История

Ударный парк морской авиации и перспективы его развития

  
24227
Ударный парк морской авиации и перспективы его развития

17 июля 1916 года российские морские летчики одержали первую победу в воздушном бою на Балтике. С 1996 года этот день отмечается как День морской авиации ВМФ России. Какие же самолёты стоят на вооружении нашей авиации?

Палубные

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», входящий в состав Северного флота, в настоящий момент является, по сути, ракетным крейсером. Потому что его ударную силу представляют 12 установок противокорабельных ракет «Гранит». 10 истребителей Су-33 предназначены для воздушной обороны крейсера.

Столь странная ситуация сложилась из-за двух причин. Во-первых, длительное время Министерство обороны не делало для армии и, в частности, для ВМФ закупок современной авиационной техники. Сейчас лед тронулся. Количество истребителей четвертого поколения на крейсере будет доведено до 50. И поставки палубных МиГ-29К, которые до недавнего времени производились исключительно для ВМФ Индии, уже начались. Также парк самолетов «Адмирала Кузнецова» пополнится тяжелыми истребителями Су-27К (модификация Су-33). Произойти это должно в 2015 году. В связи с чем авиакрыло авианесущего крейсера сможет решать не только задачи обороны, но и нападения.

Во-вторых, 4 года невозможно было увеличить количество самолетов по кажущейся абсурдной причине — нехватка пилотов. Дело в том, что пилоты палубных истребителей подготавливались на тренажере-трамплине, располагающемся в Крыму (комплекс НИТКА). Но 4 года назад командование ВМФ Украины запретило советским коллегам проходить подготовку на тренажере. ВМФ России начал срочно строить свой трамплин в Ейске. Однако дело это оказалось нескорым. Вполне понятно, что теперь у ВМФ РФ будут два тренировочных комплекса НИТКА.

Лётно-технические характеристики МиГ-29К

Длина — 17,37 м

Размах крыла — 12 м

Площадь крыла — 42 кв.м.

Максимальная взлетная масса — 22400 кг

Тяга ТРД двигателей:

— максимальная — 2×5500 кгс

— на форсаже — 2×8800 кгс

— взлетный режим — 2×9400 кгс

Скорость у земли — 1400 км/ч

Скорость на высоте — 2300 км/ч

Боевой радиус — 850 км (1300 с тремя ПТБ)

Потолок — 17500 м

Скороподъемность — 300 м/с

Максимальная эксплуатационная перегрузка — 8,5 g

Вооружение — 30-мм пушка

Боевая нагрузка — 4500 кг, 8 точек подвески.

Летные характеристики Су-27К близки характеристикам МиГ-29К. Однако за счет использования более мощных двигателей боевая нагрузка выше на 2 тонны и составляет 6500 кг.

Береговые ударные

Самолеты морской авиации берегового базирования распределены между семью авиабазами. Их количество превышает три сотни.

Ударная функция возложена, прежде всего, на фронтовые бомбардировщики Су-24М Черноморского и Балтийского флотов. Но эта машина, поступившая на вооружение в 1983 году и снятая с производства 20 лет назад, уже явно устарела. В начале этого года стало известно, что Министерство обороны подписало контракт с ОКБ Сухого на поставку для ВМФ пяти многофункциональных новейших истребителей Су-30СМ. В будущем ВМФ должен получить еще 55 таких машин. Сумма контракта оценивается в 2 млрд. долларов.

Су-30СМ — самолет уникальный. Как по своим летным качествам, так и по судьбе. Это «русифицированный» Су-30МКИ — аббревиатура МКИ расшифровывается как «модернизированный коммерческий индийский». Действительно, он уже десять лет поставляется в ВВС Индии. Однако Су-30СМ является совсем «свежим» истребителем, его первый полет состоялся в 2012 году. В нем существенно усилены системы ведения огня, навигации, борьбы с локаторами противника. Машина относится к поколению 4++. Возможности российского комплекса управления вооружением на основе многофункциональной радиолокационной станции Н011М «Барс» обеспечивают сопровождение до 15 целей на проходе и точное сопровождение до 4-х целей для обеспечения применения оружия без прекращения поиска. Дальность захвата «Барсом» истребителя — 140 км, группы танков — 50 км, эсминца — 150 км.

Помимо систем собственной разработки в Су-30СМ используются израильские, индийские и французские электронные системы.

Уникальность этой машины состоит в том, что в ней реализована функция изменяющегося вектора тяги. Поэтому Су-30СМ (как и Су-35С) является сверхманевренным истребителем. В то же время он способен наносить мощные удары по позициям противника, имея большую ракетно-бомбовую нагрузку.

Су-30СМ актуален еще по той причине, что он двухместный и может использоваться не только для решения боевых задач, но и для подготовки пилотов самолетов «предпятого поколения».

Лётно-технические характеристики Су-30СМ

Длина — 22 м

Размах крыла — 14,7 м

Площадь крыла — 62 кв.м.

Предельная взлетная масса — 38800 кг

Максимальная тяга — 2×7770 кгс

Тяга на форсаже — 2×12500 кгс

Углы отклонения вектора тяги — +/-20 градусов

Максимальная скорость — 2200 км/ч

Боевой радиус — 1500 км

Потолок — 17300 м

Вооружение — 30-мм пушка

Боевая нагрузка — 8000 кг ракет и бомб, 12 точек подвески.

Противолодочные

К самолетам, наиболее «тесно связанным с водной стихией», относятся самолеты-амфибии Бе-12. Изначально на них была возложена задача борьбы с субмаринами противника. Однако они настолько устарели, что сейчас используются лишь как поисково-спасательные самолеты. И совсем скоро будут списаны.

По-настоящему противолодочным самолетом является Ил-38. Он весьма «немолод». Был построен на базе пассажирского лайнера Ил-18 и начал эксплуатироваться в 1969 году. Однако все дело в «начинке», которая периодически модернизируется. 15 июля этого года по случаю Дня морской авиации компания «Авиационный комплекс им. Ильюшина» поставил на базу ВМФ в Ейске глубоко модернизированную машину Ил-38Н. Остальные морские Илы планируется модернизировать таким же образом.

Отличия Ил-38Н от Ил-38 заключаются в том, что на нем установлен новый радиоэлектронный комплекс «Новелла-П-38». Она включает в себя РЛС высокого разрешения, теплотелевизионную, радиогидроакустическую, магнитометрическую системы, а также систему радиоэлектронной разведки.

С помощью нового комплекса Ил-38Н способен обнаруживать подводные цели, воздушные (до 90 км) и надводные (до 320 км). При этом сопровождаются до 50 надводных целей.

Для нанесения ударов используются противолодочные бомбы и торпеды. Есть возможность установки минных заграждений. Ил-38Н также может быть задействован и как поисково-спасательный самолет.

Лётно-технические характеристики Ил-38Н

Экипаж — 7 человек

Длина — 40 м

Размах крыла — 37,4 м

Максимальная взлетная масса — 68000 кг

Мощность двигателей ТВД — 4×4250 л.с.

Максимальная скорость — 650 км/ч

Боевой радиус — 2200 км

Потолок — 8000 м

Боевая нагрузка — до 8400 кг противолодочных бомб, торпед, морских мин.

На три года помоложе другой противолодочный самолет — Ту-142. При этом он и посильнее и покрупнее, его параметры приближаются к параметрам стратегического бомбардировщика Ту-95. И предназначен он для патрулирования на большом удалении от места дислокации. Боевая нагрузка у Ту-142 почти вдвое больше, чем у Ил-38Н. Однако главная проблема этой машины состоит в том, что она давно не модернизировалась. Об этом периодически ведется речь, но никакие конкретные сроки не называются.

Снимок в открытие статьи: ИТАР-ТАСС/Лев Федосеев

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня