Скрестили советский Госплан, Toyota и Ford: Как Китай поставил на поток даже выпуск космических ракет
Это настоящая революция в промышленном производстве
Китайцы будут собирать космические ракеты и спутники так же легко и быстро, как автомобили. Причем китайцы используют принципы, которые придумали их главные экономические конкуренты — американский Ford (конвейер) и японская Toyota (бережливое производство).
Традиционно аэрокосмическая отрасль во всем мире работала так. Компоненты для космических кораблей и ракет-носителей производили в соответствии со сложными прогнозами и графиками.
Каждая ракета и каждый спутник были уникальным, созданным вручную инженерным шедевром. Но сейчас спрос на спутники и многоразовые ракеты растет в геометрической прогрессии. Собирать каждый корабль штучно — уже нельзя. Нужен конвейер.
Вот как работает новая модель, придуманная в Китае. Вместо того чтобы продвигать детали по конвейеру, компоненты берут у поставщиков только по мере необходимости на этапе окончательной сборки и строго в требуемом количестве.

Каждый новый этап в цепочке поставок запускается только по сигналу от предыдущего этапа. В результате ракетные двигатели, солнечные панели и печатные платы производятся в идеальном соответствии с графиком запусков.
— Это революция в промышленном производстве! — говорит Ван Гоцин, директор по информационным технологиям Китайской корпорации аэрокосмической науки и техники (CASC).
Ван утверждает, что глобальная космическая гонка перешла от экспериментов в духе «а сможем ли мы это построить» к надёжному параллельному производству нескольких моделей. Причем новые принципы производства меняют саму структуру китайского космического сектора.
Раньше была куча поставщиков, которые обладали большей автономией. Теперь же все построено по принципу строгой иерархии: строгий контроль, планирование, и никаких сбоев. Представьте советские Госплан и Госснаб, только целиком работающие на китайскую космическую отрасль.
В Китае создана единая цифровая платформа, объединяющая НИИ, госпредприятия, лаборатории и мелких частных поставщиков по всей стране.
Эта платформа, использующая передовые технологии — облачные системы, интернет вещей (IoT), искусственный интеллект (ИИ) и технологии цифровых двойников.
Она служит «цифровой доской объявлений» и интерактивной панелью управления всей цепочкой поставок в аэрокосмической отрасли страны.
Она позволяет в режиме реального времени выявлять узкие места, отправлять оповещения о недостающих деталях и обеспечивать мгновенный обмен данными. Причем все это абсолютно прозрачно. И никакого вмешательства чиновников!
На китайскую космическую отрасль работают и несколько гигафабрик. Это огромные сборочные центры под контролем искусственного интеллекта. Они могут быть быстро перенастроены для сборки нескольких типов ракет на одной линии.

Только так китайцы смогут реализовать свои мегапроекты «Гован» и «Цяньфань» — на орбиту хотят вывести десятки тысяч спутников, которые будут обеспечивать Интернет и телекоммуникации.
Скажем, только «Цяньфань» потребует запуска 15 тысяч спутников до 2030 года. Еще один китайский проект — это сеть спутников «Хунту-3», радиолокационных и оптической съёмки.
Чтобы таких амбициозных целей достичь, Китай стремительно наращивает частоту ракетных запусков. Хотя пока что отстает от США, но это временно. В 2024 году в США было совершено 158 запусков, большинство из них компанией SpaceX, в то время как Китай запустил 68 ракет.
По прогнозам исследователей, к 2045 году объём орбитальных запусков может достичь колоссальных 170 тысяч тонн полезной нагрузки в год.
Однако уже никто не сомневается, что доминировать будет именно Китай: ведь он, в отличие от американцев, сумел достичь так называемой «масштабируемости» производства. То есть SpaceX по-прежнему (как в Советском Союзе) выпускает ракеты штучно.
А китайцы могут легко выпускать хоть сотни, хоть тысячи ракет — освоив новые принципы производства, можно бесконечно увеличивать масштаб. Это и есть принцип «масштабируемости» в действии, объясняет Ван Гоцин.