Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Недвижимость / Проблемы ЖКХ
5 февраля 2015 21:42

Ликбез для собственников

Как правильно платить за коммунальные услуги

5813

За что владельцы квартир обязаны платить? На каких основаниях рассчитывается размер платежа и сложно ли выявить механизм его формирования? Как можно бороться с навязываемыми услугами и легко ли это сделать? Для читателей «СП» — пояснения юристов.

Немного о ценообразовании

Количество неплательщиков за коммунальные услуги, как в сказке, растет не по дням, а по часам. Но происходит это не столько из-за отсутствия средств, сколько из-за того, что люди откровенно не понимают — кому (а главное — за что) они должны. Чиновники на жалобы граждан любят отвечать казенным языком: дескать, существует в Жилищном кодексе статья за номером 162, которая гласит, что порядок внесения оплаты за ремонт и содержание жилого помещения регламентируется договором между собственником и управляющей компанией. Но гражданам прежде всего непонятен сам принцип ценообразования. Чтобы добавить хоть немного прозрачности в этом вопросе, «СП» собрала разъяснения специалистов по наиболее важным сферам содержания и оплаты жилья.

Какими бы мотивами ни прикрывали собственники свой отказ платить по счетам за коммунальные услуги, по закону они обязаны это делать, отмечают юристы. Об этом прямо говорит 153-я статья российского Жилищного кодекса. Данная обязанность возникает либо с момента возникновения права собственности на жилье, либо с момента заключения договора о его использовании и подписания акта передачи.

С завидной периодичностью отдельные граждане пытаются оспаривать этот момент в судах, но последние при вынесении решений всегда руководствуются принципом их возмездности, поскольку в основе этой обязанности лежит не факт наличия/отсутствия договора с управляющей компанией, общие положения гражданского права.

Отчасти успокоить собственников должен тот факт, что список обязательных коммунальных услуг является закрытым (внести в него дополнения невозможно) и включает в себя всего 6 пунктов.

Во-первых, это подача на территорию домовладения питьевой холодной воды. Во-вторых, горячее водоснабжение жилых и нежилых помещений дома, а также общего имущества. В-третьих, отведение бытовых стоков из жилых и нежилых помещений. В-четвертых и в-пятых — электро- и газоснабжение всех помещений дома, включая места общего пользования (плюс продажа бытового газа в баллонах). Наконец, в-шестых, поставка тепловой энергии во все помещения многоквартирного дома. Данное ресурсоснабжение должно осуществляться только с помощью централизованных сетей и внутренних штатных инженерных систем.

Размер оплаты регулируется властями субъектов РФ (статья 157 ЖК). Правда, прозрачность ценообразования оставляет желать лучшего, поскольку есть один сложный момент — налог на добавленную стоимость (НДС).

С одной стороны, есть статья 149 Налогового кодекса. В ней содержится перечень операций, которые от НДС освобождаются, но как раз ресурсоснабжение многоквартирных домов в него не включено. Получается, что ресурсы, поставляемые гражданам, а также управляющим компаниям, ТСЖ, жилищно-строительным и садоводческим кооперативам, облагаются налогом на добавленную стоимость.

С другой стороны, есть письмо Минфина от 19 марта 2014 года (№ 06−05−17/11844). Там говорится, коммунальные услуги, предоставляемые вышеуказанным организациям и товариществам, не подлежат обложению НДС при соблюдении ряда условий. Во-первых, целью таких организаций должно быть удовлетворение потребностей граждан в жилье. Во-вторых, они должны обслуживать соответствующие внутридомовые инженерные системы. При этом ресурсы должны приобретаться непосредственно у ресурсоснабжающих организаций (как правило, это местные «Теплосети» и «Водоканалы») и реализовываться по цене приобретения.

Но даже если граждане уверены, ресурсы управляющей компанией покупаются по одной цене, а продаются по другой, более высокой, то добиться компенсации или пересмотра процесса ценообразования даже через суд удается далеко не всегда. Весьма показательно в этом отношении постановление, вынесенное в апреле 2008 года Арбитражным судом в Иркутской области прецедент в рамках рассмотрения дела №А19−817/08−47. В частности, тогда истцу было отказано в возмещении убытков за счет городского бюджета из-за обнаруженной разницы в тарифах на отопление и коммунальные услуги. Основание для отказа — права истца никоим образом нарушены не были, поскольку ответчик не обладал соответствующими полномочиями в сфере регулирования тарифов на поставку тепловой энергии на государственном уровне.

Но есть и положительный момент: некоторые действия ресурсоснабжающих организаций могут быть квалифицированы судом как противоправно навязываемые коммунальные услуги. Яркой иллюстрацией к такому сценарию может послужить апелляционное определение, вынесенное по делу № 33−3072 областным судом Архангельска 27 мая 2013 года.

Предыстория такова: местное МУП «Водоканал» отказывалось принимать от собственников оплату за потребленную воду, рассчитанную на основании установленных индивидуальных приборов учета. Мотивация предприятия проста: мол, вводили их в эксплуатацию не наши сотрудники. А если граждане хотят платить по приборам, то пусть обращаются в общество с ограниченной ответственностью, с которым у нас заключен агентский договор, его сотрудники счетчики опломбируют, тогда и будем разговаривать. А насчет того, что данная услуга в этом самом ООО платная, так ведь «бремя расходов по содержанию собственного имущества несет непосредственно собственник».

В ходе слушания представители Фемиды пришли к выводу, что позиция «Водоканала» в корне неправильна. Исходя из 31-го пункта «Правил предоставления коммунальных услуг» (23 мая 2006 года постановлением Правительства № 307), дополнительная плата за документальное оформление установленных приборов учета не требуется, а значит, отказ от ввода в эксплуатацию не является законным. Особое внимание судьи уделили тому факту, что установка приборов индивидуальных счетчиков, во-первых, обеспечивает достоверность учета ресурса, а, во-вторых, препятствует несанкционированному вмешательству в сам процесс измерения. А именно в этом, прежде всего, и должен быть прямо заинтересован поставщик услуги. И поскольку потребность собственника в опломбировании приборов отсутствует, то услуга, естественно, является навязываемой, а значит, и незаконной.

Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Последние новости
Цитаты
Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Спиридон Килинкаров

Бывший депутат Верховной рады, оппозиционный политик

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня