
После того, как в начале ХХI века стали широко обсуждаться перспективы арктических залежей полезных ископаемых (в том числе и углеводородов), между Канадой, США и Россией развернулась нешуточная борьба за зоны контроля на этой территории. Это стало особенно актуальным на фоне усиливающихся в последнее время разговоров о постепенном истощении традиционных мест добычи нефти.
Безусловно, Арктика важна с экономической точки зрения. Тем более что многие эксперты, в частности, доктор экономических наук Уральского отделения РАН Владимир Павленко, утверждают: в период с 2015 по 2030 годы регион станет важным стабилизатором для экономики государства, занимая порядка 30% всех добываемых в стране углеводородов. Но «Свободная пресса» попытается взглянуть на Арктику под несколько иным углом.
Немного о социальной и жилищной политике
Поднятый в России на государственном уровне вопрос об обеспечении интересов страны в арктическом регионе в 2013 году вылился в проект Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации». В одном из его рабочих вариантов содержались довольно пространные положения о развитии транспортной и энергетической инфраструктуры, обеспечении выполнения государственной политики и безопасности в этом регионе. Но такую долгосрочную работу должны выполнять люди, которым надо где-то жить.
Однако вопросам градостроительной политики, например, в проекте этого ФЗ был посвящен всего один довольно расплывчатый абзац. Александр Лебедев, президент Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области, считает главным недостатком ФЗ тот факт, что обеспечение социальных гарантий проживающим в арктической зоне возложено на местные бюджеты входящих в нее регионов. Как и единственное более или менее вменяемое предполагаемое нововведение — предоставление безвозмездных субсидий на строительство жилья для тех, чей стаж работы на этой территории составляет 6 и более лет.
Глава Норильска, Олег Курилов, также критикует проект ФЗ. Он утверждает: нормы жилищно-коммунального строительства в проекте не затронуты, а без этого эффективное освоение Арктики попросту невозможно. Из-за климатических условий региона в одном только Норильске из-за деформации основания зданий каждый год демонтируется в среднем один многоквартирный дом. Эта тенденция может привести к тому, что к 2020 году город столкнется с серьезной проблемой расселения жителей из аварийного фонда. Главная проблема региона, заявил Олег Курилов, заключается в следующем: затраты арктических муниципалитетов на возведение требуемых объемов жилья неимоверно высоки, а коммерческих структур, готовых его строить, попросту нет.
В других областях, также входящих в арктическую зону России, ситуация с недвижимостью также сложная. В частности, главный архитектор Архангельской области Дмитрий Яскорский, говорит о том, что темпы перехода объектов в категории ветхого и аварийного жилья значительно опережают скорость возведения новых домов, расселять жильцов практически некуда. Основных негативных причин здесь несколько. В их числе серьезные бюрократические барьеры, невнятная реализация генерального плана строительства, а в отдельных районах — полное отсутствие необходимых документов по территориальному планированию, сильно завышенная стоимость подготовки типовых проектов и элементарное отсутствие свободной земли для строительства. Традиционный отток людей глубже «на материк» привел к тому, что рынок местного вторичного жилья в настоящее время просто перенасыщен разнообразными предложениями.
Проект Федерального закона был отклонен Правительством РФ. Программа социально-экономического развития арктической зоны также была свернута. По словам члена комитета по делам Севера при Совете Федерации Игоря Чернышенко, который, в свою очередь, ссылается на Антона Силуанова, в период с 2014 по 2016 годы в федеральном бюджете не предусмотрено средств на реализацию ее пунктов.
А они были довольно многообещающими: к программе планировалось привлечь инвестиции только из сектора частного бизнеса в размере более 1 триллиона рублей! 650 миллиардов предполагалось взять из уже упомянутого федерального бюджета. 63 миллиарда должны были добавить регионы, включенные в эту зону.
Перспективный вариант?
Пожалуй, несмотря на государственные интересы страны в арктическом регионе, чуть ли не единственным наиболее перспективным и даже прибыльным в плане развития остается архипелаг Шпицберген (по-норвежски — Свальбард). Самый главный актив его русской части — это, как ни странно, все та же недвижимость. Посмотреть на нее съезжаются представители самых разных государств. Тем более, что правовой статус Шпицбергена позволяет посещать его любому человеку без всяких проблем: это безналоговая и демилитаризованная зона, открытая для свободного въезда.
Главная достопримечательность Шпицбергена — брошенные советские угольные поселки Грумант и Пирамида. Кстати, британская The Daily Mail посвятила последнему довольно обширную публикацию в начале декабря этого года.
Дело в том, что поселок Пирамида довольно хорошо известен как один из «городов-призраков», особо почитаемых в среде туристов-экстремалов. И если с октября по февраль на норвежской территории довольно много туристов, наслаждающихся уникальной природой архипелага и оценивающих прелести северного сияния, то с середины апреля по середину августа отели административного центра архипелага Лонгйира оккупируют жители континентальной Норвегии, а также многочисленные шведы, немцы и американцы.
Несмотря на то, что поселок законсервирован вот уже 15 лет, из-за стабильно низкой температуры воздуха здания практически не подвержены негативным изменениям. Вниманию туристов на территории Пирамиды предлагаются: здание ДК, женское и мужское общежития, административные постройки, а также самый северный в мире бассейн и памятник Ленину. Особой популярностью у туристов пользуется здание столовой.
В летний период здесь работает небольшая группа специалистов и разнорабочих. Их задача — сохранить постройки в рабочем состоянии, поскольку владелец поселка, компания «Арктикуголь», имеет на него определенные стратегические планы.
Интересная информация: на Шпицбергене можно без особых проблем приобрести жилье с целью постоянного проживания. Кстати, некоторых покупателей привлекает тот факт, что умирать на архипелаге официально запрещено. Жилые метры в подавляющем большинстве представляют собой серьезно переоборудованную «вторичку»: бывшие шахтерские бараки и даже грузовые корабли. Средняя цена 1 квадратного метра начинается от отметки в 5000 долларов США. Стоимость оформления сделки купли-продажи составляет 6−8% от цены объекта.
Фото ИТАР-ТАСС/ пресс-служба Геологического института