
Основатель Telegram Павел Дуров рассказал блогеру Лексу Фридману, что уже давно инвестирует в криптовалюты и добавил, что только биткоины позволяют ему вести образ жизни богатого человека в то время, как популярный мессенджер остаётся убыточным проектом.
— Биткоин — это то, что позволило мне остаться в игре, и я думаю, что так будет до того момента, когда биткоин будет стоить $1 млн, — сказал Дуров.
Предприниматель и айтишник вспомнил, что впервые вложил деньги в биткоин в 2013-м, купив несколько тысяч монет примерно по $700 за штуку.
— Просто закинул туда пару миллионов долларов, — рассказал Дуров. — На следующий год, когда курс резко упал до $200−300, многие говорили об мне ужасной ошибке. Однако я не собирался продавать криптовалюту, поскольку верил в неё. Биткоин — это идеальное средство обмена, поскольку государственное «печатанье» обычных денег приводит к инфляции, а криптовалюта защищена от вмешательства властей.
В августе 2025-го цена одного биткоина обновила исторический максимум — $123,5 тысяч. Летом традиционно криптовалюта выходит на пик, поскольку оборудование для майнинга требует дорогостоящего охлаждения на жаре. По состоянию на 1 октября биржевой курс таков: 1 биткоин = $114 тысяч.
На заре майнинга это занятие воспринималось, как забавная игра, а один биткоин стоил чуть больше доллара или несколько долларов.
Действительно ли биткоин разгонится до $1 млн за монету и когда это произойдёт? Чем обусловлен феноменальный спрос на криптовалюту? На каких позициях по майнингу держится Россия? На эти вопросы «Свободной Прессы» ответил президент Ассоциации криптоэкономики, искусственного интеллекта и блокчейна Юрий Припачкин.
«СП»: Юрий Игоревич, некий человек (Сатоши Накамото) придумал игрушку (асик) и зарегистрировал в 2008 году доменное имя (bitcoin.org). Как могло получиться, что игра превратилась в промышленный майнинг, а для символического биткоина уже через три года подыскали глобальное название (криптовалюта)?
— Не все пока ещё понимают, что наступила эпоха новых товарно-денежных отношений. Кода рассуждают о цифровизации, то часто говорят, что она приводит к снижению затрат. Это абсолютная глупость. Цифровизация и автоматизация только многократно увеличивают затраты, но приводят к качественному изменению услуги.
Некоторое время назад в денежных отношениях появилась новая сущность — цифровой профиль человека с гаджетом. Эта сущность приходит на смену физическому или юридическому лицу. И вокруг неё строится новая экономика отношений цифрового профиля с платформами, обеспечивающими разные виды услуг: от доставки товаров до духовного преображения.
Все эти платформы работают не с гражданином, а с его профилем. И новая цифровая экономика, не имеющая никакого отношения к аналоговому миру, потребовала новых денег. И главное — нового уровня доверия к деньгам.
Поскольку современные валюты (доллары и так далее) ничем в мире не обеспечены, кроме доверия, которое подорвано, то возникла новая технологическая основа, дающая максимальному количеству людей эталон доверия. Этот эталон — биткоин.
Он не подвержен конъюнктурным колебаниям, не зависит от политических решений и международной ситуации, его невозможно заблокировать, а цена определяется исключительно спросом.
И мы видим в последние 10 лет, как увеличение спроса породило огромное количество новых криптовалют, доверие к которым выше, чем к национальным. При этом биткоин занял нишу эталона эталонов, «цифрового золота».
«СП»: Спрос на биткоины продолжит расти?
— Да. Его производство ограничено, к настоящему времени добыто около 20 миллионов. Многие государства стали складывать биткоины в свои резервы.
Биткоин делится на сатоши, что позволяет среднему пользователю проводить транзакции в малых размерах.
«СП» Кстати, о Сатоши, в честь которого названа наименьшая доля биткоина. А был ли он? Или криптовалюта — плод трудов не одного человека, а могущественной структуры?
— Есть конспирологическая версия, что США могут очень легко и быстро погасить всю свою задолженность (свыше $37 трлн по состоянию на август 2025 г. — «СП»), когда курс биткоина повысится до $10 млн.
«СП»: Таким образом, в прогноз Дурова о том, что биткоин будет дороже $ 1 млн, вы верите?
— Да, но не в этом или следующем году. Хотя ближайшая планка — $200 тысяч возможна в конце этого года.
«СП»: Какие позиции Россия занимает в мировом майнинге?
— У нас в прошлом году разрешили майнинг, разрешили владеть криптовалютой, но пользоваться ей можно только за границей.
«СП» В России выгодный для майнинга климат. Я слышал, что в районе Саяно-Шушенской ГЭС, где прохладно большую часть года и есть дармовое электричество, оборудовано множество майнинговых ферм.
— Майнят у нас много, мы занимаем второе место в мире по этому показателю, но результатами этого майнинга пользуется не Россия.
«СП»: Насколько надёжен биткоин? Могут ли государства сговориться и солидарно запретить криптовалюты во всём мире?
— А зачем?
«СП»: Всё-таки эмиссия денег — это функция исключительно государственная…
— Так думают только в Центральных банках. Посмотрите историю денег. Я даже не говорю про золотые монеты. А что такое вексели или облигации частных компаний?
Огосударствление денег произошло в мире недавно, они были монополизированы правительствами всего-то 150 лет назад.
А сейчас уже полным ходом идёт возврат к частным деньгам. А что такое кэшбек? А что такое «Золотая миля» при авиаперелётах? Вы этими деньгами охотно расплачиваетесь в супермаркетах, а это — частные деньги, «эмитированные» в рекламных целях. Но существует рынок обмена частных денег на реальные рубли.
Государство должно держать руку на пульсе этих процессов, а не делать вид, что их не существует.
«СП»: А возможен ли какой-то технический сбой в системе, при котором пропадёт вся информация о биткоинах, и они обнулятся?
— Это крайне маловероятно. Блокчейн — распылённая, распределённая система. Чтобы она рухнула — должен навсегда исчезнуть весь интернет во всём мире.