Столичным покупателям предлагают выбирать из нескольких зол меньшее
Частные домовладения всегда рассматривались властями как неиссякаемый источник доходов, особенно в критические для внутренней экономики периоды. Но иногда введение тех или иных налагаемых сборов вызывает, мягко говоря, сильное недоумение.
Не абсурд, а надежная статья дохода
Самые странные налоги, которыми только облагались здания и земельные наделы, — давние спутники человечества. Так, начиная с 991 года нашей эры в течение 200 лет жители туманного Альбиона были вынуждены платить поземельный налог для того, чтобы датские викинги не тревожили островитян своими набегами.
Несколько веков спустя король все той же Англии Уильям Третий обложил своих подданных налогом на окна. Согласно ему, налогоплательщики обязаны были платить в казну 2 шиллинга за сам дом плюс определенную сумму за каждое окно в нем сверх разрешенных «беспошлинных» шести. Чтобы уклониться от оплаты, люди были вынуждены закладывать «лишние» оконные проемы. Это сбор просуществовал с 1696 по 1851 год и оставил в наследство британцам устойчивое выражение «красть солнечный свет».
Примечательно, что незадолго до этого, в 1660 году, на территории Великобритании был обложен пошлиной каждый дымоход в государстве. В попытках уклонения от подобного взноса англичане придумали объединять насколько соседских очагов под одной трубой. Такая «находчивость» обошлась государству довольно дорого, в последующие 2 десятка лет столица Британской империи неоднократно страдала от сильнейших пожаров. В 80-х годах XVII века эта пошлина была отменена.
В 1789 году герцог Карл Евгений обложил домовладельцев германского Вюртемберга не менее странным налогом — каждому собственнику предписывалось ежегодно либо предъявлять фискалам 12 убитых воробьев (которые своим чириканьем якобы мешали спать, а также уничтожали посевы злаков), либо внести в казну 12 крейцеров. В результате в регионе одно время процветал довольно прибыльный бизнес — торговля дохлыми птичками.
Император Наполеон Бонапарт в 1798 году ввел на территории Франции сбор, аналогичный британскому «оконному». Разница состояла лишь в том, что объектом налогообложения являлись еще и двери. Удивительно, но просуществовал налог также довольно длительное время, уплачивать его французы прекратили лишь в начале XX века, в 1926 году.
Не менее богата на странные налоги, так или иначе связанные с недвижимостью, оказалась и новейшая история.
Например, в 1993 году власти Венеции несколько, на первый взгляд, неожиданно ввели налог на тень. Его до настоящего времени взимают с владельцев зданий, оснащенных разного рода навесами, тентами и козырьками. Основанием для такого сбора является тот факт, что подобные сооружения усиливают влажность на венецианских улицах, а у города, медленно погружающегося под воду, и без этого достаточно проблем.
Налог на дождь
Кстати, возможность пополнить государственную казну за счет природной влаги не упускают и другие государства. Например, власти Латвии в состав платы за коммунальные услуги включили так называемый «налог на дождь», плату за отведение воды в ливневую канализацию во время осадков. Средний размер платежа для жителя многоэтажки — примерно 1,5 евро в месяц. В польском Вроцлаве на этом же основании чиновники взимают по 6 грошей за каждый квадратный метр земли, занимаемой зданием. Аналогичный налог — Regenwassersteuer — платят и жители Германии. Но там его размер может доходить и до сотни евро. Ежемесячную плату за «прием и отведение поверхностных сточных вод» с весны этого года начали взимать на Кубани и в Крыму. Основанием для подобного налога служит Федеральный закон № 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года. Правда, на нашем полуострове его платят пока только юридические лица, но кто знает, что будет завтра?
С жителей Кипра ежегодно собирают так называемый «налог на крыши». Возможно, именно поэтому дома многих киприотов пестрят торчащей в небо арматурой, которая имитирует незавершенное строительство.
Столичным покупателям предлагают выбирать из нескольких зол меньшее
Для владельцев собственных коттеджей бельгийские чиновники придумали «налог на барбекю». Всякий раз перед тем, как раскочегарить собственный мангал, хозяева должны заплатить муниципалам 20 евро. Мотивом для такого побора стала борьба за экологию, ведь, согласно проведенным исследованиям, каждая порция приготовленного на гриле мяса добавляет в атмосферу целых 100 граммов углекислого газа. Парадоксально, но функции контроля за «несанкционированным» использованием мангалов предполагается возложить на воздушные патрули, которые систематически будут облетать населенные пункты страны. Тот факт, что барражирующие геликоптеры способны загрязнить атмосферу гораздо сильнее какого-то несчастного гриля, чиновников не смущает.
Вообще, стоит сказать, что власти Евросоюза чрезвычайно изобретательны в плане налогообложения граждан вообще и недвижимости в частности.
Например, в прошлом году тамошние чиновники всерьез рассматривали вероятность выдачи разрешений для туристов за селфи на фоне всемирно известных сооружений типа Эйфелевой башни или Биг-Бена. При этом предусматривалось, что снимки, фоном на которых выступают подобные объекты всемирного архитектурного наследия, нельзя будет выкладывать в социальные сети и вообще каким-либо образом публиковать, поскольку это рассматривалось бы как нарушение законов о копирайте.
Но если в масштабах всей Европы подобный абсурд не прошел, то в одной отдельно взятой стране нечто подобное удалось.
На что подписываются россияне, чтобы снять жилье
Так, власти Португалии этим летом «тихой сапой», безо всяких обсуждений, ввели «налог на вид из окна». Португальцев просто поставили перед следующим фактом: теперь они, к необычайному удивлению, будут платить за свое жилье в среднем на 20% больше, если из окон или балконов объектов недвижимости открывается живописный вид на море или другой уголок природы.
Как сетует глава лиссабонской Ассоциации домовладельцев Луис Лейтау, чиновники, определяя размер налога по такому субъективному критерию, необоснованно завышают его в пользу государства, часто даже не выезжая на место, а пользуясь данными интернет-сервисов и интерактивных карт, причем оспорить завышенный налог можно только в суде, но рассмотрение дела может занять не один год и обойдется дорого (привет действующей в России системе кадастровой оценке недвижимости — авт.).