История

Ударный парк морской авиации и перспективы его развития

  
24280
Ударный парк морской авиации и перспективы его развития

17 июля 1916 года российские морские летчики одержали первую победу в воздушном бою на Балтике. С 1996 года этот день отмечается как День морской авиации ВМФ России. Какие же самолёты стоят на вооружении нашей авиации?

Палубные

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», входящий в состав Северного флота, в настоящий момент является, по сути, ракетным крейсером. Потому что его ударную силу представляют 12 установок противокорабельных ракет «Гранит». 10 истребителей Су-33 предназначены для воздушной обороны крейсера.

Столь странная ситуация сложилась из-за двух причин. Во-первых, длительное время Министерство обороны не делало для армии и, в частности, для ВМФ закупок современной авиационной техники. Сейчас лед тронулся. Количество истребителей четвертого поколения на крейсере будет доведено до 50. И поставки палубных МиГ-29К, которые до недавнего времени производились исключительно для ВМФ Индии, уже начались. Также парк самолетов «Адмирала Кузнецова» пополнится тяжелыми истребителями Су-27К (модификация Су-33). Произойти это должно в 2015 году. В связи с чем авиакрыло авианесущего крейсера сможет решать не только задачи обороны, но и нападения.

Во-вторых, 4 года невозможно было увеличить количество самолетов по кажущейся абсурдной причине — нехватка пилотов. Дело в том, что пилоты палубных истребителей подготавливались на тренажере-трамплине, располагающемся в Крыму (комплекс НИТКА). Но 4 года назад командование ВМФ Украины запретило советским коллегам проходить подготовку на тренажере. ВМФ России начал срочно строить свой трамплин в Ейске. Однако дело это оказалось нескорым. Вполне понятно, что теперь у ВМФ РФ будут два тренировочных комплекса НИТКА.

Лётно-технические характеристики МиГ-29К

Длина — 17,37 м

Размах крыла — 12 м

Площадь крыла — 42 кв.м.

Максимальная взлетная масса — 22400 кг

Тяга ТРД двигателей:

— максимальная — 2×5500 кгс

— на форсаже — 2×8800 кгс

— взлетный режим — 2×9400 кгс

Скорость у земли — 1400 км/ч

Скорость на высоте — 2300 км/ч

Боевой радиус — 850 км (1300 с тремя ПТБ)

Потолок — 17500 м

Скороподъемность — 300 м/с

Максимальная эксплуатационная перегрузка — 8,5 g

Вооружение — 30-мм пушка

Боевая нагрузка — 4500 кг, 8 точек подвески.

Летные характеристики Су-27К близки характеристикам МиГ-29К. Однако за счет использования более мощных двигателей боевая нагрузка выше на 2 тонны и составляет 6500 кг.

Береговые ударные

Самолеты морской авиации берегового базирования распределены между семью авиабазами. Их количество превышает три сотни.

Ударная функция возложена, прежде всего, на фронтовые бомбардировщики Су-24М Черноморского и Балтийского флотов. Но эта машина, поступившая на вооружение в 1983 году и снятая с производства 20 лет назад, уже явно устарела. В начале этого года стало известно, что Министерство обороны подписало контракт с ОКБ Сухого на поставку для ВМФ пяти многофункциональных новейших истребителей Су-30СМ. В будущем ВМФ должен получить еще 55 таких машин. Сумма контракта оценивается в 2 млрд. долларов.

Су-30СМ — самолет уникальный. Как по своим летным качествам, так и по судьбе. Это «русифицированный» Су-30МКИ — аббревиатура МКИ расшифровывается как «модернизированный коммерческий индийский». Действительно, он уже десять лет поставляется в ВВС Индии. Однако Су-30СМ является совсем «свежим» истребителем, его первый полет состоялся в 2012 году. В нем существенно усилены системы ведения огня, навигации, борьбы с локаторами противника. Машина относится к поколению 4++. Возможности российского комплекса управления вооружением на основе многофункциональной радиолокационной станции Н011М «Барс» обеспечивают сопровождение до 15 целей на проходе и точное сопровождение до 4-х целей для обеспечения применения оружия без прекращения поиска. Дальность захвата «Барсом» истребителя — 140 км, группы танков — 50 км, эсминца — 150 км.

Помимо систем собственной разработки в Су-30СМ используются израильские, индийские и французские электронные системы.

Уникальность этой машины состоит в том, что в ней реализована функция изменяющегося вектора тяги. Поэтому Су-30СМ (как и Су-35С) является сверхманевренным истребителем. В то же время он способен наносить мощные удары по позициям противника, имея большую ракетно-бомбовую нагрузку.

Су-30СМ актуален еще по той причине, что он двухместный и может использоваться не только для решения боевых задач, но и для подготовки пилотов самолетов «предпятого поколения».

Лётно-технические характеристики Су-30СМ

Длина — 22 м

Размах крыла — 14,7 м

Площадь крыла — 62 кв.м.

Предельная взлетная масса — 38800 кг

Максимальная тяга — 2×7770 кгс

Тяга на форсаже — 2×12500 кгс

Углы отклонения вектора тяги — +/-20 градусов

Максимальная скорость — 2200 км/ч

Боевой радиус — 1500 км

Потолок — 17300 м

Вооружение — 30-мм пушка

Боевая нагрузка — 8000 кг ракет и бомб, 12 точек подвески.

Противолодочные

К самолетам, наиболее «тесно связанным с водной стихией», относятся самолеты-амфибии Бе-12. Изначально на них была возложена задача борьбы с субмаринами противника. Однако они настолько устарели, что сейчас используются лишь как поисково-спасательные самолеты. И совсем скоро будут списаны.

По-настоящему противолодочным самолетом является Ил-38. Он весьма «немолод». Был построен на базе пассажирского лайнера Ил-18 и начал эксплуатироваться в 1969 году. Однако все дело в «начинке», которая периодически модернизируется. 15 июля этого года по случаю Дня морской авиации компания «Авиационный комплекс им. Ильюшина» поставил на базу ВМФ в Ейске глубоко модернизированную машину Ил-38Н. Остальные морские Илы планируется модернизировать таким же образом.

Отличия Ил-38Н от Ил-38 заключаются в том, что на нем установлен новый радиоэлектронный комплекс «Новелла-П-38». Она включает в себя РЛС высокого разрешения, теплотелевизионную, радиогидроакустическую, магнитометрическую системы, а также систему радиоэлектронной разведки.

С помощью нового комплекса Ил-38Н способен обнаруживать подводные цели, воздушные (до 90 км) и надводные (до 320 км). При этом сопровождаются до 50 надводных целей.

Для нанесения ударов используются противолодочные бомбы и торпеды. Есть возможность установки минных заграждений. Ил-38Н также может быть задействован и как поисково-спасательный самолет.

Лётно-технические характеристики Ил-38Н

Экипаж — 7 человек

Длина — 40 м

Размах крыла — 37,4 м

Максимальная взлетная масса — 68000 кг

Мощность двигателей ТВД — 4×4250 л.с.

Максимальная скорость — 650 км/ч

Боевой радиус — 2200 км

Потолок — 8000 м

Боевая нагрузка — до 8400 кг противолодочных бомб, торпед, морских мин.

На три года помоложе другой противолодочный самолет — Ту-142. При этом он и посильнее и покрупнее, его параметры приближаются к параметрам стратегического бомбардировщика Ту-95. И предназначен он для патрулирования на большом удалении от места дислокации. Боевая нагрузка у Ту-142 почти вдвое больше, чем у Ил-38Н. Однако главная проблема этой машины состоит в том, что она давно не модернизировалась. Об этом периодически ведется речь, но никакие конкретные сроки не называются.

Снимок в открытие статьи: ИТАР-ТАСС/Лев Федосеев

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Вадим Кумин

Политик, кандидат экономических наук

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня