28 июля 1935 года совершил первый полет американский бомбардировщик В-17. Он был назван «Летающей крепостью» за способность давать отпор истребителям противника. Хотя ему подошло бы и прозвище «Непотопляемый крейсер».
1. Воздушный защитник Западного полушария
В-17 появился на свет в результате смены военной стратегии США, которая произошла в начале 30-х годов прошлого века. Прежде считалось, что США, защищенные от «всего мира» двумя океанами, должны опираться на сугубо оборонную доктрину. В связи с бурным развитием военной техники, но прежде всего с возникновением потребности расширения зоны влияния в Америке родилась концепция «обороны полушария».
Для реализации этой концепции в частности потребовалась дальняя авиация, которой у США прежде не было. Эта задача решалась поэтапно. Вначале появились тяжелые бомбардировщики среднего действия, которые работали в регионах Аляски, Гавайских островов и Панамы. И уж потом, но с небольшим временным интервалом взлетел дальний В-29. А затем и такой монстр как В-52,который до сих пор среди главных носителей высокоточного и ядерного оружия американцев.
В 1933 году на вооружение ВВС США поступил бомбардировщик Martin B-10. Однако он недотягивал до предъявляемых к эффективной машине требованиям, имея максимальную скорость меньше 350 км/ч и дальность порядка 2000 км. Самым слабым его местом была низкая ударная сила — B-10 брал на борт лишь 1025 кг бомб. Да и вооружение было слабым — три 7,72-мм пулемета.
И в августе 1934 года ВВС США объявили конкурс на создание тяжелого бомбардировщика, который заменил бы B-10. В нем приняли участие лидирующие компании-производители тяжелых самолетов: «Боинг», «Дуглас» и «Мартин». Была установлена планка, которую соискателям военного заказа необходимо было преодолеть: 400 км/ч, 10 часов полета и 3200 км дальности.
2. Трудный путь в небо
У В-17 на первых порах была нелегкая судьба. Во время испытания самолетов всех трех претендентов на заказ ВВС он буквально разбил конкурентов по основным показателям — скорости, высотности и дальности. Однако на третий день испытаний, когда на бомбардировщике решили «прокатиться» представители заказчика, механик забыл перед взлетом разблокировать рули и элероны. Машина рухнула на землю, погибли и члены экипажа, и высокопоставленные «пассажиры». В результате заказ достался «Дугласу», который представил на испытания В-18, переделанный из пассажирского самолета.
Однако «Боинг» все же не был изгнан с позором, а получил «утешительный приз»: в январе 1936 года ему предложили построить 13 бомбардировщиков, усовершенствованных по результатам испытаний, и представить комиссии обновленную машину.
Самолет нарастил «мускулатуру». Четыре 750-сильных двигателя заменили 850-сильными. Увеличили объем топливных баков. Установили более совершенное оборудование. Но на испытаниях в декабре произошла еще одна авария. После взлета отказали два двигателя. И при посадке еще и заклинило колеса. В результате чего самолет перевернулся через нос.
«Дуглас» еще больше укрепил свои позиции, получив заказ на производство новой партии В-18.
Однако лишь В-17 был способен решать предъявляемые тяжелым бомбардировщикам боевые задачи. ВВС США в нем остро нуждались. И машине дали еще один шанс. После доработки оставшиеся 12 В-17 передали для войсковых испытаний во 2-й бомбардировочный полк. В 1938 году на этих машинах безаварийно налетали 9293 часов, добиваясь невозможных для других самолетов показателей: пересечение США от побережья до побережья за рекордное время, полеты в Южную Америку и обратно… В результате был получен долгожданный заказ на 119 бомбардировщиков.
3. Ударная мощь, помноженная на живучесть
Работы по совершенствованию самолета проходили, можно сказать, беспрерывно. В результате на свет произведено семь его модификаций — от A до F. У каждой имелись свои достоинства. Например, В-17С был самым скоростным, способным развивать скорость до 515 км/ч. И при этом от модели к модели происходило постоянное наращивание вооружения, повышение живучести самолета и веса бомбовой нагрузки.
Имя Flying Fortress («Летающая крепость») как нельзя лучше подходило этому бомбардировщику. Он возвращался на аэродром даже при повреждениях, «несовместимых с жизнью» других боевых машин. Скажем, на одном из четырех двигателей, с огромными пробоинами от снарядов, с почти полностью разрушенным хвостовым оперением, с потерей изрядного фрагмента крыла. Это достигалось как за счет массированного использования бронезащиты и противозенитных экранов в количестве более 30 плит, так и применением специальных инженерных решений, компенсирующих полученные в бою повреждения. Так, например, самолет был оснащен топливными баками, покрытыми слоем специальной резины, которая набухала при контакте с керосином и затягивала пулевые пробоины. Широко было применено дублирование жизненно важных агрегатов и приборного оборудования.
При этом бомбардировщик мог эффективно защищаться от атак истребителей с любого направления при помощи 13-и пулеметов, имеющих большие сектора обстрела.
В-17 в то же время был способен наносить точные бомбовые удары с высоты до 8000 метров. Причем это возможно было даже вслепую, благодаря дальней навигационной системе «Гобой». Ее наземная радиостанция («мышь») посылала сигнал в направлении цели. Пилот строго шел по этой линии. Импульс «мыши» отражался самолетом, и его улавливала другая наземная станция («кошка»). Тем самым определялось расстояние до цели. Когда В-17 оказывался точно над целью (при этом учитывалась и скорость полета, и другие факторы), «кошка» передавала в наушники командира экипажа последовательность сигналов, в конце которой необходимо было привести в действие бомбосбрасыватель.
Бомбовая нагрузка достигала 8000 кг.
С 1937 по 1945 год было выпущено 12730 «Летающих крепостей». При этом самым массовым бомбардировщиком стал B-17G, начавший поступать в американскую, а также в британскую армию в 1943 году. Его производство было столь совершенным в технологическом отношении, что одна «крепость» стоила всего лишь 187 тыс. долларов.
ЛТХ В-17G
Длина — 22,78 м
Высота — 5,82 м
Размах крыла — 31,62 м
Площадь крыла — 132 кв.м.
Масса пустого — 17237 кг
Максимальная взлетная масса — 32659 кг
Мощность двигателей — 4×1380 л.с.
Максимальная скорость — 486 км/ч
Крейсерская скорость — 362 км/ч
Практическая дальность — 5472 км
Практический потолок — 10850 м
Экипаж — 10 человек
Вооружение — тринадцать 12,7-мм пулеметов с общим боекомплектом в 6380 патронов
Бомбовая нагрузка — до 8000 кг
Снимок в открытие статьи: Boeing B-17E в полете/ Фото ВВС США/wikimedia.