17 августа 1929 года родился Фрэнсис Гари Пауэрс. Это тот самый летчик, который пилотировал самолет U-2, сбитый под Свердловском 1 мая 1960 года. Пауэрс — самый известный из нарушителей воздушной границы Советского Союза. Он выполнял задания ЦРУ.
Первая кровь
После начала «холодной войны», в конце сороковых годов, авиация США и их союзников начала регулярные полеты над территорией СССР. Разведку западных стран интересовало, насколько советская авиация готова к решительным действиям, какова эффективность системы противоздушной обороны бывших союзников. Советские истребители-перехватчики преследовали нарушителей границы и не раз открывали предупредительный огонь.
8 апреля 1950 года над Балтикой появился самолет-разведчик ВМФ США Privateer, стартовавший с авиабазы Висбаден в ФРГ. Машина углубилась в советское воздушное пространство в районе военно-морской базы Либава. Поднятая по тревоге четверка истребителей Ла-11 под командованием старшего лейтенанта Бориса Докина потребовала от американцев пойти на посадку, но встретила отказ. В завязавшейся перестрелке нарушитель был сбит, экипаж — 10 пилотов — погиб. США выступили с резким протестом, заявив, что пострадал мирный самолет, направлявшийся в Швецию.
13 июня в 1952 года в районе Японского моря близ берегов Советского Союза исчез самолет разведчик США РБ-29. Посольство США в Москве попыталось получить сведения о судьбе летчиков, но безуспешно. Позднее выяснилось, что разведчик был сбит советским истребителем Миг-15 над советскими территориальными водами в 180-ти километрах южнее Владивостока. Никто из 12-ти пилотов не уцелел…
Выше «потолка» не взлетишь
С середины 50-х годов западные спецслужбы стали использовать автоматические дрейфующие аэростаты. Они поднимались на высоту около 30 километров. Имевшиеся на вооружении ВВС и ПВО СССР истребители типа МиГ-15 бис, МиГ-17П и Як-25 не могли сбить эти аэростаты, поскольку имели «потолок» максимум в 16 тысяч метров.
Аэростаты запускались с баз в Германии, Норвегии, Италии, Турции, Франции и других стран, проникая в советское воздушное пространство. Они вели разведку от западных границ СССР до Тихого океана. После выполнения задания контейнеры с фотоаппаратурой сбрасывались в назначенном районе и подбирались специальными командами.
Впервые автоматический дрейфующий аэростат летом 1954 года уничтожил капитан Леонид Савичев на истребителе МиГ-17П с радиолокационным прицелом. По мнению специалистов, это произошло случайно — летательный аппарат, обнаруженный над украинским городом Черновцы, почему-то летел на высоте 10 километров.
Поскольку запуск аэростатов в воздушное пространство СССР не дал ощутимых результатов, ВВС США продолжали глубокую авиационную разведку приграничных районов СССР.
Англичане в московском небе
Далеко не всегда ПВО Советского Союза сбивали самолеты-нарушители. К примеру, англичане на бомбардировщике «Канберра» и американцы на различных типах «RB», стартовавшие с баз в Англии и Германии удачно действовали над советской территорией. Например, в 1957-м «Канберра» беспрепятственно долетела до Баку. Спустя год самолеты-разведчики этого типа появлялись в небе Украины, в том числе и над Киевом. Они даже вторгались в Московскую зону ПВО!
И это, несмотря на то, что в 1955 году на вооружение ПВО СССР поступил зенитный комплекс С-25,способный поражать цели на высоте 18 километров…
В марте 1955 года три американских разведчика RB-45 под командованием майора Джона Андерсона произвели ночной разведывательный полет, стремясь установить дислокацию и возможности радиолокационных станций Варшавского блока — на территории Чехословакии, Польши и советских прибалтийских республик. Выполнив задание, воздушные разведчики благополучно приземлились на своих базах.
Действия разведчиков проходили и в дневное время. Например, 6 и 7 мая 1956 года шесть RB-47, поднявшись с аэродрома Туле в Гренландии, пересекли Северный полюс и вторглись в воздушное пространство Советского Союза. Летчикам удалось сфотографировать территорию от Анадыря до Берингова пролива. Выполнив задание, они приземлились на аэродроме на Аляске.
Вызов был принят
В середине пятидесятых годов в США был разработан новый разведывательный самолет фирмы «Локхид» У-2. Это была одноместная машина с турбореактивным двигателем, способная совершать полеты на высоте до 20-ти километров и производить аэрофотосъемку. При этом самолет оставался недосягаемым для советских средств ПВО. У-2 мог пролетать расстояние до девяти тысяч километров без дозаправки и находиться в воздухе почти 11 часов.
Президент США Дуайт Эйзенхауэр сначала был против полетов У-2. Он понимал, что их обнаружение приведет к ухудшению отношений между двумя супердержавами. Однако в июле 1956 года он все же санкционировал пять разведывательных полетов У-2 в воздушном пространстве СССР и других социалистических стран. Первое задание на машине этой марки выполнил летчик Карл Оверстрит, пролетевший над территориями Польши и ГДР.
Полеты над Советским Союзом неоднократно откладывались — сначала из-за плохой погоды, затем — в связи с визитом в СССР начальника штаба ВВС США, генерала Натана Туайнинга. Он присутствовал на воздушном параде в Тушине.
Разумеется, представители советского командования знали о новом самолете-разведчике. Они сначала решили, что наш летчик, видевший У-2, возможно, из-за переутомления значительно преувеличил возможности американского летательного аппарата. Советские специалисты не допускали и мысли, что самолет может в течение 7−8 часов находиться на такой огромной высоте. Они считали, что большую часть маршрута машина должна идти на меньших высотах и, следовательно, может быть перехвачена советскими истребителями.
Но выяснилось, что это правда. И вызов американцев был принят.
Опровержение Москвы
Когда 1 мая 1960 года Фрэнсис Пауэрс поднял в воздух свой У-2, ЦРУ даже не предполагало, как рискует этот пилот. Вероятно, и сам летчик — к слову, очень опытный — не знал о появлении у СССР оружия новейшего образца.
У-2 пересек государственную границу СССР в 5.36 по московскому времени в двадцати километрах юго-восточнее Кировабада, что в Таджикской ССР, на высоте 20 километров. Далее Пауэрс совершил пролет Магнитогорска и Челябинска. Следующим пунктом маршрута был Свердловск, а точнее расположенный недалеко завод «Челябинск-65», выпускающий оружейный плутоний.
Но вскоре У-2 был атакован несколькими зенитно-ракетными комплексами С-75. Одна из ракет попала в американский самолет, оторвав крыло, повредив двигатель и хвостовую часть…
Для надежного поражения было выпущено еще несколько ракет. Их огнем был случайно сбит один из двух советских истребителей МиГ-19, поднятых на перехват нарушителя, но летевших ниже. Пилот советского самолета старший лейтенант Сергей Сафронов погиб и был посмертно награжден орденом Красного Знамени. Второму МиГ-19 удалось уйти от ракеты благодаря своевременному противорадилокационному маневру.
Едва стало известно об уничтожении самолета Пауэрса, президент США Эйзенхауэр заявил, что У-2 заблудился, выполняя задание метеорологов. Но это был слишком поспешный и наивный ход. Москва тут же выступила с опровержением, представив миру обломки разведывательной аппаратуры со сбитого самолета. Перед многочисленными корреспондентами предстал с покаянным видом и сам Пауэрс. Его самолет рухнул близ села Поварня, а 30-летний пилот, катапультировавшись, приземлился у Косулино, где был задержан местными жителями
Это было самое громкое и самое известное нарушение советской воздушной границы.
Высокая цена лжи
Немалый интерес представляют и последствия инцидента.
31 мая 1960 года глава советского правительства Никита Хрущев отправил отцу летчика Оливеру У. Пауэрсу телеграмму, в которой, в частности, говорилось: «…Я должен сообщить вам, что вашего сына будут судить по законам Советского Союза. Закон есть закон, я не в состоянии вмешаться в дела, находящиеся в полной компетенции суда. Если вы желаете приехать в Советский Союз, чтобы увидеть сына, я готов помочь вам в этом деле».
Фрэнсис Гари Пауэрс предстал перед советским судом и был обвинен по статье «Об уголовной ответственности за государственные преступления». Приговор был жесткий — 10 лет лишения свободы.
Однако находиться в неволе — Пауэрс отбывал срок во Владимирском централе — американскому летчику предстояло недолго. 10 февраля 1962 года его обменяли на советского разведчика Вильяма Фишера — он же Рудольф Абель.
Возвратившись на родину, Пауэрс написал книгу «Операция Перелет: воспоминания об инциденте с У-2». Ходили слухи, что она ему навредила, ибо на страницах издания есть негативные отзывы о ЦРУ. Поэтому Пауэрс потерял работу в компании «Локхид Мартин», где он был пилотом-испытателем.
Летчик погиб, когда ему было всего 47 лет. Но за год до смерти — в 1976 году — он напомнил о себе призывом: «Не верьте русским! Они хотят нас похоронить».
О воздушном инциденте над Свердловском еще не раз вспоминали в США и в Советском Союзе. Уйдя в отставку, Эйзенхауэр признал, что самое большое сожаление во время его президентства — это «ложь по поводу полета У-2. Я не понимал, насколько высокой может оказаться цена, которую мы заплатим за ту ложь».
В 1985 году в СССР вышел фильм «Мы обвиняем», в котором воспроизведены события, связанные с У-2. В картину были включены хроникально-документальные кадры суда над Пауэрсом. А недавно стало известно, что историю американского пилота собирается экранизировать знаменитый режиссер Стивен Спилберг.
…Тайная воздушная война в воздушном пространстве СССР и на его границах продолжилась и после истории с Пауэрсом. Пройдет несколько лет, и для выполнения разведывательных заданий будут использоваться космические средства. Но это тема уже для другого материала.
Снимок в открытие статьи: К. Джонсон и Г. Пауэрс на фоне U-2 /Фото: KellyJohnsonandGaryPowers.jpg