3 июня 1910 года совершил свой дебютный полёт английский военный дирижабль «Бета 1». Он вошел в историю воздухоплавания, как первый аппарат, пришвартовавшийся к причальной мачте. Еще одно новшество заключалось в том, что «Бета 1» была оснащена беспроволочным телеграфом.
1. Воздушные связисты
Массовое применение дирижаблей в военных целях произошло в 1914 году, когда началась Первая мировая война. До этого происходили инженерные изыскания с целью создания наиболее эффективных в условиях боя конструкций и использования самых передовых достижений науки и техники.
Описанное в 1908 году Гербертом Уэллсом в романе «Война в воздухе» применение военных дирижаблей в качестве бомбардировщиков нацелило конструкторов прежде всего на решение этой задачи. Очень уж впечатляюще нарисовал знаменитый фантаст картины уничтожения с воздуха целых городов на суше и флотов противника на море.
Существовали и еще три специализации военных дирижаблей — разведывательная, транспортная и связная. Причем для связи использовался допотопный способ: в гондолу загружали письма, циркуляры и приказы и сбрасывали их на землю в месте назначения.
К дирижаблю, на котором опробовался принципиально новый способ армейской связи, относился английский «Бета 1». Он использовался для связи между частями при помощи беспроволочного телеграфа, то есть радио.
Исходя из поставленных задач, «Бета 1» имел невысокую скорость, не превосходящую 50 км/ч. Не отличался он и габаритами и был способен поднимать в воздух не более 500 килограммов. Его основная цель заключалась в перемещении в зависимости от изменяющейся дислокацией войск и обеспечения радиосвязи между штабом и различными частями.
«Бета 1» относился к мягким дирижаблям — его оболочка с водородом не имела жесткого каркаса. Это был недостаток, поскольку оболочка в результате различных факторов, например, изменения температуры и атмосферного давления, могла менять конфигурацию вплоть до потери симметрии. А это нарушало аэродинамические свойства.
Частично эта проблема решалась за счет размещения внутри оболочки нескольких баллонетов — мешков с воздухом. За счет подкачивания их воздухом можно было стабилизировать давление водорода внутри оболочки.
2. Разведчики
Различные страны строили свой военный воздухоплавательный флот в соответствии с поставленными перед ним задачами. А они в значительной степени зависели от состояния авиации. Российская армия перед Первой мировой войной имела самые мощные в мире самолеты с соответствующим названием — «Илья Муромец». Они использовались на фронте в качестве тяжелых бомбардировщиков, поднимая в воздух большую бомбовую нагрузку. Поэтому в российской армии дирижабли использовались в основном в качестве разведывательных летательных аппаратов.
Первый дирижабль полужесткой конструкции, закупленный во Франции в 1909 году, был назван «Лебедем». Затем последовали новые закупки во Франции, а также в Германии и Швеции. В 1911 году начали строить и свои, российские, дирижабли — в основном на Ижорском заводе под Петроградом.
К началу войны в военный воздухоплавательный флот России входили «Лебедь», «Кречет», «Голубь», «Беркут», «Ястреб», «Чайка», «Гриф», «Форсман», «Кобчик», «Сокол», «Альбатрос», «Буревестник». Все эти «птицы» имели сравнительно небольшие размеры — до 70 метров. Их скорость лежала в пределах от 35 до 50 км/ч. И все они использовались в основном для ведения наблюдений за позициями противника.
В ходе войны Россия построила три больших дирижабля — «Гигант» (длиной 114 метров), «Черномор-1» и «Черномор-2» (они отличались большей скоростью, равной 70 км/ч).
До 1916 года громадные и медлительные «туши», накаченные взрывоопасным водородом, тем не менее были весьма неуязвимы для противника. Даже изрешеченные пулями они и не взрывались, и не снижались, сохраняя устойчивость. Поскольку газ через небольшие отверстия выходил из оболочки медленно, практически незаметно. И это неудивительно, поскольку, например, самый маленький в мире дирижабль — «Форсман» — имел оболочку объемом 800 куб.м. Какие-то результаты можно было получить, лишь сбросив сверху с аэроплана бомбу или гранату. С земли же охотились лишь на экипаж, находившийся в гондоле. Конечно, значительную опасность представляла встреча с зенитными пушками, но в начале войны части ПВО были малочисленны и не слишком эффективны.
Ситуация резко изменилась к концу войны, когда появились зажигательные пули. А также резко возросла активность зенитной артиллерии. В связи с чем дирижабли стали быстро терять свою эффективность.
И лишь потом, когда вместо водорода начали применять гелий, воздушные гиганты вновь стали малоуязвимы. Но к этому времени война уже закончилась.
3. Бомбардировщики
Основную мощь германского воздухоплавательного флота обеспечивали громадные «бомбардировщики» разработки графа Фердинанда Цеппелина (1838 — 1917). Хотя согласно статистике Первой мировой войны они чаще вылетали с разведывательными целями. Но от бомбардировок неприятельских позиций эффект получался куда больший.
Самое мощное военное «детище» графа — LZ62 жесткой конструкции — имел длину 198 метров. Он был способен поднимать в воздух до 10 тонн бомб. Три двигателя мощностью по 210 л.с. позволяли развивать скорость в 103 км/ч. Дальность полета, которая и не снилась пилотам бипланов, приближалась к 2000 километрам. Высота полета — 7500 метров. Был вооружен 10 пулеметами «Максим».
Стратегия германских налетов в глубокий тыл неприятеля состояла в скрытности, дабы избежать встречи с плотным зенитным огнем. Поэтому рейды совершались по ночам. В 1915 году они стали, можно сказать, регулярными. Причем бомбардировкам подвергалась вся территория Англии, включая Лондон, прежде считавшаяся недостижимой для немецкой армии.
При этом разрушались не только военные и промышленные объекты, но и жилые дома. Что приводило к панике среди мирных жителей.
Дирижабли использовались не только на суше, но и на море. И, будучи приписанными к ВМФ, осуществляли бомбардировку, как надводных кораблей, так и подводных лодок.
4. Штурмовики
Обладая громадной по сравнению с самолетами грузоподъемностью, дирижабли использовались для решения транспортных задач. Например, для доставки тяжелого вооружения в труднодоступные места. Однако широкого распространения такая деятельность в военных условиях не получила.
Куда более актуальным оказалось использование дирижаблей в качестве штурмовиков. Для чего в гондолах размещалось несколько пулеметов и пушек небольшого калибра. У немцев, строго говоря, это стрелковое оружие предназначалось в основном для отражения атак неприятельских самолетов. Но порой стрельба осуществлялась и по наземным целям. Более распространены штурмовые действия были в воздухоплавательных войсках Англии и Франции.