История

3 лучших самолета Петлякова

  
12901
3 лучших самолета Петлякова

27 июня 1891 года родился авиаконструктор Владимир Петляков. Его бомбардировщики много сделали для победы в Великой отечественной войне. Свой главный самолет, за который он был удостоен Сталинской премии, конструктор разработал в статусе заключенного.

1. Пе-8

Владимир Михайлович Петляков (1891 — 1942) был учеником А.Н.Туполева. С 1919 года он работал лаборантом в отделе ЦАГИ, который возглавлял Туполев. В середине 20-х годов Андрей Николаевич пригласил Петлякова конструктором в свое бюро. Вскоре Петляков вырос до начальника группы крыла. А в 1934 году стал главным конструктором тяжелого бомбардировщика АНТ-42.

Это был принципиально новый класс бомбардировщиков — дальний, высотный и скоростной. В полученном КБ техническом задании его потолок определялся на уровне 11−12 тыс. метров, а скорость на высоте — 400 км/ч. Дальность должна была превышать 3000 км. В связи с чем конструкторам предстояло применить новые материалы, новый двигатель, новую аэродинамическую схему, позволявшую снизить расход топлива при высокой энерговооруженности машины.

Два опытных образца были готовы в 1938 году. Результаты их испытаний продемонстрировали соответствие самолета предъявляемым к нему требованиям.

Но вскоре КБ Туполева чуть ли ни в полном составе, включая и Петлякова, по сфальсифицированным обвинениям «переехало» в «шарашку» — КБ НКВД, ЦКБ-29. Работы по подготовке производства АНТ-42 продолжились в новых стенах. При этом самолет получил новое название — ТБ-7.

На этом этапе была предпринята попытка значительного увеличения дальности действия за счет использования дизельного двигателя — М-30 и М-40. Благодаря этому дальность приблизилась к 6 тыс. км. Однако двигатель работал неустойчиво из-за ручного регулирования подачи топлива. Пришлось вернуться к прежнему проверенному варианту. Правда, во время войны дизель необходимого качества был получен. И дальность нескольких машин достигла 5500 км.

В 1938 году ВВС запланировали получить 250 бомбардировщиков ТБ-7. Для строительства этой мощной машины, требовавшей больших производственных ресурсов, начали модернизировать авиазавод в Казани. Однако в 1940 году военная доктрина СССР переменилась. Прежде вероятным противником была Великобритания. Ее сменила Германия. В связи с чем было решено от ТБ-7 отказаться, потому что для нанесения ударов по Германии дальние бомбардировщики не требовались.

Перед войной было выпущено всего лишь 6 бомбардировщиков. Однако в 1941 году поняли, что это была ошибка, и производство было восстановлено. Всего было произведено 93 машины. В 1942 году после трагической гибели Петлякова в авиакатастрофе ТБ-7 был переименован в Пе-8.

Существует экспертное мнение, согласно которому Пе-8 до 1942 года был лучшим дальним бомбардировщиком. На рабочей высоте он был неуязвим для истребителей, поскольку обладал удивительной маневренностью. А потом появился американский В-29, лучший из лучших.

ЛТХ Пе-8:

Длина — 23,6 м

Высота — 6,2 м

Размах крыла — 39 м

Площадь крыла — 189 кв.м.

Масса пустого — 20000 кг

Максимальная взлетная масса — 35000 кг

Силовая установка — 4 двигателя жидкостного охлаждения АМ-35А

Мощность — 4×1350 л.с.

Максимальная скорость на высоте — 443 км/ч

Скороподъемность — 5,9 м/с

Практический потолок 9500 м

Практическая дальность — 3600 км

При использовании двигателей М-82 дальность достигала 5800 км

Экипаж — 11 человек

Вооружение — две 20-мм пушки и четыре пулемета

Бомбовая нагрузка — 4000 кг, но была возможность использовать одну ФАБ-5000 (мощная фугасная авиабомба, предназначенная для ударов по крупным скоплениям войск, разрушения стратегических объектов и железных дорог).

2. Пе-2

В «шарашке» Петляков получил задание в кратчайшие сроки спроектировать высотный истребитель ВИ-100. Но когда работа была закончена, выяснилось, что по опыту, приобретенному в Финской войне, ВВС он не нужен. Последовало новое задание — создать пикирующий бомбардировщик. И в еще более короткий срок — за полтора месяца. В случае конструкторского успеха лично Берия пообещал Петлякову освобождение.

В конце 1939 года пикирующий бомбардировщик Пе-2 совершил первый полет. В 1940 началось его серийное производство. В том же году Петляков был освобожден. А год спустя был удостоен Сталинской премии.

То, что на чертежи новой машины у Петлякова ушло совсем мало времени, объясняется тем, что бомбардировщик был разработан на базе высотного истребителя ВИ-100. И конструкция планера, и силовая установка, и приборное оборудование были выбраны удачно, и полностью удовлетворяли требованиям, предъявляемым к пикирующим бомбардировщикам. Отличительная особенность этого типа машин состоит в том, что бомбометание осуществляется во время пикирования на цель, то есть с небольшой высоты. И это существенно повышает точность бомбометания.

Но при этом требует от самолета повышенной прочности во время нарастающих при выходе из пикирования перегрузках. А также бронезащиты экипажа, двигателей и топливных баков, поскольку при снижении бомбардировщик находится в опасной близости от зоны действия ПВО противника.

Удачная конструкция кабины предоставляла пилоту прекрасный обзор. Имелись решетчатые тормозные щитки, снижающие скорость при пикировании. В Пе-2 впервые в истории отечественной авиации было применено электрическое управление большинством агрегатов самолета. За выходом из пикирования следила автоматика, принудительно прерывавшая выполнение маневра при достижении критичного расстояния до земли.

Двухмоторный Пе-2, произведенный в количестве 11423 экземпляров, стал самым массовым советским бомбардировщиком в период Второй мировой войны.

ЛТХ Пе-2:

Длина — 12,7 м

Высота — 3,9 м

Размах крыла — 17,1 м

Площадь крыла — 40,5 кв.м.

Масса пустого — 5840 кг

Максимальная взлетная масса — 8500 кг

Мощность двигателей — 2×1100 л.с.

Максимальная скорость у земли — 452 км/ч

Максимальная скорость на высоте 5000 м — 540 км/ч

Практический потолок — 8700 м

Практическая дальность — 1200 км

Вооружение — 4 пулемета 7,62 мм

Бомбовая нагрузка — до 1000 кг

Экипаж — 3 человека

3. Пе-3

Петлякову все-таки удалось сделать истребитель. Правда, он получился не высотным, как это было задумано при работах над ВИ-100. Летом 1941 года ПВО срочно потребовался барражирующий истребитель-перехватчик, предназначавшийся для борьбы с бомбардировщиками и разведчиками противника. Сделать такой самолет в кратчайшие сроки можно было только на базе серийной машины. Таковой была Пе-2, которая при этом обладала «генетикой» высотного истребителя.

2 августа 1941 года Государственный комитет обороны предписал заводу № 39 в срок до 6 августа изготовить истребительный вариант бомбардировщика Пе-2. 7 августа Пе-3 поднялся в воздух. 10 августа истребитель был передан на госиспытания. 12 августа началось серийное производство машины.

При этом конструктивные изменения, которые КБ Петлякова внесло в Пе-2, были значительными. И то, что все было сделано за 4 дня (причем без ошибок и с минимальными последующими доводками) иначе как героизмом назвать невозможно.

Прежде всего, необходимо было существенно увеличить дальность полета. Для чего были введены дополнительные бензобаки. Один установили в бомбоотсеке, два других — на месте кабины стрелка-радиста. В результате дальность выросла с 1200 км до 2150 км.

Было усилено наступательное вооружение за счет размещения в носовой части дополнительного 12,7-мм пулемета БК с боезапасом 150 патронов. В хвостовой части установили пулемет ШКАС с боезапасом 250 патронов. Таким образом, в комплекс вооружения Пе-3 вошли 3 пулемета 12,7 мм, один пулемет 7,62 мм и одна 20-мм пушка.

С целью облегчения самолета были демонтированы некоторые узлы и агрегаты, прежде всего относящиеся к бомбардировочной установке. Оставлены были лишь 4 бомбодержателя, которые могли нести нагрузку в 400 килограммов. Сняли также тормозные щитки, поскольку маневр бомбометания на пикировании в задачи Пе-3 не входил.

Естественно, при этом и габариты, и большинство летных характеристик у Пе-3 совпадали с показателями пикирующего бомбардировщика. Но существенно выросла дальность и немного, на 200 кг, снизился вес.

Во время войны Пе-3 использовался в различных качествах: и для патрулирования воздушного пространства, и как ночной истребитель, и как самолет сопровождения, и как штурмовик.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Константин Небытов

Судебный пcихолог

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня