Согласно данным, которые получил ВЦИОМ в ходе мартовского опроса, порядка 80% жителей столицы поддерживают анонсированную мэрией города «вторую волну» сноса пятиэтажек. Из них 16% считает, что жилье, которое будет предоставляться взамен «хрущевок», будет гораздо лучшего качества. И, на первый взгляд, это мнение имеет под собой солидные основания.
Во-первых, заместитель Сергея Собянина по вопросам градостроительной политики и ЖКХ Марат Хуснуллин публично заявил, что граждан будут переселять в основном в дома, возведенные по монолитной технологии, причем их облик будет «разнообразен и интересен». Во-вторых, бывший глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин назвал это новое жилье «квартирами XXII века», потому что срок службы планируемых к возведению многоэтажек составит 150 лет. В-третьих, законопроект, регламентирующий грядущую программу реновации (который тот же Ресин назвал «идущим снизу, от народа»), подразумевает, что переселяемые жители получат новое жилье с тем же количеством комнат, да к тому же еще и бесплатно. При этом и сам мэр мегаполиса, и чиновники из его окружения вместе с некоторыми депутатами Госдумы особо заостряют внимание: за счет увеличения размеров вспомогательных помещений общая площадь таких квартир будет заметно (примерно на 20%) больше, что, соответственно, увеличивает их рыночную стоимость приблизительно на 35%.
Конечно, людям, вконец уставшим от разного рода кризисов, с завидной настойчивостью захлестывающих Россию последние несколько лет, хочется верить в чудеса. И подобные заявления, исходящие из уст чиновников высшего эшелона, заставляют многих выдохнуть с облегчением: наконец-то власть начинает искренне заботиться о людях, пусть хотя бы и в одном, отдельно взятом городе самого крупного государства на планете.
Но, как верно подметил в одном из своих произведений известный российский активист и писатель Михаил Веллер, «Родина-мать раскрыла объятия, и в каждой руке у нее было по нокауту». Правда, сказано это было о несколько иной ситуации, да и дело происходило в другом городе тогда еще СССР, но менее злободневной фраза от этого не стала.
Итак, в данном случае первый из «нокаутов», похоже, таится в рассуждениях о просторных квартирах. Попавшие под обаяние чиновничьих заявлений граждане упускают из виду один важный нюанс: многие эксперты рынка недвижимости в один голос отмечают, что с 2012 года до настоящего времени размеры жилья в новостройках стремительно сокращаются. В результате взятого застройщиками курса на «оптимизацию площадей» широкое распространение в жилых комплексах получили квартиры с так называемой «европланировкой» (фактическое объединение кухни с гостиной) и «малогабаритки». На долю последних, констатировала «СП», уже в прошлом году приходилось порядка 72% от всего объема новых квартир в Москве.
Но если даже не принимать во внимание эти крайности и предположить, что переселенцам будут предоставлять «нормальные» квартиры, говорить о комфортности нового жилья хотя бы с чисто математической точки зрения довольно затруднительно.
За наглядными примерами далеко ходить не надо, достаточно открыть любой тематический портал о продаже новостроек. Например, параметры выставленных на реализацию «двушек» в монолитном доме одного солидного застройщика следующие: общая площадь колеблется в диапазоне 42−43 квадратных метров, из которых кухня занимает 5−7 «квадратов», а на жилые комнаты остается от 21 до 25. Для разнообразия можно взглянуть на объекты другого девелопера: общая площадь от 33 до 41 квадратного метра, размеры кухни колеблются от 5,9 до 6,5 квадратного метра, на жилые комнаты приходится от 22 до 31 «квадрата», балконов нет. Габариты же, на минуточку, двухкомнатной «хрущевки» наиболее распространенных серий (1605-АМ/5 и 1−515) таковы: общая площадь от 40 до 46 квадратных метров, из которых на кухню приходится 6 «квадратов», а на жилые комнаты — от 27 до 34 метров. Кстати, санузлы во всех сравниваемых помещениях, как и жилые комнаты, раздельные.
Конечно, некоторые знатоки вопроса могут возразить, что, дескать, новые дома строятся из улучшенных материалов, обладая хорошими возможностями для перепланировки. Но ведь в конце 50-х годов прошлого века была разработана серия «хрущевок» 1−447. При аналогичных квартирам серии 1605-АМ/5 габаритах по своим тепло- и звукоизоляционным свойствам они все еще могут практически на равных посоревноваться со многими современными домами, а их возможности по перепланировке также довольно широки.
Второй «нокаут» прячется в обещании Сергея Собянина о предоставлении переселенцам жилья «метр в метр» бесплатно. Во-первых, точно сопоставимых по метражу «хрущевкам» современных квартир на первичном рынке столицы попросту нет. Значит, людям придется выбирать — либо меньшая жилая площадь, либо чуть большая. Скорее всего, большинство будет выбирать торой вариант. Но в этом случае им уже придется доплачивать за лишние «квадраты» из собственного кармана. И отказаться от этого они не смогут хотя бы потому, что законопроект о реновации «хрущевок» подразумевает возможность выселения граждан из старого жилья в двухмесячный срок по суду без права оспаривания ими этого факта. Значит, деньги на такое «принудительное расширение» придется занимать, иначе велик риск «вылететь» из привычного района обитания к черту на кулички.
Принимая во внимание этот факт, абсолютно не выглядит нонсенсом разговоры чиновников о предоставлении гражданам льготной ипотеки для того, что вроде бы по определению должно быть бесплатным. Этот проект пока находится в стадии разработки, но если вдруг выяснится, что предоставлять кредит в итоге смогут строго определенные финансовые организации на строго определенных условиях, то вряд ли кто-то этому удивится. Да и потом, как ни крути, а кредит есть кредит со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде годовых процентов и обязательных страховок, которые в реальности жизнь гражданам не облегчают.
Следовательно, вопрос о безвозмездности и просторности новых квартир остается довольно спорным. А если еще учесть давнишнее намерение столичных властей придать статус жилья апартаментам и передать архитектурную разработку новых столичных кварталов китайцам, можно прийти к очень интересным выводам.
Третий «нокаут» касается обещаний благоустроенности территорий, которые будут прилегать к новым домам. А с этим уже сейчас возникает напряженка. Например, констатирует управляющий партнер «Метриум Групп» Мария Литинецкая, в российском законодательстве в настоящее время не существует норм, обязывающих застройщиков оборудовать специальные площадки для выгула собак и другие инфраструктурные объекты, делающие жизнь владельцев домашних животных более комфортной. Значит, если в непосредственной близости от жилого комплекса не окажется парков или зеленых массивов, поиск места для прогулок с домашними питомцами превратится для жителей в ежедневную серьезную проблему. Более того, при всей жесткости требований, предъявляемых к столичным застройщикам, изо всех московских новостроек, продажи в которых стартовали в прошлом году, по данным все того же «Метриум Групп», только 15,2% из них соответствуют действующим на сегодняшний день нормам по обеспеченности местами для хранения автомобилей.
Четвертый «нокаут» кроется в коммунальных платежах. Даже если представить, что депутаты разработают идеальный законопроект о реновации, в котором не будет ни лоббистских интересов, ни коррупционной составляющей, а все девелоперы начнут работать честно, привлекая к работам не дешевую рабсилу из стран ближнего зарубежья, а исключительно высококвалифицированных специалистов, переселенцам переезд в конечном итоге встанет втридорога. Потому что если новые квартиры получатся реально более просторными, то о возможности экономии на взносах за коммунальные услуги придется забыть. Ведь те же самые платежи ОДН, по поводу справедливости и прозрачности начисления которых уже сломана не одна тысяча копий, рассчитываются для собственников именно по количеству квадратных метров. Точно также определяется и размер платы за отопление. Да и насаждаемая сверху система оплаты капитального ремонта также зиждется на метраже имеющихся в собственности жильцов помещений.
Кстати, за суматохой и разговорами как-то совсем потерялся из виду тот факт, что, приступая к программе реновации, власть фактически признала: сбор платежей на капремонт по всей стране есть ни что иное как фикция и бессмысленное занятие. «Даже если предположить, что мы отремонтируем эти дома („хрущевки“ — авт.), — сказал недавно Сергей Собянин, — они через 10−15 лет в силу своей конструкции все равно станут аварийными».