Государство предлагает гражданам покупать кота в мешке
С 15 июля привычные бумажные свидетельства о праве собственности на недвижимость больше не выдаются. Для чего это сделано и к чему может привести? Рассуждения риелторов и рядовых граждан не внушают оптимизма.
В принципе, подобный поворот событий не стал для рынка недвижимости по-настоящему неожиданным, поскольку упразднение этого документа ожидалось с января 2017 года (новая норма закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года). Однако полугодовое опережающее смещение сроков отнюдь не добавило этому сегменту экономики, и без того спазматически содрогающегося в последнее время под влиянием всяческих нововведений, уверенности и спокойствия, заметно повысив планку напряженности.
Хотя чисто теоретически никаких кардинальных изменений вроде бы не происходит, просто вместо новых или повторных свидетельств о праве собственности отныне гражданам на руки будет выдаваться только удостоверяющая выписка из ЕГРП. К тому же чиновники и раньше уверяли: настоящую ценность представляют не эти разноцветные и внешне эффектные бумажки, а соответствующая запись в компьютерной базе данных.
Но россиянам, выросшим в эпоху приоритета бумажных справок над электронными носителями, это понять и принять сложно.
Государство предлагает гражданам покупать кота в мешке
«Предположим, если та самая пресловутая электронная база данных подверглась хакерской атаке или по какой-то другой причине „упала“, — рассуждает москвич Алексей Егоров, — то, во-первых, где гарантия, что вся информация будет восстановлена своевременно и в полном объеме. А, во-вторых, если после сбоя данные потеряются или перемешаются, как доказывать, что именно я являюсь собственником конкретного помещения?»
«Это что ж теперь, мне каждый раз такую бумажку брать, когда я соберусь кого-то на моей жилплощади регистрировать? Ведь там правоустанавливающие документы предъявлять приходится, — задается вопросом тверская пенсионерка Анна Филипенко. — И чтобы договор заключить с горгазом на обслуживание — тоже?»
«Да подделать такую бумажку — проще пареной репы, — уверен житель Ярославской области Владислав Кониченков, — теперь мошенникам о недвижимости жить еще вольготнее станет». Тем более если учесть, какого мнения об этой самой выписке придерживаются те собственники, которые уже успели подержать ее в руках.
«Собственно, эта бумажка, как говорится, вообще ни о чем, — констатирует москвичка Валентина У. — Никакого чувства уверенности, а уж тем более — защищенности, владельцу она не дает. Мало того, что там вообще никаких элементов защиты от подделки нет в принципе, так еще и информативность ее нулевая — только сведения о том, что такой-то объект поставлен на кадастровый учет и подлежит налогообложению. Такое ощущение складывается, что держишь в руках не серьезный документ, а перерожденный „чубайсовский“ ваучер».
Вызывает ряд серьезных вопросов данная инициатива и у риелторов.
Прежде всего представителей этого сообщества волнует следующий момент: каким будет срок действия этой бумажки?
«Вот выписка из ЕГРЮЛ на практике, как правило, сохраняет свою силу в течение полугода, — рассуждает независимый столичный риелтор Николай Авесян. — А как считать здесь? Если выписка ЕГРП подтверждает лишь факт наличия права собственности на объект недвижимости даже не на день выдачи, а на момент формирования этого документа, то чисто теоретически может получиться очень интересная коллизия. Например, заказав выписку, гражданин может параллельно включаться в процесс перехода прав собственности. Тогда на выходе он получит два документа — собственно, выписку, в которой он фигурирует как собственник, и договор купли-продажи, где он уже не собственник».
Второй острый момент — неинформативность документа. «В выписке не указываются паспортные данные заказчика, — подчеркивает руководитель одного из агентств недвижимости столичного региона Кирилл Морозов. — А это означает, что, во-первых, абсолютно точно идентифицировать предъявителя выписки с собственником не представляется возможным. Во-вторых, невозможно четко определить, является ли податель выписки совершеннолетним. В-третьих, в выписке ЕГРП никак не фигурируют основания получения собственником права на недвижимость. Совершенно непонятно, купленная ли это супругами в равных долях по ипотеке квартира, или наследуемое имущество».
Наконец, риелторы искренне не понимают, зачем было так спешить со вводом этой новации.
«Торопливость, как известно, хороша и оправдана только в двух случаях — при ловле блох и при расстройстве желудка, — резюмирует Кирилл Морозов. — В данном же случае никаких логических предпосылок для ускорения сроков не было в принципе. Кроме, пожалуй, одного — наполнения бюджета. Ведь бумажное свидетельство теперь уже „старого образца“ выдавалось условно бесплатно (конечно, приходилось платить госпошлину в размере двух тысяч целковых, но она и сейчас никуда не делась), но зато это был „железный“ документ на всю жизнь. А любая выписка — явление сугубо временное. Учитывая, что в МФЦ каждый раз при ее получении придется платить порядка 200 рублей, не надо обладать математическим складом ума, чтобы понять, сколько миллионов в пересчете на всю Россию свалится тогда в бюджет практически из воздуха». То есть очевидно, что тот самый пресловутый электронный документооборот, о котором так громко говорили чиновники несколько лет назад как о панацее от очередей за справками, просто-напросто похеривается самим же государством. Ведь если бы хотели как лучше, с заботой о народе, то что мешало просто законодательно обязать госорганы по аналогии с нотариусами, страховщиками и банкирами обязать получать выписки из госкадастра недвижимости и того же ЕГРП самостоятельно, задается вопросом эксперт.
К тому же, обращает внимание независимый бизнес-консультант, доктор экономических наук Наталья Чернова, до сих пор в стране нельзя с уверенностью говорить о том, что электронные базы данных надежно защищены от преступников.
«Данные о мошеннических действиях с пластиковыми картами только растет, и финансовым организациям приходится вкладывать миллионные суммы в обеспечение безопасности, — свидетельствует она. — И где гарантии, что электронные базы данных по квартирам и собственникам никакой злоумышленник не тронет?»
Говорят, накопить на них теперь можно в три раза быстрее
Понятно, подытоживаю знатоки рынка, что это есть попытка реализации в российских реалиях передового опыта стран Европы, где активно практикуются подобного рода выписки в качестве подтверждающих документов. Но тогда следовало бы не безоглядно копировать систему, а сначала повысить уровень ответственности всех заинтересованных лиц, и прежде всего — регистраторов и сотрудников МФЦ (чтобы свести к нулю вероятность ошибки при фиксировании перехода права собственности на объект недвижимости). Без этого же, считают они, все «телодвижения» в сфере недвижимости лишь вносят еще большую сумятицу в рынок, отнюдь не делая его прозрачным, понятным и безопасным.