Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Катастрофа «Байкала»: Путин еще не знает, что этот самолет никуда не полетит. Где же миллиарды?

Олег Смирнов: Я уже не говорю про деньги, где они утонули — мы небо теряем

16468
На фото: сотрудники предприятия у винтового испытательного стенда двигателя ВК-800СМ для самолета "Байкал"
На фото: сотрудники предприятия у винтового испытательного стенда двигателя ВК-800СМ для самолета «Байкал» (Фото: Донат Сорокин/ТАСС)
Материал комментируют:

Самолёт «Байкал» так и не будет запущен в производство. Проект по созданию самого скандального в нашей гражданской авиации ближнемагистрального лайнера закрыт. Об этом сообщил в среду в Госдуме заместитель председателя правительства Юрий Трутнев.

Важно отметить, что только лишь одна авиакомпания «Аврора» заключила контракт на поставку 95 самолётов «Байкал», а всего их должны были изготовить, согласно государственной программе, около 140 штук до 2030 года.

В итоге с горем пополам с 2019 по 2025 годы выпустили три экспериментальных изделия, ни одно из которых не выдержало лётных испытаний. А суммы были потрачены немалые. Например, всего 2 месяца назад Минпромторг объявил, что на доработку самолёта «Байкал» будет выделено ещё более 10 миллиардов рублей.

Юрий Трутнев 14 мая сообщил депутатам, что теперь с «Байкалом» покончено, а государство вложится в ремоторизацию самолётов Ан-2.

Читайте также
Як-40 тряхнул стариной: Росавиация продлила срок эксплуатации легендарных пассажирских лайнеров Як-40 тряхнул стариной: Росавиация продлила срок эксплуатации легендарных пассажирских лайнеров Олег Смирнов: Других самолётов у нас нет, а летать людям на чём-то нужно

Ан-2 — самолёт очень заслуженный, он признаётся одной из вершин инженерной мысли сороковых годов прошлого века. Его первые образцы поднялись в воздух 80 лет назад в Новосибирске под названием СХА (сельскохозяйственный самолёт Антонова). А в 1947 году эта летающая «этажерка» начала выпускаться серийно под названием Ан-2.

В конце прошлого века этот самолёт сочли в нашей стране устаревшим и прекратили его выпуск, но как показали прошедшие десятилетия — ничего нового взамен «кукурузника» так и не придумали. Сейчас в распоряжении российских авиакомпаний продолжают оставаться около 250 самолётов Ан-2, но не все они годны к полётам. А в Китае наши «этажерки» по советской лицензии выпускают до сих пор, только Поднебесная их модернизировала и присвоила своё название Y-5.

О том, когда мы сможем осуществить ремоторизацию Ан-2 и восполнить дефицит самолётов малой авиации — «Свободной Прессе» рассказал заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.

«СП»: Олег Михайлович, что случилось с проектом «Байкал», почему такой сокрушительный провал?

— Там сразу было понятно, что проект не самый удачный. Мало было вложено собственной инженерной мысли и собственного труда. Двигатели американские, конструкция тоже не самая подходящая для нашей страны. Например, этот самолёт не может садиться в поле, как Ан-2. Просто общественность поддержала этот проект, потому что всем хотелось, чтобы было создано хоть что-то для малой авиации.

А дальше началась наша обычная история обещаний, что всё будет очень быстро и качественно, только денег дайте. В последние два-три года уже все понимали, что никакого «Байкала» не будет, что это — очередная афера с бюджетными средствами.

Мы все летали на Ан-2, садились на нём и на лыжах на снег, и на поплавках на воду. «Байкал» не мог его заменить, но была надежда, что хотя бы на аэродромах с нормальными взлётными полосами новая «надежда малой авиации» послужит. Но этот проект зашёл в тупик.

Все говорили президенту, что вот дайте ещё немного денег, и всё будет. Говорил об этом прошлый глава Минпромторга, который ушёл на повышение, продолжал обещать новый министр промышленности.

Он объявил конкурс на выпуск «Байкала», один из заводов выиграл этот конкурс, а когда получил чертежи и экземпляр самолёта, то оказалось, что выпускать нечего. «Это всё никуда не годно, дайте ещё 10 миллиардов, но мы ничего не обещаем», — сказали победители конкурса.

И только сегодня вице-премьер Трутнев, для которого по специфике обязанностей особенно важна малая авиация, набрался смелости и сказал правду депутатом об этом. Замечу: не президенту сказал, а депутатам. Президенту, насколько я понимаю, ничего про «Байкал» еще не доложили. Никто не наказан.

«СП»: Теперь новая цель — ремоторизация АН-2. Есть предприятия, которые могут сейчас производить эти моторы?

— А на чём они будут летать? Ан-2 летал на авиационном бензине, который мы больше не производим. Россия полностью перешла на керосин. Двигатели для Ан-2 нечем заправлять.

Есть хороший вариант — поставить на старый фюзеляж самолёта Ан-2 турбовинтовой двигатель от самолёта Ан-3.

Этот двигатель сертифицирован, для него есть топливо. Если пойти по этому пути, то можно найти предприятия, которые возьмутся производить и устанавливать эти двигатели.

Но для этих предприятий понадобятся станки, которых у нас нет.

Читайте также
8 лет «первых полетов»: МС-21 рискует стать «ветераном воздушного флота», так и не дождавшись серийного производства 8 лет «первых полетов»: МС-21 рискует стать «ветераном воздушного флота», так и не дождавшись серийного производства Вроде как «весь нашенский» авиалайнер совершил демонстрационный полет

«СП»: За какое время можно решить эту проблему?

— Вам любой министр скажет, что через полгода всё будет. А через полгода повторит то же самое, и так — раз в полугодие. Пока никто никого из этих болтунов не наказывает — у нас всё всегда скоро будет. Мы выкачиваем из бюджета миллиарды, которые нам нужны позарез, на СВО и социальные дела, а через полгода выясняется, что нужно добавить, и тогда уже совсем скоро…

Но если подойти к делу ответственно, то сложного ничего нет. Станки — купить, работников — обучить, освоение денег — проконтролировать. И — не через полгода, конечно, — но в обозримой перспективе можно запустить моторы Ан-3 в серию. Ведь и Ан-3 — это тоже технологии прошлого века, только не сороковых годов, а семидесятых. Если в прошлом веке их могли спокойно делать, то сейчас — тем более должны. Не настолько же оскудели мозги.

Тут ведь ещё для чего нужен Ан-2. Это — летающая парта. Это идеальный самолёт для того, чтобы будущие лётчики открывали для себя практику в небе. Раньше все в училищах на Ан-2 начинали делать первые полёты.

Сейчас якобы учатся на западной технике, которая больше не летает, потому что к ней запчастей нет.

Я уже не говорю о том, что никто не спрашивает, куда делись эти миллиарды, которые утонули в проекте «Байкал». Мы драгоценное время теряем, нам летать не на чем, пилотов учить не на чем. Мы небо теряем.

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Кирилл Семенов

Политолог, исламовед

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня