В минувшую среду Госдума на пленарном заседании приняла поправки, позволяющие муниципалитетам повышать ставку налога на имущество. Таким образом, говорят эксперты, налог на обычную квартиру на окраине Москвы может составить 13−20 тысяч рублей в год. Не менее драконовское повышение налогов на жилье может коснуться и глубинки…
Всего неделю назад эти новые ставки внесли в Госдуму чиновники, а в минувший понедельник их одобрил комитет Госдумы по бюджету и налогам. Поправки были рассмотрены во время второго чтения законопроекта. Согласно этим инициативам уже с 1 января 2015 года исчисление налога на имущество граждан должно идти на основе кадастровой стоимости.
Поступать налог будет в местные бюджеты. Как пояснил замминистра финансов Сергей Шаталов, ставку налога, исчисляемого от кадастровой стоимости, муниципалитеты смогут устанавливать в размере от 0% до 0,3% от стоимости жилплощади.
Налоговая база в отношении квартир будет определяться как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры. Для жилых домов налоговая база будет уменьшена на стоимость 50 квадратных метров этого дома. Налоговую базу в отношении комнат сократят на стоимость 10 квадратных метров площади комнаты. Налоговая база в отношении единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение, определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на 1 млн рублей.
Однако пока даже эксперты не могут сказать, как в конечном итоге будет исчисляться кадастровая стоимость — насколько она будет в конечном итоге приближена к реальной рыночной цене. Тем не менее, несмотря на явно «сырое» состояние документов, специалисты не сомневаются, что нижняя палата парламента будет голосовать «с колес», быстро принимая почти все предлагаемые правительством поправки…
Смягчить удар может предложение разрешить субъектам федерации 5-летний переходный период, который позволит им самостоятельно определить единую дату для своих муниципалитетов для перехода на исчисление налога с инвентаризационной на кадастровую стоимость. В отдельную главу Налогового кодекса, посвященную этому виду налога, предполагается внести норму о том, что переход должен быть завершен до 2020 года.
Правда, и здесь федеральное правительство пыталось поставить Москву и Питер особняком, предложив перейти им на новый налог до 2018 года. Однако это поправка была отклонена профильным комитетом Госдумы.
По расчетам ФНС, при ставке 0,1%, которая принята за базовую, нагрузка на граждан в среднем по стране может постепенно утроиться. В Москве при использовании базовой ставки налог увеличится в 5 раз — до 6690 рублей. Однако муниципалитет вправе по своему усмотрению применить ставку 0,2% или 0,3%. В первом случае, рассчитали налоговики, средний размер налога на имущество в Москве может составить 13380 рублей за квартиру, а при коэффициенте 0,3% - превысить 20 тысяч рублей в год.
При этом повышение не будет одномоментным: до перехода на кадастровую стоимость ставка налога с инвентаризационной стоимости будет быстро расти во время переходного периода, чтобы подготовить население к новым условиям оплаты…
— Фактически можно говорить о том, что минимальный размер налога на жилье будет повышен в три раза, а средний — в десятки раз, — заявляет вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев.
— Возьмем для примера самую дешевую однокомнатную квартиру в Москве. Стоить меньше 5 миллионов рублей она не может, отнимем от этой суммы 30%, на которых, как обещали чиновники, кадастровая стоимость будет ниже реальной рыночной, и мы получим базу для исчисления налога в 3,5 млн рублей. Не сомневаюсь, что власти муниципалитета, учитывая жуткий дефицит бюджета, будут стремиться к максимально разрешенным ставкам. При ставке 0,3% мы получим налог в районе 10 500 рублей в год. На двухкомнатную квартиру в среднем придется накинуть процентов 20, как минимум; на трехкомнатную — прибавить не менее 50%.
Я думаю, в среднем надо где-то на эти цифры ориентироваться. Хотя в целом оценка довольно приблизительная. Пока нет никаких официальных документов о том, насколько кадастровая стоимость будет отличаться от рыночных оценок, да и будет ли отличаться вообще. Я считаю, что некоторую скидку надо будет делать, поскольку, во-первых, цены могут проседать, а во-вторых, налоговики при определении рыночной цены будут рады рисовать как можно большие цифры…
Для разных случаев, я надеюсь, с учетом льгот и вычетов, годовой налог на жилье будет составлять от одной до трех месячных плат за «коммуналку».
На мой взгляд, этот налог надо ограничить различными социальными льготами, включая введение нулевой ставки для тех, у кого это единственное жилье. Потому что, если взимать все и со всех и по реальной рыночной цене — это будет очень жесткий удар по населению. Растянутый период лишь отсрочит проблему. Ведь переход на ставку 0,3% фактически означает в среднем по стране рост налога в десятки раз! Это очень ощутимо…
У меня пока нет однозначного понимания, во что это реально выльется, когда дело дойдет до практического применения. Ведь вся соль кроется в деталях. А они пока и не известны.
«СП»: — Каким образом этот налог отразится на рынке недвижимости?
— Я думаю, он несколько снизит спрос, который стабилизируется в формате плавного роста. Во всяком случае, не должно быть диких скачков цен, ажиотажная нездоровая инвестиционная активность будет отчасти сдерживаться.
Может быть и полезное следствие в виде наполнения муниципальных бюджетов, которые в подавляющем большинстве хронически не имели денег на развитие территорий. Раньше этот налог уходил субъектам федерации, то есть из муниципалитетов его реально видели только Москва и Санкт-Петербург. Только надо отследить, чтобы эти деньги действительно шли на развитие инфраструктуры, а не на другие нужды. И, конечно, надо отследить, чтобы ставки были посильны для населения данного муниципалитета. Может быть, перенеся акцент на большее взимание этого налога с юридических лиц.
— Принятие этого налога зависит, к сожалению, не от того, справедливо его введение или абсурдно, а от готовности граждан к его применению, — говорит профессор, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований (ИСПИ) Российской академии наук Сергей Кара-Мурза.
— Еще года два назад, когда эти идеи начали активно продвигаться правительством, стало понятно, что этот переход к полной рыночной стоимости, как налогооблагаемой базе, не обоснован.
Непонятно, почему берут налог с рыночной стоимости квартиры. Ведь подавляющее большинство не собирается его продавать, значит, квартиры в основном не являются товаром, с них не получают прибыль. Большинство российского населения с трудом тянет коммунальные платежи, которые продолжают быстро расти. И реально к рыночному обороту их жилье отношения не имеет!
В деревне люди вообще сами свои дома строят, и не для продажи, а для жизни. А налог с них берут, как за источник дохода.
Но пока люди не обращают на это внимание всерьез, поэтому и молчат. Между тем, это одна из самых рискованных операций для власти, для правительства. Жилье — очень важная тема для всех. Особенно для молодых людей, которые в основном и покупали в последнее время квартиры и дома на заемные средства, а теперь не будут иметь возможность их содержать и кредиты оплачивать.
Поэтому разумно вводить рыночные налоги для тех, кто использует жилые помещения в коммерческих целях, для кого квартира — не жилье, а средство обогащения.
Справка «СП»
В отношении торговых и административно-деловых центров, офисов, торговых объектов и объектов общепита ставка будет составлять 2% от кадастровой стоимости. Кроме того, этим налогом будут облагаться объекты, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн рублей. Налоговую ставку для этой категории объектов муниципалитеты изменить не смогут, льгот для этой категории также не предусматривается.
В отношении прочих объектов будет действовать налоговая ставка 0,5%.
Фото: Дмитрий Николаев/Коммерсантъ