Закон об обязательном лицензировании управляющих компаний вступает в силу с 1 января 2015 года. Но эксперты считают, что он лишь усилит коррупцию в системе ЖКХ и не разрешит накопившихся в отрасли проблем.
Стоит ли овчинка выделки?
Уже больше месяца прошло с того момента, как управляющие компании имеют возможность подать заявку на получение лицензии в соответствии с новыми правилами оказания услуг в жилищно-коммунальной сфере, регламентированными законом № 255-ФЗ. Вкратце суть их такова — до 1 мая 2015 года каждая управляющая компания в России должна получить лицензию, а ее руководитель обязаны сдать квалификационные экзамены. Только при соблюдении этих двух условий организация может сохранить свое место на рынке коммунальных услуг в качестве активного игрока. Причем потерять его может довольно легко: например, при невыполнении двух предписаний Госадмтехнадзора в течение одного года, или при наличии большого числа жалоб от граждан.
Елена Солнцева, представитель департамента ЖКХ, энергосбережения и повышения энергоэффективности Минстроя России, заявила, что эта мера позволит убрать с рынка всех недобросовестных управленцев.
Но практически сразу же эта инициатива (впрочем, как и многие другие за последние несколько лет — «СП») застряла в тисках сырости и недоработанности. Мало того, она еще вызвала и многочисленные нарекания со стороны не только членов саморегулируемых организаций, но даже и чиновников разного уровня.
Так, во многих регионах страны до настоящего времени заявки от управляющих компаний не принимаются. Причина банальна. Как рассказала Лариса Боровицкая, главный жилищный инспектор Тюменской области, целый ряд необходимых подзаконных актов пока не принят. Некоторые из них должно утвердить правительство, некоторые — минстрой. Но точные сроки пока не озвучиваются, а май следующего года неумолимо приближается.
Принимая во внимание, что многие законодательные инициативы в стране появляются либо в последний момент, либо уже «задним числом», нетрудно представить себе, в какой запарке лицензирование может быть наконец-таки осуществлено. Особенно если учесть тот факт, что на данный момент в стране насчитывается, по словам заместителя министра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса, порядка 16 тысяч подобных организаций.
Более того, возникли неожиданные проблемы с составом комиссий, которые будут определять, достойна ли компания получить лицензию. Александр Козлов, замдиректора Национального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль», обращает внимание на следующий факт:
— В методических рекомендациях указывается, что состав комиссии не должен превышать 20 человек (треть из которых должны составлять представители госорганов — «СП»). Но уже сейчас регионы говорят, что где-то она будет состоять из семи, где-то из девяти человек.
Во-первых, это может спровоцировать формальный подход к делу, развивает свою мысль эксперт. Во-вторых, четкое количество таких комиссий ни в одно документе не прописано. А поскольку методические рекомендации не обязательны к исполнению, то здесь не исключается возможность их «переосмысления» каждым регионом по согласно собственному видению. А этот момент вполне имеет все шансы стать мощным коррупционным моментом. Игорь Шпектор, председатель профильного комитета Общественной палаты РФ разъясняет: «Кого можно включать в состав комиссии? Конкретных указаний нигде нет, а ведь можно ввести в нее кого угодно». Таким образом, считает он, можно пользоваться этим пробелом как мощным инструментом для захвата многоквартирных домов компаниями, которыми руководят «нужные люди».
Примечательно, что председатель думского комитета по жилищной политике Галина Хованская отмечает, что уже сейчас идет просто вал гражданских жалоб на ужасную работу управляющих компаний. Но в процессе анализа конкретных ситуаций выясняется одна интересная деталь: нередко их вполне осознанно «раздевают» до нитки и даже банкротят именно ресурсоснабжающие организации (причем под этот «пресс» попадают даже товарищества собственников жилья), которые, как это ни печально звучит, аффилированы с госорганами.
А главные претензии главных участников рынка к этой процедуре выразил Андрей Кузнецов, генеральный директор компании «МАТОРИН», в прошлом году вошедшей в состав Московской торгово-промышленной палаты.
«СП»: — Андрей Геннадьевич, спасет ли лицензирование УК положение дел в сфере ЖКХ и насколько компетентными в этом случае окажутся представители НКО, на которых возлагается принятие решений о выдаче/невыдаче лицензий? Не сведется ли процедура к банальной «покупке» лицензии, стоимость которой переложат на собственников жилья, спрятав ее, скажем, в графе «содержание мест общего пользования»?
— Я считаю, в целом как таковое лицензирование — это вред. Единственное, что оно сможет упростить, так это лишь проблему передела рынка на уровне отдельных губернаторов. И те, кто с властью мед не делят, тут же будут наказываться отзывом лицензии. Покупка лицензий неизбежно будет, так в России дело обстоит с любыми лицензиями. И, как любые другие расходы, они, конечно, будут учтены в стоимости конечной услуги для потребителя. А самое плохое здесь то, что только-только начинающий зарождаться свободный рынок прекратит свое существование. И в итоге мы откатимся на 10 лет назад. Если уж назрела необходимость вводить лицензирование, то делать это нужно на федеральном уровне. Иначе будет государственный рэкет.
«СП»: — Но все-таки хоть в чем-то будут заключаться реальные преимущества собственников при лицензировании компании? И что они могут потерять при этом?
— Да не вижу я никакой пользы. У нас уже было лицензирование в строительстве, потом его отменили, однако ничего не поменялось. А потерять, повторюсь, можно зачатки свободной конкуренции. В ЖКХ самое главное зло — это коррупция. А предлагаемые сейчас правила отзыва лицензий будут только помогать таким действиям.
«СП»: — Тогда, чтобы уйти от этой процедуры, а также избежать раскрытия информации, не инициируют ли управляющие организации массовый принудительный перевод жильцов на непосредственное управление с перезаключением договора? Так, например, уже поступила омская УК «ЦентрЖилСервис», чем вызвала среди собственников волну недовольства.
— Непосредственное управление — это, конечно, выход. Но навряд ли это явление станет массовым, поскольку принудительно что-то сделать у нас мало кого можно заставить. Возможно, таким образом компания просто пытается выжить. Вообще, мы бы с удовольствием работали в каждом доме с ТСЖ. Вот тогда и лицензия не нужна, и управлять легче. Но проблема в том, что большинство людей этой конструкции пока не доверяют.
Хотя именно товариществу собственников жилья, подчеркнул эксперт, положение о лицензировании навредить сможет едва ли, а вот отчасти помочь — вполне. «Вполне возможно, — говорит Кузнецов, — что эта процедура будет способствовать популяризации этого способа управления многоквартирным домом.
Что же может получить отрасль жилищно-коммунальных услуг к маю 2015 года, если озвученные проблемы не будут устранены? По мнению специалистов — довольно плачевную ситуацию. «С рынка просто исчезнут добросовестные УК», — считает представитель одной из омских УК Оксана Севастюк. Просто потому, отмечает она, что человеческий фактор еще никто не отменял, а «профессиональных жалобщиков» в каждом многоквартирном доме найти очень легко. Кстати, во многом именно по этой причине, добавляет Галина Хованская, УК будут едва ли не в массовом порядке бежать от жилого фонда, нуждающегося в капитальном ремонте, «как черт от ладана». И их вновь придется «вешать» на баланс муниципалитетов, бюджет которых на 98% состоит из дотаций.
Челябинский чиновник Александр Кочерещенко, например, уже подсчитал, что из трехсот управляющих организаций в середине следующего года при таком раскладе город лишится каждой десятой. На Кубани игроки рынка (по самым оптимистичным прогнозам) готовятся потерять порядка 10% от общего количества управленцев. Остальные регионы страны также высказывают довольно пессимистичные прогнозы. «На рынке управления многоквартирными домами вполне возможна патовая ситуация, — предсказывают отдельные специалисты, — когда управлять будет попросту некому, а без управляющей компании невозможны поставки ресурсов».
Но, похоже, крайним в этой ситуации окажется, как и всегда, конечный потребитель услуг, обычный рядовой собственник. Например, заявляет Павел Качкаев (заместитель Галины Хованской), в Думе осенью планируется рассмотрение законопроекта (не включенного в силу разных причин в 255-ФЗ) под рабочим названием «О повышении платежной дисциплины в жилищно-коммунальном хозяйстве». По мнению чиновника, это заставит собственников заниматься содержанием собственного жилья. Ведь, как заявил Игорь Шпектор:
— В прессе все классно — 90% собственников платят за жилье. Но на самом деле неуплаты идут повсеместно, и этого скрывать нельзя. Пока мы не будем жестко относиться к потребителю, ничего не изменится. Необходимы жесткие меры.
Фото: ТАСС/ EPA