
27 июня 1891 года родился авиаконструктор Владимир Петляков. Его бомбардировщики много сделали для победы в Великой отечественной войне. Свой главный самолет, за который он был удостоен Сталинской премии, конструктор разработал в статусе заключенного.
1. Пе-8
Владимир Михайлович Петляков (1891 — 1942) был учеником А.Н.Туполева. С 1919 года он работал лаборантом в отделе ЦАГИ, который возглавлял Туполев. В середине 20-х годов Андрей Николаевич пригласил Петлякова конструктором в свое бюро. Вскоре Петляков вырос до начальника группы крыла. А в 1934 году стал главным конструктором тяжелого бомбардировщика АНТ-42.
Это был принципиально новый класс бомбардировщиков — дальний, высотный и скоростной. В полученном КБ техническом задании его потолок определялся на уровне 11−12 тыс. метров, а скорость на высоте — 400 км/ч. Дальность должна была превышать 3000 км. В связи с чем конструкторам предстояло применить новые материалы, новый двигатель, новую аэродинамическую схему, позволявшую снизить расход топлива при высокой энерговооруженности машины.
Два опытных образца были готовы в 1938 году. Результаты их испытаний продемонстрировали соответствие самолета предъявляемым к нему требованиям.
Но вскоре КБ Туполева чуть ли ни в полном составе, включая и Петлякова, по сфальсифицированным обвинениям «переехало» в «шарашку» — КБ НКВД, ЦКБ-29. Работы по подготовке производства АНТ-42 продолжились в новых стенах. При этом самолет получил новое название — ТБ-7.
На этом этапе была предпринята попытка значительного увеличения дальности действия за счет использования дизельного двигателя — М-30 и М-40. Благодаря этому дальность приблизилась к 6 тыс. км. Однако двигатель работал неустойчиво из-за ручного регулирования подачи топлива. Пришлось вернуться к прежнему проверенному варианту. Правда, во время войны дизель необходимого качества был получен. И дальность нескольких машин достигла 5500 км.
В 1938 году ВВС запланировали получить 250 бомбардировщиков ТБ-7. Для строительства этой мощной машины, требовавшей больших производственных ресурсов, начали модернизировать авиазавод в Казани. Однако в 1940 году военная доктрина СССР переменилась. Прежде вероятным противником была Великобритания. Ее сменила Германия. В связи с чем было решено от ТБ-7 отказаться, потому что для нанесения ударов по Германии дальние бомбардировщики не требовались.
Перед войной было выпущено всего лишь 6 бомбардировщиков. Однако в 1941 году поняли, что это была ошибка, и производство было восстановлено. Всего было произведено 93 машины. В 1942 году после трагической гибели Петлякова в авиакатастрофе ТБ-7 был переименован в Пе-8.
Существует экспертное мнение, согласно которому Пе-8 до 1942 года был лучшим дальним бомбардировщиком. На рабочей высоте он был неуязвим для истребителей, поскольку обладал удивительной маневренностью. А потом появился американский В-29, лучший из лучших.
ЛТХ Пе-8:
Длина — 23,6 м
Высота — 6,2 м
Размах крыла — 39 м
Площадь крыла — 189 кв.м.
Масса пустого — 20000 кг
Максимальная взлетная масса — 35000 кг
Силовая установка — 4 двигателя жидкостного охлаждения АМ-35А
Мощность — 4×1350 л.с.
Максимальная скорость на высоте — 443 км/ч
Скороподъемность — 5,9 м/с
Практический потолок 9500 м
Практическая дальность — 3600 км
При использовании двигателей М-82 дальность достигала 5800 км
Экипаж — 11 человек
Вооружение — две 20-мм пушки и четыре пулемета
Бомбовая нагрузка — 4000 кг, но была возможность использовать одну ФАБ-5000 (мощная фугасная авиабомба, предназначенная для ударов по крупным скоплениям войск, разрушения стратегических объектов и железных дорог).
2. Пе-2
В «шарашке» Петляков получил задание в кратчайшие сроки спроектировать высотный истребитель ВИ-100. Но когда работа была закончена, выяснилось, что по опыту, приобретенному в Финской войне, ВВС он не нужен. Последовало новое задание — создать пикирующий бомбардировщик. И в еще более короткий срок — за полтора месяца. В случае конструкторского успеха лично Берия пообещал Петлякову освобождение.
В конце 1939 года пикирующий бомбардировщик Пе-2 совершил первый полет. В 1940 началось его серийное производство. В том же году Петляков был освобожден. А год спустя был удостоен Сталинской премии.
То, что на чертежи новой машины у Петлякова ушло совсем мало времени, объясняется тем, что бомбардировщик был разработан на базе высотного истребителя ВИ-100. И конструкция планера, и силовая установка, и приборное оборудование были выбраны удачно, и полностью удовлетворяли требованиям, предъявляемым к пикирующим бомбардировщикам. Отличительная особенность этого типа машин состоит в том, что бомбометание осуществляется во время пикирования на цель, то есть с небольшой высоты. И это существенно повышает точность бомбометания.
Но при этом требует от самолета повышенной прочности во время нарастающих при выходе из пикирования перегрузках. А также бронезащиты экипажа, двигателей и топливных баков, поскольку при снижении бомбардировщик находится в опасной близости от зоны действия ПВО противника.
Удачная конструкция кабины предоставляла пилоту прекрасный обзор. Имелись решетчатые тормозные щитки, снижающие скорость при пикировании. В Пе-2 впервые в истории отечественной авиации было применено электрическое управление большинством агрегатов самолета. За выходом из пикирования следила автоматика, принудительно прерывавшая выполнение маневра при достижении критичного расстояния до земли.
Двухмоторный Пе-2, произведенный в количестве 11423 экземпляров, стал самым массовым советским бомбардировщиком в период Второй мировой войны.
ЛТХ Пе-2:
Длина — 12,7 м
Высота — 3,9 м
Размах крыла — 17,1 м
Площадь крыла — 40,5 кв.м.
Масса пустого — 5840 кг
Максимальная взлетная масса — 8500 кг
Мощность двигателей — 2×1100 л.с.
Максимальная скорость у земли — 452 км/ч
Максимальная скорость на высоте 5000 м — 540 км/ч
Практический потолок — 8700 м
Практическая дальность — 1200 км
Вооружение — 4 пулемета 7,62 мм
Бомбовая нагрузка — до 1000 кг
Экипаж — 3 человека
3. Пе-3
Петлякову все-таки удалось сделать истребитель. Правда, он получился не высотным, как это было задумано при работах над ВИ-100. Летом 1941 года ПВО срочно потребовался барражирующий истребитель-перехватчик, предназначавшийся для борьбы с бомбардировщиками и разведчиками противника. Сделать такой самолет в кратчайшие сроки можно было только на базе серийной машины. Таковой была Пе-2, которая при этом обладала «генетикой» высотного истребителя.
2 августа 1941 года Государственный комитет обороны предписал заводу № 39 в срок до 6 августа изготовить истребительный вариант бомбардировщика Пе-2. 7 августа Пе-3 поднялся в воздух. 10 августа истребитель был передан на госиспытания. 12 августа началось серийное производство машины.
При этом конструктивные изменения, которые КБ Петлякова внесло в Пе-2, были значительными. И то, что все было сделано за 4 дня (причем без ошибок и с минимальными последующими доводками) иначе как героизмом назвать невозможно.
Прежде всего, необходимо было существенно увеличить дальность полета. Для чего были введены дополнительные бензобаки. Один установили в бомбоотсеке, два других — на месте кабины стрелка-радиста. В результате дальность выросла с 1200 км до 2150 км.
Было усилено наступательное вооружение за счет размещения в носовой части дополнительного 12,7-мм пулемета БК с боезапасом 150 патронов. В хвостовой части установили пулемет ШКАС с боезапасом 250 патронов. Таким образом, в комплекс вооружения Пе-3 вошли 3 пулемета 12,7 мм, один пулемет 7,62 мм и одна 20-мм пушка.
С целью облегчения самолета были демонтированы некоторые узлы и агрегаты, прежде всего относящиеся к бомбардировочной установке. Оставлены были лишь 4 бомбодержателя, которые могли нести нагрузку в 400 килограммов. Сняли также тормозные щитки, поскольку маневр бомбометания на пикировании в задачи Пе-3 не входил.
Естественно, при этом и габариты, и большинство летных характеристик у Пе-3 совпадали с показателями пикирующего бомбардировщика. Но существенно выросла дальность и немного, на 200 кг, снизился вес.
Во время войны Пе-3 использовался в различных качествах: и для патрулирования воздушного пространства, и как ночной истребитель, и как самолет сопровождения, и как штурмовик.