За что чиновники собираются отнимать жилье не только у собственников, но и у нанимателей? Сколько платежей будет пропущено до тех пор, пока в дверь не позвонит судебный пристав с извещением? Чем опасно включение газовой плиты в холодное время года? Об этом — в материале «Свободной Прессы».
Готовьте ваши денежки
Плату за капитальный ремонт многоквартирных домов с собственников жилых помещений стали взимать в обязательном порядке в прошлом году. Это нововведение было воспринято населением если не «в штыки», то, по крайней мере, весьма болезненно. Дело дошло до того, что граждане и даже некоммерческие организации пытались оспаривать правомерность такой строки расходов в платежках в судебном порядке (в числе «хрестоматийных» уже примеров — житель Белгородской области некто Руднев, а также ростовская областная НКО «Фонд капитального ремонта»). Но суды оставляют иски такого типа без удовлетворения, вынося во всех случаях однозначный вердикт — «платить должны все».
Однако какие бы агитационные усилия не предпринимались чиновниками на местах, ситуация со сбором платежей для этих целей далека от идеальной. Министерство строительства и ЖКХ приводит следующие данные: к настоящему времени по всей территории России вносить плату за капремонт многоквартирных домов отказывается в общей сложности 20% всех собственников жилья (то есть едва ли не каждый пятый дееспособный житель РФ).
Некоторые функционеры, представители негосударственных и некоммерческих объединений, ссылаются на некую неофициальную директиву не применять к «уклонистам» каких-либо жестких мер, но тут же делают оговорку — подобная установка имеет временный характер. Официальные лица настроены более решительно. В Минстрое представителям СМИ четко дали понять: контролирующие организации, подконтрольные министерству, находятся в режиме «низкого старта» и готовы, фигурально выражаясь, спустить на неплательщиков всех собак. Каких именно — конкретизировали самый главный жилинспектор государства Андрей Чибис и представитель Аналитического центра при правительстве РФ Константин Шишка. Речь идет об отключении горячего водоснабжения, электричества, а также блокировки канализационных систем.
Но это еще, как говорится, цветочки по сравнению с самым главным штрафом — изъятием жилья (даже единственного). И пусть такая крайняя мера применялась пока только в редких единичных случаях (в частности, за неоплату услуг ЖКХ более 10 лет подряд), коммунальщики не оставляют упорных попыток законодательно снять все ограничения для такого шага. Если это произойдет (а разговоры о том, что вероятность этого очень высока, уже звучат в отдельных чиновничьих кулуарах), «под раздачу» попадут и собственники, и наниматели. Достаточно будет лишь формального повода — отсутствия оплаты капремонта в срок от трех до шести месяцев.
В отношении жильцов, приватизировавших свое жилье в установленном порядке, принятие таких мер уже не вызывает массовой истерии с разговорами о произволе и бесправии. Тут все уже более или менее понятно — в счет погашения задолженностей человека описывается и изымается его имущество. Однако не совсем понятно, чем заслуживают такую кару те, кто пользуется жильем по договору социального найма. По данным того же Аналитического центра при правительстве, подавляющее большинство сегодняшних неплательщиков — как раз формальные владельцы таких квартир, то есть субъекты федерации и муниципалитеты.
Но интересно, почему же раньше чиновники на столь высоком уровне не уделяли такого пристального внимания мерам наказания злостных неплательщиков? Возможно, причина кроется в том, что за один только прошлый год поступления от тех, кто добросовестно вносил средства по новой строке в платежке, в общей сложности составили 20 миллиардов рублей. И это еще при условии, что средний размер собираемых взносов колеблется, в зависимости от региона, только в пределах 20−70 процентов. А если учесть, что фактически доступ к реальному контролю расходования средств, аккумулируемых на счетах региональных операторов, имеют не сами собственники, а соответствующие финансовые органы федерального и, что гораздо интереснее, муниципального подчинения, определенные выводы напрашиваются сами собой.
Очень показательны в этом плане наблюдения Сергея Ситникова, директора одной из управляющих компаний Рыбинска. В частности, он отмечает, что инициированные представителями УК выборочные обследования объектов, где начались работы в рамках капремонта, выявили множество несостыковок. Например, нигде в городе не удалось увидеть журнал производства работ, а ведь в этом документе, подчеркивает эксперт, должны в обязательном порядке фиксироваться абсолютно все производимые на объекте операции, включая даже скрытые работы на промежуточных этапах. Кроме того, в спущенных «сверху» сметах не обнаруживались некоторые необходимые для качественного ремонта виды работ. К тому же вызывают интерес и отчеты о проведении конкурсов по выбору подрядных организаций. Судя по ним, добавляет Ситников, создается ощущение, что строителям деньги не нужны, поскольку желающих поработать в этом направлении компаний не сыскать днем с огнем.
Еще две системы штрафных санкций (теперь для жителей не только многоквартирных, но и частных домов) запланированы к рассмотрению в Госдуме в первом чтении на 23 января 2015 года. Речь идет, в частности, о двух альтернативных законопроектах, предусматривающих ужесточение административной ответственности потребителей в сфере газоснабжения.
В первом из них, разработанном депутатами Московской областной Думы, предусматривается ответственность, в числе прочего, за использование газового оборудования «не по назначению», после окончания срока его эксплуатации, а также без оформленного соответствующим образом договора о техобслуживании и ремонте и за непринятие мер при возникновении запах газа.
Второй законопроект, рожденный в недрах Правительства РФ, также содержит эти две последние нормы, а также добавляет — наказывать граждан надо еще за уклонение от заключения договора техобслуживания и за отказ впустить в помещение представителя соответствующей обслуживающей организации. И конкретизирует: граждан за эти нарушения в первый раз штрафовать на сумму от тысячи до двух тысяч рублей, повторно — естественно, больше. А уж если в результате возникла угроза жизни или, там паче, авария, то придется раскошелиться уже «по-взрослому», от 10 до 30 тысяч «деревянных».
Зная об особенностях принятия и выполнения законопроектов последних лет, легко представить себе «нарушителей» в определенных гипотетических ситуациях. Например, одинокую пенсионерку, включившую газовую плиту, чтобы согреться, когда коммунальщики задержат или раньше срока закончат отопительный сезон, или испытывающего проблемы со слухом ветерана, не услышавшего зуммер домофона, что может быть истолковано пришедшим газовиком как пресловутый «отказ впустить». Да и потом, в той же Москве, по данным «Мосгаза», плита в каждой третьей квартире давно перешагнула свой паспортный срок эксплуатации (в среднем — 15 лет). А бесплатно газовики ничего никому не меняют и не подключают (кроме очень узкой группы льготников). Вот и вырисовывается странноватая логика: нет денег купить новую плиту и оплатить ее подключение — штраф, пожалуйста.
Понятно, что это только первое чтение, и не исключено, что в итоге законопроекты будут дорабатываться, но все же… Остается только развести руками и процитировать слова одного известного телеведущего: «Однако, тенденция».
Фото: Александр Кряжев/РИА Новости