Почему представители власти наперебой заговорили о предоставлении наделов всем желающим? Кто может стать обладателем заветных соток, а самое главное — на каких условиях? Возможность ознакомиться с мнениями экспертов и суждениями рядовых граждан на эту тему своим читателям предоставляет «Свободная Пресса».
Земля баловства не любит
Граждане России еще не успели толком переключиться в «рабочий режим» после новогодних каникул, когда грянул гром среди ясного неба: на всех центральных федеральных СМИ появилось заявление полпреда президента на Дальнем Востоке Юрия Трутнева о готовности предоставлять всем жителям и гостям региона безвозмездно предоставить 1 гектар земли. Практически сразу же появилась информация о том, что Владимир Путин положительно отнесся к данной идее, порекомендовав инициатору детально проработать все мотивационные механизмы и четко структурировать процедуру предоставления.
Эта ситуация спровоцировала своеобразную каталитическую реакцию в чиновничьих кругах. Представители власти как на местах, так и в федеральном центре устроили самый настоящий аукцион неслыханной щедрости. Так, Владимир Печеный, губернатор Магаданской области, объявил, что готов предоставить в границах региона каждому желающему целых 5 гектаров, поскольку земли на Колыме достаточно и никаких проблем с е выделением не предвидится.
Депутаты ГД от партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов и Олег Нилов пошли еще дальше и выдвинули законопроект, согласно которому предоставить гектар земли следует хоть и определенным категориям граждан, но зато в любом регионе России.
Чем мотивированы эти инициативы?
В первых двух случаях речь идет о вполне естественной попытке поднять престиж региона и, самое главное, приостановить отток населения в более развитые в экономическом отношении субъекты. На эту мысль, в частности, наталкивает цитируемая пресс-службой администрации Магаданской области фраза Владимира Печеного «лишь бы брали». В последнем случае, как уверяют авторы законопроекта, основной целью документа является обеспечение землей социально незащищенных граждан и заслуженных работников.
В интернет-пространстве мнения граждан относительно этих инициатив разделились. Одна группа пользователей принимает эти идеи «на ура». Но вот вторая (и, кстати, более многочисленная) такого оптимизма никак не разделяет. И в их точке зрения есть определенная доля логики.
Житель Белгородской области Владимир П. отзывается об этой инициативе следующим образом: «Чтобы земля могла кормить и поить семью, нужно отдать ей все силы. А стоит посмотреть на современных дачников, особенно из столичного региона, как сразу становится понятно — далеко не каждый городской житель способен кардинально изменить свой образ жизни и работать на земле от зари до зари. Что-то выращивают на своих дачах единицы, причем чуть ли не в каждом третьем случае это максимум газонная травка».
Один из форумчан Василий К. идет дальше и подводит под свои размышления математическую базу. «Похоже, что ни один из депутатов никогда не сидел за комбайном и даже не работал на тракторе, — рассуждает он в своем посте. — Начнем с того, что на одном гектаре земли не очень-то и развернешься в плане земледелия. При хорошем раскладе с учетом погодных условий и качества самой земли зерновых можно получить максимум 40 центнеров с гектара. Но при этом нужно потратиться на удобрения, покупку и обслуживание какой-никакой техники. С учетом цен на топливо и стремление перекупщиков сбивать цены на зерно до минимума, прибыток с участка по факту получается почти что нулевой».
Но, может быть, мрачный тон подобных высказываний продиктован исключительно желанием ругать любые инициативы «сверху»? Ведь уверен же житель юга России под ником Anvar в том, что «с гектара земли можно собрать неплохой урожай овощей и фруктов для всей семьи, а выращиваемой пшеницы, например, вполне хватит для прокорма домашней птицы». И он же добавляет: «в конце 50-х годов в СССР переселенцам в Среднюю Азию выделяли, например, безвозмездно участки для строительства домов, и нынешняя инициатива, на мой взгляд, ничем не хуже».
Однако веками оттачиваемая народная мудрость четко и однозначно указывает, в каком месте бывает бесплатный сыр. Следуя этой логике, в вышеперечисленных чиновничьих инициативах неизбежно должен скрываться каверзный подвох.
Во-первых, сложность заключается в том, что участки будут предоставляться вдали от густонаселенных городов, и, как следствие достойной инфраструктуры там не будет и в помине. Юрий Трутнев, в частности, уже высказался в том духе, что если для многодетных семей власть обязана выделять участки с инфраструктурой, то в других случаях никто этого не гарантирует. Нилов с Мироновым также говорят, что через свою инициативу они планируют дать возможность гражданам вложить сбережения в строительство домов преимущественно в отдаленных районах, конкретнее — в заброшенных селах и деревнях.
А значит, как считают многие специалисты, и, частности, доктор экономических наук Наталья Чернова, за освоение участка людям сначала придется заплатить «звонкой монетой» втридорога:
— Что значит «отдаленные районы»? Прежде всего то, что дорогу «тянуть» до надела собственнику придется самому. Ему же за собственный счет нужно будет подтягивать к земле газ, электричество, а также решать наиболее насущный для ведения подсобного хозяйства вопрос водоснабжения участка. Ладно, можно пробурить скважину или на худой конец выкопать колодец. Но скольких нервов и денег стоят разные согласования и проекты по электричеству и газу, думаю, подробно рассказывать уже не надо. Плюс еще арендную ставку платить. А потом, через три или даже через пять лет, когда земля перейдет в собственность, за нее надо платить налоги, причем по новой системе. Не стоит упускать из виду, что как раз к 2020 году плавный переход на полную оплату будет завершен. Значит, собственники сразу должны готовить крупную сумму, ведь облагаться налогом будет и земля, и все хозпостройки.
Далее, рассуждает эксперт, на том же Дальнем Востоке доказать факт использования земли нужно будет в течение трех лет. А здесь на кон поставлен уже сам факт владения участком.
«Обеспечить сносную инфраструктуру и начать освоение земли за такой промежуток времени мне представляется малоосуществимой затеей, — развивает мысль Чернова. — Чтобы успеть все сделать за 36 месяцев, владельцам участков неминуемо придется залезать в кредиты. С сегодняшними банковскими ставками это по меньшей мере недальновидно. Но, чтобы участка не лишиться, граждане могут пойти на этот необдуманный риск, только вопрос — чем они будут гасить займ? На работу в город из отдаленных мест 5 дней в неделю кататься — себе дороже выйдет».
Так что ситуация вполне может развиваться по сценарию, который допускает интернет-пользователь Аркадий из Новосибирска. «Приходит чиновник через три года с проверкой, — пишет он, — а земля не тронутая еще, владелец вопросы с инфраструктурой решает. Земля, естественно, отбирается. Но планы-то по прокладке коммуникаций уже составлены. И согласованы. А это уже совсем другая категория товара на рынке недвижимости».
Плюс ко всему, помимо экономического, есть в инициативе с бесплатной раздачей земли и социально-политический момент. На него указывает педагог, кандидат исторических наук Сергей Петунин:
— Если внимательно изучить комментарии депутатов (Нилова и Миронова — авт.) к законопроекту, бросается в глаза один очень интересный нюанс. Авторы говорят о том, что хотят обеспечить землей социально незащищенные слои населения. Но у такой категории граждан в принципе нет сбережений для того, чтобы строиться, а значит, логичнее было бы (если это действительно проявление заботы) прийти им на помощь и выделить землю поближе к нормальной, функционирующей инфраструктуре. Но здесь важно другое — в стране кризис. И как долго он продлится — никто предсказать не берется. А социально незащищенные слои во все века были мощным и благодатным «плацдармом» для всякого рода протестных движений и «цветных революций». Проще говоря, именно они «раскачивали лодку». Так что, вполне вероятно, «калачом» в виде бесплатного участка в отдаленных районах таких граждан выманивают подальше от городов, стремясь снизить градус социальной напряженности в городах. В глухих лесах много не напротестуешь.
Фото: Зураб Джавахадзе/ТАСС