Начиная с 1961 года, на всей планете 27 марта традиционно отмечается Международный день театра. Специально к этому интернациональному празднику «Свободная Пресса» подготовила для своих читателей небольшой обзор самых ярких и необычных зданий, находящихся под покровительством Талии и Мельпомены.
Нет предела совершенству
Честь занимать первую позицию в списке самых запоминающихся театров мира с полным правом можно отдать выстроенному в 2003 году на сингапурской набережной Марина Бэй международному центру искусства Эспланада. Над его проектом параллельно работало сразу два архитектурных бюро — английское и сингапурское, но стоит отметить, что идеи зодчих с туманного Альбиона не нашли поддержки у местного населения, сразу обозвавшего первоначальный проект «спаривающимися муравьедами». В итоге общественное мнение склонило чашу весов в пользу наработок местных специалистов.
Театр Эспланада включает в себя два концертных зала (на 1600 и 2000 зрительских мест), торговый центр, несколько дополнительных студий и еще один театр под открытым небом, а также выставочный зал и библиотеку. Благодаря использованию новейших на тот момент технологий международный центр искусств Эспланада может похвастаться тем, что входит в пятерку театров с самой лучшей в мире акустикой.
Из-за оригинальных стеклянных куполов и своеобразной игольчатой кровли театр Эспланада получил прозвище «дуриан» (в честь одноименного плода, произрастающего в окрестностях города). К слову, создатели были очень удивлены таким поворотом событий, ведь, по их замыслу, форма культурного центра символизирует раскрытую ракушку.
Не менее оригинален и появившийся в Пекине 8 лет назад Национальный театр Китая (кстати, практически сразу же получивший у местных острословов прозвище «Большой»). Необычность здания заключается, во-первых, в его форме, а, во-вторых, в месте расположения. Знаменитое гигантское футуристическое яйцо длиной 212 метров выполнено из титановых панелей и стекла и расположено неподалеку от не менее знаменитого Запретного города прямо в середине искусственного озера Чжуннаньхай. Для того чтобы попасть в любой из трех концертных залов, способных в общей сложности вместить 5,5 тысячи зрителей, посетители должны подойти к 21-уровневому сооружению по специальному подводному тоннелю.
Интересный факт: французскому архитектору Полю Андре и группе его помощников пришлось выдержать серьезную битву с местными почитателями традиций. Последние всерьез опасались, что ультрасовременная конструкция испортит панораму главной туристической достопримечательности Пекина: самого обширного в мире дворцового комплекса XV века, в котором проживало 24 императора династий Цин (Цзинь) и Мин.
Конкурент, в вопросах оригинальности и изысканности буквально «наступающий на пятки» пекинскому Национальному театру, также находится в Китае. Это творение рук легендарной англичанки арабского происхождения Захи Хадид и ее ассистентов из Zaha Hadid Architects, Оперный театр Гуанчжоу, расположенный в одноименной провинции Срединного Царства.
Строительство выдержанного в эстетике деконструктивизма здания на участке в 42 тысячи «квадратов», расположенном в историческом центре муниципалитета, велось пять лет и завершилось в мае 2009 года, обойдясь заказчику примерно в 200 миллионов американских долларов. Театр может похвастаться двумя зрительными залами, главным и малым (на 1800 и 400 посадочных мест соответственно). Кроме того, конструкция из стали, стекла и бетона общей площадью 70 тысяч квадратных метров снабжена лаунж-зоной, а также несколькими вспомогательными помещениями. Несмотря на то, что здание изобилует изогнутыми линиями и ломаными формами, оно обеспечивает превосходную естественную инсоляцию вестибюля и зрительных залов.
Автор проекта не раз заявляла о том, что вдохновение она черпала в ландшафтных особенностях Китая. В частности, ее очень впечатлили изломы и эрозивные урезы по берегам Жемчужной реки. Во многом именно поэтому, по словам Хадид, театр Гуанчжоу по форме так напоминает огромный валун, обкатанный волнами. Однако стоит отметить, что в глазах большинства посетителей Оперный театр Гуанчжоу прочно ассоциируется, как это ни странно, с хищной и стремительной акулой, раскрывшей пасть при виде своей жертвы.
Почетное право закрыть этот своеобразный «хит-парад» мировых храмов искусства, пожалуй, должно быть отдано объекту, внешний вид которого еще в конце прошлого века являлся символом нетривиальности архитектурной мысли. На текущий же момент времени этот театр прочно закрепил свои позиции свои позиции в списке объектов «классического театрального наследия», несмотря на то, что его возраст всего лишь немногим больше сорока лет. Речь идет, конечно же, о легко узнаваемой благодаря своей необычной форме Сиднейской опере.
Ее история начиналась в 1957 году, с момента победы датского архитектора Йорна Утзона (скончавшегося в 2008 году) в конкурсе по разработке символа для крупнейшего города Австралии. Изначально подразумевалось, что строительство такого оригинального здания займет не более четырех лет и «на круг» обойдется самое большее в 7 миллионов местных долларов. Но сооружение, основную «фишку» которого создатель разглядел в очищенной апельсиновой корке, было закончено только в 1973 году, поскольку конструкция оказалась настолько сложной, а увеличить финансирование пришлось аж в четырнадцать с половиной раз!
Главной отличительной особенностью Сиднейской оперы стала ее крыша из бетонных панелей, напоминающая своей формой то ли лепестки цветка, то ли раскрывающиеся паруса чайного клипера. Общая высота здания, выдержанного в стиле экспрессионизм, составляет 185 метров, а масса превышает 161 тысячу тонн. Внутри находится несколько зрительных залов, рассчитанных на 2,5 тысячи посадочных мест, а также ресторан. Примечательно, что решать вопрос энергоснабжения этого австралийского колосса приходится с помощью электрогенераторов, чья суммарная мощность с легкостью перекроет все нужды в электричестве небольшого города с населением в 25 тысяч человек.
Снимок в открытие статьи: здание театра Эспланада/ Фото: Caro / Fathi/ Globallookpress