полете до 50 часов. Последний дирижабль класса К («K Ship») K-43 был снят с вооружения в марте 1959 года. Единственным дирижаблем, сбитым во Второй мировой, стал американский K-74, который в ночь с 18 на 19 июля 1943 года атаковал шедшую в надводном положении подлодку U-134 у северо-восточного побережья Флориды. Субмарина заметила дирижабль и открыла огонь первой. Дирижабль, не сбросив глубинные бомбы из-за ошибки оператора, упал в море и затонул через несколько часов, при этом погиб один член экипажа из 10.
ZPG-3W, США
В конце 1950-х ВМС США получили ZPG-3W — крупнейший мягкий дирижабль в истории. Он был использован для заполнения радиолокационного пробела между наземными радиолокационными станциями в североамериканской сети раннего предупреждения во время «холодной войны». ZPG-3W является редким примером использования внутреннего пространства дирижабля — огромная радиоантенна располагалась внутри гелиевого баллона. Четыре таких дирижабля были поставлены в ВМС США. Первый полет ZPG-3W состоялся в июле 1958 года. Дирижабль был более 120 м длиной и почти 36,6 м высотой, и мог находиться в полете в течение многих дней.
ZPG-3W были последними из дирижаблей, созданных для ВМС США, их списали в ноябре 1962 года. Считается, что радар типа AN/APS-70 с его огромной антенной до сих пор является лучшей бортовой радиолокационной системой для обнаружения самолётов, поскольку из-за использования радиоволн низкой частоты он не зависел от хорошей погоды для оптимальной работы.