Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
История
16 июля 2014 19:33

Достижения советских подводников, вошедшие в историю флота

13585

17 июля 1962 года советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» впервые в истории отечественного ВМФ совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана. Это достижение советского флота было признано уникальным. Но в истории наших субмарин было немало и других героических страниц.

Даешь Арктику!

«Ленинский комсомол» (по классификации НАТО — «November») первоначально именовался К-3. Эта лодка стала третьей в мире и первой в нашей стране АПЛ. Головная и единственная советского проекта 627, все последующие субмарины данной серии строились по доработанному проекту 627А. Название «Ленинский комсомол» она унаследовала от одноименной дизельной подлодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов 1943 года.

АПЛ заложили осенью 1955 года на Северодвинском заводе № 402 (ныне «Севмаш»). Реакторы запустили в сентябре 1957 го, а в октябре того же года К-3 была спущена на воду. Флаг ВМФ подняли на ней 1 июля 1958 года. Базировалась в Северодвинске.

Подлодка была способна развивать под водой скорость 30 узлов; за считанные секунды погружаться на глубину до 300 м; не всплывать до 60 суток. И это — при длине 107, 4 м, ширине корпуса 7,96 м и надводном водоизмещении 3065 тонн. Экипаж насчитывал 104 человека.

Слабым местом лодки стали неудачно спроектированные и изготовленные парогенераторы, в которых постоянно возникали микроскопические трещины и утечки воды в радиоактивном контуре. Сказывалось и большое количество сварных швов, оставшихся из-за бессчетных переделок. Поэтому нередким было сильное облучение экипажа, что считалось неизбежным злом для столь революционного корабля. Лучевая болезнь среди моряков К-3 была почти обычным делом. Случалось, после очередной течи парогенератора возвращающихся подводников на пирсе ждали машины «скорой помощи». Не однажды спасало лодку то, что её экипаж готовили загодя. Часть офицеров, например, была привлечена к тренировкам ещё на стадии проекта.

После летнего похода 1962 года подо льдами Северного Ледовитого океана, весь личный состав корабля был отмечен орденами и медалями. А руководитель похода контр-адмирал А. И. Петелин, командир корабля капитан 2 ранга Л. М. Жильцов и командир БЧ-5 (силовая установка) капитан 2 ранга инженер Р. А. Тимофеев стали Героями Советского Союза. К слову, когда лодка вернулась с Северного полюса в базу в Йоканьге, её там встречали лично советский генсек Никита Хрущёв и министр обороны Родион Малиновский.

А уже через месяц, в очередном учебном плавании, возникла течь парогенератора, ставшая причиной серьезной радиационной аварии и значительного переоблучения экипажа. После этого на К-3 был заменен реакторный отсек, а старый затоплен у берегов Новой Земли.

Позже К-3 пережила еще одну тяжелейшую аварию. В сентябре 1967 г. на лодке, находившейся в Норвежском море, вспыхнул пожар. Она всплыла и в течение четырех суток двигалась в надводном положении. Субмарину удалось спасти, она вернулась в базу, но 39 моряков погибли, сгорев заживо в двух запертых отсеках.

В 1991 году К-3 вывели из состава Северного флота. Много лет после этого шла борьба бывшего экипажа, а также ветеранов ВМФ РФ за то, чтобы не дать её уничтожить. В какой-то момент уже было принято решение об утилизации. Но в итоге справедливость восторжествовала: в конце прошлого года стало известно, что по решению Морской коллегии при правительстве РФ первая советская атомная подводная лодка должна быть переоборудована в плавучий музей. Предварительный проект её реконструкции ещё несколько лет назад был разработан в питерском КБ «Малахит». Он оценивался в 500 млн. рублей. Дело за малым — найти эти средства.

«Ревущая корова» под прикрытием тайфуна

В 1968 году, когда США варварски бомбили Вьетнам, командир советской атомной подводной лодки К-10 капитан второго ранга Николай Иванов получил приказ выйти на перехват лучшего американского авианосца «Энтерпрайз» и уничтожить его. Но… условно.

Главная сложность состояла в том, что наш атомоход К-10 был самым шумным из всех АПЛ первого поколения. Подводники называли эти лодки «ревущей коровой». А американские гидроакустики пользовались в то время аппаратурой, позволяющей засекать любую подводную цель за сто миль.

«Король океанов» авианосец «Энтерпрайз» с 90 самолетами на борту двигался в Южно-Китайском море в сопровождении ракетного крейсера, двух фрегатов и нескольких эсминцев. При этом командир авианосца имел разрешение своего руководства уничтожать в мирное время без предупреждения советские подлодки, обнаруженные в радиусе ста миль от «Энтерпрайза».

Чтобы выйти на перехват американцев, экипажу К-10 надо было преодолеть более 1500 километров. Шли на максимально возможном ходу — 28 узлов. Надвигался мощный тайфун «Диана». Это значило, что противолодочные самолеты в воздух не поднимутся. Командиры кораблей сопровождения США буквально голосили в эфире, сообщая флагману о том, как тайфун калечит их суда. Американцы резко сбавили скорость движения. Сделала это и наша субмарина, значительно снизив шумность турбин. Под прикрытием тайфуна, советская «ревущая корова» прорвала кольцо охраны «короля океанов», и вышла на рубеж ракетной атаки. В реальном морском бою торпеда с ядерным боезарядом уничтожила бы не только плавучий аэродром, но и все корабли его охранения.

Как вспоминал позже капитан Иванов, «мы находились буквально внутри армады, в мертвой зоне американских гидролокаторов, „Энтерпрайз“ накрыл нас своим днищем. Я мгновенно оценил преимущество нашего нового положения: мы неслышимы и невидимы для кораблей охранения».

Тринадцать часов кряду шла советская ракетная атомная подводная лодка под американским авианосцем! Это был высший подводный пилотаж. Когда шторм пошел на убыль, а авианосная эскадра прибавила скорость, Иванов скрытно вышел за пределы зоны обнаружения.

К-10 благополучно вернулась на родную базу на Камчатке — в поселок Рыбачий. Вскоре из главного штаба ВМФ СССР пришла резолюция: наградить подводников, а 36-летнего командира экипажа представили к званию Героя Советского Союза. Но вмешался начальник политуправления штаба флота, наложивший резолюцию: «Иванов — командир молодой, все награды у него впереди». В результате за легендарную атаку на «Энтерпрайз» Николай Тарасович Иванов был награжден тремя биноклями: от командира эскадры, командующего Тихоокеанским флотом и Главкома ВМФ СССР.

«Акула» — водовоз

В знаменитой Книге рекордов Гиннеса самым большим подводным кораблем в мире значится наша «Акула» (проект 941). Она была спущена на воду 23 сентября 1980 года.

Всего было построено 6 тяжёлых ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 941 «Акула» (по классификации НАТО -SSBN «Typhoon»). Их водоизмещение в подводном положении составляло 48000 т. По своим размерам они в три раза превосходили подводные лодки США. Обладали большим запасом плавучести — более 40%. В погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходилась на балластную воду. За это «Акулы» получили на флоте неофициальное название «водовоз».

Для их постройки на «Севмаше» был специально возведён новый цех № 55. Он стал самым большим крытым эллингом в мире. Проект разработали в питерском ЦКБ морской техники «Рубин».

Основное вооружение подводных кораблей серии «Акула» состояло из 20-ти баллистических ракет Р-39 с разделяющимися боеголовками. Одна лодка могла накрыть до 200 целей на расстоянии 9000 км. Входили лодки проекта 941 в состав Северного флота и составляли основу советского подводного флота в 1980/90 гг.

Судьба их печальна, особенно в свете сегодняшней геополитической ситуации в мире. В соответствии с договором ОСВ -2 три из шести субмарин были утилизированы. Ещё две по состоянию на 2013 год находились в резерве, и одна была модернизирована по проекту 941УМ.

Снимок в открытие статьи: wikimedia.org

Последние новости
Цитаты
Владимир Васильев

Главный научный сотрудник Института США и Канады

Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня