Чем завершится нынешнее экономическое противостояние России и Запада, возникшее из-за украинского кризиса? Способны ли все более жесткие санкции со стороны США и ЕС поставить Москву на колени? Иногда ответы на эти вопросы полезно поискать в истории.
14 августа 1958 года государства НАТО сняли ряд ограничений на торговлю с СССР и его союзниками — странами социалистического лагеря. Касались те санкции главным образом «стратегических товаров». А именно — составляющих для оборонной промышленности, тяжелой индустрии, некоторых сельхозпродуктов, лекарств.
Инициатором санкций было, как не трудно догадаться, правительство США. После Второй мировой войны американцы, вступившие в неё только после того, как наши войска погнали фашистов из страны, считали именно себя главными «творцами победы» над нацистской Германией. При этом решительно не хотели мириться с сильно выросшим в Европе авторитетом настоящего победителя фашизма — Советского Союза.
Не давало покоя американскому президенту тех лет Трумэну и появление на карте Старого Света стран, взявших курс на развитие социализма. Ведь таким образом они становились ближе к «Советам», чем к «истинно демократическим государствам».
Ровно за год до введения санкций, 12 марта 1947 года Гарри Трумэн выступил в конгрессе США с программой борьбы против сил демократии и социализма (так называемая «доктрина Трумэна»). Идею, к слову, подкинул ему ещё один «заклятый друг» СССР Уинстон Черчилль, в те годы — экс-премьер-министр Великобритании. В своей печально знаменитой «фултонской речи» 1946 года Черчилль вначале признал, что «военные победы выдвинули Советский Союз в руководящие нации мира», а затем стал критиковать Сталина за то, что его страна стремится к «безграничному распространению своей власти и своих доктрин». Что «представляет опасность для великих принципов свободы и прав человека англосаксонского мира». Отныне, горячо убеждал толстяк Уинстон собравшихся в колледже американского Фултона, США и Великобритания должны разговаривать с СССР с позиции силы.
В общем, не успели отойти от одной войны, как тут же стали призывать к другой — «холодной». Что из этого вышло? Как водится, ничего хорошего. Прежде всего, для самих организаторов санкций.
От «доктрины Трумэна» к «плану Маршалла«
В послании президента Трумэна конгрессу США были определены две стратегические задачи по отношению к СССР. Первая, минимальная: — не допустить дальнейшего расширения сферы его влияния («доктрина сдерживания социализма»). Вторая, максимальная — сделать все, чтобы заставить СССР уйти к своим довоенным границам («доктрина отбрасывания социализма»). Для чего необходимо: «оказать широкомасштабную помощь странам Европы, поставив их экономику в зависимость от США («план Маршалла»); создать военно-политический союз этих стран во главе с США (будущее НАТО); использовать свои вооруженные силы для непосредственного вмешательства во внутренние дела стран советской сферы влияния; разместить у границ СССР (в Греции, Турции) сеть военных баз США; поддерживать антисоциалистические силы внутри стран советского блока.
Как всё это напоминает день сегодняшний, не правда ли? Словно разрабатывалось и принималось не шестьдесят с лишним лет назад, а буквально вчера. Или всё дело в том, что удалась американцам лишь малая часть из вышеперечисленного?
Что им удалось — так это включить в сферу действия плана госсекретаря США Маршалла Западную Германию. Крупные европейские страны договорились о создании нового немецкого государства на основе трёх западных зон оккупации: американской, британской и французской. Что было явным нарушением договорённостей с СССР о совместном решении германских проблем. СССР в ответ перекрыл дороги, ведущие из Берлина на запад. Началась блокада Берлина — первая открытая конфронтация СССР со своими бывшими союзниками, продолжавшаяся 324 дня. В мае 1949 года в западных зонах влияния была образована Федеративная Республика Германии.
Под диктовку США
Американская «помощь» заключалась в предоставлении товарам из США свободного доступа в западноевропейские страны. А также отказ европейских правительств от национализации промышленности и предоставлении полной свободы частным предпринимателям; установление США выгодного для себя курса валют в этих странах; контроль над их внешней торговлей, подразумевающий полный запрет торговать с СССР и его союзниками. Словом, обложили со всех сторон. Благо, европейские партнеры Дяди Сэма к тому времени ещё толком не оправились от потрясений страшной войны.
Интересно, что Франция и Великобритания поначалу приглашали своих коллег из СССР на совещания по обсуждению «плана Маршалла». Одно из них проходило в Париже летом 1947 года. На нем выяснилось, что о какой-то конкретной американской помощи (финансами, ресурсами) европейским экономикам речь не идет. Главное, на чем настаивали «друзья из-за океана», — это создание некоего руководящего комитета из представителей нескольких держав, с функциями составления «всеобъемлющей программы экономического восстановления и развития» своих стран. При этом комитет должен был обладать широкими полномочиями в отношении экономических ресурсов, промышленности и торговли европейских стран в ущерб их национальному суверенитету. Советская делегация со всем этим не согласилась и «выбыла из игры». Что, собственно, от неё и требовалось.
Где-то теряем. А где-то находим!
Что-то потеряла наша страна от всех этих доктрин, планов, санкций? Скорее, наоборот, приобрела. Во-первых, союзников. Благодаря тому, что стала активно содействовать коммунистическим партиям и движениям в разных государствах «капиталистического строя» и способствовать росту национально-освободительного движения, который привел в итоге к краху колониальной системы. А те же Франция и Великобритания имели огромные колониальные территории в Азии и Африке с богатыми сырьевыми и людскими ресурсами.
Во-вторых, военный блок «Варшавский договор», оперативно созданный в ответ на появление НАТО.
В-третьих, засучив рукава, взялась за восстановление своей экономики. Помогать-то было некому. Как результат — уже в 1950 году объём промышленной продукции превысил уровень предвоенного 1940 года на 73% вместо запланированных 48%; уровень сельскохозяйственного производства достиг довоенного.
Можно упомянуть ещё о появлении у СССР атомного, а потом и водородного оружия, что резко поубавило самомнения у янки.
Что касается пресловутых санкций, то уже к середине 1950-х гг. для многих на Западе стало очевидным, что такая политика в отношении СССР мало того, что не может остановить подъём народного хозяйства «Советов», но и наносит ощутимый ущерб их собственным интересам. Потому медленно, но неуклонно внешняя торговля с капстранами, как тогда их называли, стала восстанавливаться. К тому времени, как в НАТО решили «снять ряд ограничений», мы уже вовсю расширяли торгово-экономические связи с Англией, Францией, ФРГ, Италией, Австрией, Швецией, Норвегией, Финляндией, Японией, другими странами «рангом» поменьше. Только в торговле с США серьезных сдвигов к лучшему в тот период не произошло.
Снимок в открытие статьи: президент Гарри Трумэн на встрече с Джорджем Маршаллом, Полом Хоффманом и послом У.А.Гарриманом при обсуждении плана Маршалла.