Общество

Что необходимо учитывать абитуриенту при поступлении в ВУЗ?

Получить качественное бесплатное образование можно и сегодня. Нужна хорошая школьная подготовка и участие в олимпиадах

  
1069

В первых числах июля в вузах стартуют вступительные экзамены. С одной стороны, с введением ЕГЭ нервотрепки стало меньше: по результатам Единого госэкзамена уже ясно, какие вузы вам по плечу. Но проблемы все равно остаются: частный или государственный вуз предпочесть, как грамотно поступить в наиболее престижные заведения, где и сейчас нужно сдавать дополнительные вступительные экзамены, стоит ли на крайний случай связываться с заочным обучением? Мы провели в редакции «круглый» стол, чтобы помочь абитуриентам определиться при выборе вуза.

53700 рублей за семестр — это недорого?

«СП»: — Сегодня наш «круглый» стол носит прикладной характер. Поэтому первому дадим слово нашему гостю из Тамбова, заслуженному учителю России, зав. кафедрой информатики Тамбовского физико-математического лицея (ТФМЛ) N14 Геннадию Любичу. Во-первых, потому, что сын г-на Любича, одиннадцатиклассник Илья, будет пытаться «покорить» в этом году Москву, поступая в МГУ, и выбирали вуз они вместе. Во-вторых, г-н Любич профессионально знает систему вузовских олимпиад, ведь именно с помощью олимпиад поступили в московские вузы десятки его учеников. Геннадий Рувимович, расскажите, как вы с сыном выбирали вуз?

Геннадий ЛЮБИЧ: — Выбор института встал перед нами давно. Мы знали, что будем поступать в престижный вуз, потому что школа — Илья учился в ТФМЛ — у нас хорошая. Когда 10-й класс закончили, поехали в Москву смотреть вузы.

Посмотрели мы много вузов. В первую очередь, приехали в МГУ. В основное здание нас не пустили, а вот на факультет вычислительной математики и кибернетики мы прошли. Посмотрели вывески, студенческие газеты, объявления о найме сотрудников. Побывали в Зеленограде, в Московском институте электронной техники (МИЭТ), специально туда ехали. Очень хороший город — зеленый, недалеко от Москвы. Уединенность и чистота играли положительную роль, и мы сначала думали, что именно на этом вузе остановимся. Но он понравился как раз меньше всего. Нам показалось, то, что мы увидели в Зеленограде — просто подобие тамбовских вузов.

В ту поездку нам не удалось посмотреть физтех в Зеленограде, но мы были в Бауманке, где нам очень понравилось. И студенческий набор, и общежития, и бассейн, и сам комплекс института, его расположение.

Посмотрели несколько экономических вузов, включая «Плешку». Думали и о других вузах, таких как МИФИ и ВШЭ.

«СП»: — Поступление на платное отделение вы не рассматривали?

Геннадий ЛЮБИЧ: — Нет. Мы изначально были нацелены на то, чтобы получить качественное бесплатное образование в государственном вузе.

«СП»: — Раз уж зашла речь о платном высшем образовании, давайте спросим президента Всероссийского фонда образования, профессора Сергея Комкова, много ли студентов вузов учатся у нас за деньги?

Сергей КОМКОВ: — Россия — единственная из развитых стран, которая идет по пути увеличения соотношения платных и бесплатных мест в сторону «платников». К примеру, Япония к 2010 году планирует перевести практически 100 процентов учащихся вузов на бесплатную основу. Южная Корея сегодня имеет 80% бесплатного образования, а 2020 году будет иметь 100%. В Германии сегодня 70% бесплатного образования, к 2020 году будут иметь 90%. А вот Россия сегодня имеет 70% платного образования, а в 2020 году будем иметь 90% платного образования и только 10% - бесплатного.

«СП»: — Зато в России плата за обучение, наверно, меньше, чем на Западе?

Сергей КОМКОВ: — Вы так думаете? Год обучения в Высшей школе экономики стоит 360 тысяч рублей. В Гарварде год обучения стоит 3,5 — 4 тысячи долларов. По-нашему, это 120 тысяч рублей. Вот и считайте: в ВШЭ обучение стоит в 3 раза дороже, чем в Гарварде. В МГИМО обучение стоит 260 — 280 тысяч рублей в год, до 300 тысяч — на отделении международного права. Соответствующие вузы за рубежом, например, в Германии, берут за обучение 1,5 — 3 тысячи евро.

«СП»: — Вижу, с вами не согласен председатель Комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин. Григорий Артемович, вы в свое время занимали пост первого замминистра образования, возглавляли Федеральное агентство по образованию. Как говорится, вам и карты в руки:

Григорий БАЛЫХИН: — Назову только несколько цифр. На бюджетные места в 2009 году, в соответствии с приказом министра образования, будет принято 527 тысяч человек, в том числе по очной форме обучения 410 тысяч. Что касается платной формы обучения, на эту форму будет принято примерно 410−430 тысяч человек.

«СП»: — У нас в гостях Николай Каледин, проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). А как с платным и бесплатным образованием обстоят дела в Питере, Николай Владимирович?

Николай КАЛЕДИН: — В 2009 году, согласно министерским квотам, мы должны будем принять на бюджетное отделение 2846 человек. На коммерческое, платное, — 2416 человек. Это показывает, что тенденция увеличения бесплатных мест по сравнению с платными, продолжает у нас сохраняться и нарастать.

«СП»: — Вы постепенно увеличиваете число бюджетных мест. А плату за обучение на коммерческих отделениях не планируете снижать?

Николай КАЛЕДИН: — Она у нас и так сравнительно невысока: от 53700 рублей за семестр на естественных факультетах и до 135 000 рублей за тот же период в престижной Высшей школе менеджмента, созданной на базе экономического факультета. И роста стоимости за обучение не предвидится.

«СП»: — Дадим слово нашему общественному эксперту. Прошу, Леонид Иванович!

Леонид КАЛАШНИКОВ, секретарь ЦК КПРФ: — Я хотел бы дать несколько советов абитуриентам и их родителям. Первое — максимально серьезно отнеситесь к выбору вуза. Дело в том, что качество высшего образования в капиталистической России упало колоссально. Это недавно признал даже президент Медведев. Выпущены многие миллионы юристов и экономистов с таким уровнем подготовки, что они могут устроиться только «менеджерами по продажам», то есть младшими продавцами. Число вузов с 1991 года выросло вдвое. Но учебные заведения, появившиеся в постсоветскую эпоху, лучше вообще не рассматривать. В большинстве случаев это лишь конторы по продаже дипломов и отсрочек от армии. В общем, выбирайте только вузы с серьезной историей.

Второе — обязательно узнайте, когда в данном вузе появилась интересующая вас специальность. Ведь из-за погони за прибылью на тех же юристов и экономистов сегодня не учит только ленивый. Но если данной специальности не было в вузе в советское время, то, скорее всего, это значит, что для нее просто нет квалифицированных преподавателей и материально-технической базы.

Третье — выясните условия обучения в магистратуре данного вуза. Дело в том, что одна из образовательных реформ, навязанных нам Западом и проштампованных в Госдуме «единороссами», это разделение высшего образования на две ступени: 3−4-летний бакалавриат и 2-летнюю магистратуру. Бакалавриат — по сути, неполноценное высшее образование. Нормально овладеть большинством специальностей за этот срок не получится. Так вот, если вы поступите в вуз на бюджетное место, то это совсем не значит, что вас бесплатно будут учить в магистратуре. По логике образовательной реформы магистратуру планируется сделать полностью платной. Так сколько будет стоить магистратура? Кроме того, при переходе в магистратуру придется сдавать еще одни вступительные экзамены на конкурсной основе. А какой при этом будет конкурс? Для этого надо выяснить, как число мест в магистратуре данного вуза соотносится с числом учащихся на бакалавра. Обо всех этих деталях надо узнать заранее.

Олимпиады нам помогут

«СП»: — Все же не будем сгущать краски. 53700 рублей за семестр платить не обязательно, если у абитуриента есть голова на плечах. Поступить на бесплатное место можно в самый престижный вуз, если участвовать в системе вузовских олимпиад. Григорий Артемович, расскажите нам об олимпиадах.

Григорий БАЛЫХИН: — Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, а также члены сборной команды РФ, участвовавшие в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные вузы — по направлениям, соответствующим профилю олимпиады.

Победители и призеры олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти, принимаются в порядке, установленном Минобразования. В 2008 году дополнительно было утверждено 120 таких предметных олимпиад, кроме Всероссийской олимпиады школьников. Порядок приема победителей этих олимпиад определяется Минобразования. Этот перечень был сформирован по инициативе Российского союза ректоров, и лично ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего. Все знают, какое внимание Виктор Антонович уделяет олимпиадам, и министр образования Андрей Александрович Фурсенко это дело поддержал. Я уверен, что каждый год перечень этих олимпиад будет расширяться, я об этом точно знаю.

Что касается выпускников школ-медалистов, в этом году они будут приниматься на общих основаниях, по результатам ЕГЭ. Раньше медалисты сдавали один профильный экзамен, и в случае сдачи на пятерку поступали в вуз. Сейчас этой преференции нет, медаль будет являться лишь сугубо моральным стимулом для выпускников школ.

«СП»: — Давайте посмотрим, как действует система олимпиад на практике. Геннадий Рувимович, расскажите, в каких олимпиадах принимал участие Илья?

Геннадий ЛЮБИЧ: — После того, как мы вернулись из Москвы со смотрин вузов, начался учебный год, начались городские олимпиады. Илья стал призером трех олимпиад — по математике, информатике и астрономии. Это был городской тур Всесоюзной олимпиады. А на экономике у него было 4-е место. На областном туре он занял четыре призовых места: 2-е места по математике, информатике и экономике, и по астрономии. А по физике он не занял призового места.

«СП»: — И что эти дипломы дали?

Геннадий ЛЮБИЧ: — В прошлом году многие московские вузы при поступлении учитывали этот областной, региональный уровень Всероссийской олимпиады, и присуждали какие-то баллы. В прошлом году мои ученики так поступали: они получали пятерку за тот предмет, по которому у них был диплом призера.

В этом году приказом Министерства образования стали брать только призеров заключительного, четвертого этапа Всероссийской олимпиады. Илья по своим результатам попал только на четвертый этап по экономике, и там призером не стал. А просто участие в олимпиаде от вступительных экзаменов не освобождает.

Параллельно с этим Министерство образования выпустило список из 124 олимпиад. Эти олимпиады получили уровни: первый, второй, третий. В зависимости от того, стал ты победителем этой олимпиады или призером, вузы должны были давать какие-либо льготы. При этом вузам было очень настоятельно рекомендовано министерством, что если они дают льготы призерам какой-либо олимпиады из этого списка, они должны давать одинаковые льготы всем олимпиадам одного уровня из этого списка. Обычно эти олимпиады при институтах, список легко найти в Интернете.

Мы участвовали в четырех олимпиадах из этого списка.

«СП»: — Какого уровня это были олимпиады?

Геннадий ЛЮБИЧ: — Все — первого уровня. Это, например, олимпиада «Покори Воробьевы годы» по математике, мы в ней участвовали и получили диплом 2-й степени. Диплом 1-й степени — это победитель, 2-й степени — призер. Но, как выяснилось, разницы между этими дипломами по математике нет никакой. Факультет Вычислительной математики и кибернетики предоставляет одинаковые льготы и призерам, и победителям. Олимпиада проходила в два тура — заочный и очный. Мы выезжали для участия в ней в Курск. В результате этой олимпиады мы и имеем при поступлении в любой вуз 100 баллов по математике.

Но многие вузы объявили, что призеров этой олимпиады берут без экзаменов, тот же МИЭТ. Получается, в Зеленоград мы уже посупили, но мы не собираемся там учиться.

«СП»: — Вы говорили мне перед «круглым» столом, что Илья поступил и в Бауманку?

Геннадий ЛЮБИЧ: — В Бауманку мы поступили по другой олимпиаде — «Шаг в будущее». Эта олимпиада была по различным предметам, но мы не понимали тогда тонкостей, и оказалось, что наша олимпиада не по математике и физике, как мы думали, а называлась она «технической». Что это означает? Бауманка по этой олимпиаде берет, а другие вузы — нет, потому что она не по математике и физике, а политехническая. То есть Бауманка придала этой олимпиаде некоторый свой специфический статус.

«СП»: — Если на олимпиаду допускаются, условно, 100 человек, сколько из них будет победителей и призеров?

Геннадий ЛЮБИЧ: — Не больше 45%.

«СП»: — То есть каждый второй?

Геннадий ЛЮБИЧ: — Практически.

«СП»: — Что-то хотите добавить к сказанному, Сергей Константинович?

Сергей КОМКОВ: — Хочу отметить, что некоторые олимпиады, которые проводят вузы, например, ВШЭ, являются, на мой взгляд, своего рода коррупционным конкурсом. В процессе проведения подобного рода олимпиад отбор идет не сколько по талантам, сколько по возможной платежеспособности родителей. Участие в такой олимпиаде стоит приличных денег, участники платят вступительный взнос — фактически, платят за поступление в вуз.

«СП»: — Большой взнос?

Сергей КОМКОВ: — В пределах 1,5 — 2 тысячи долларов.

Место в общаге, или Москва резиновая

«СП»: — Геннадий Рувимович, почему все-таки вы остановились на МГУ?

Геннадий ЛЮБИЧ: — Во всех институтах, в которые мы поступаем, есть общежития: и в Бауманке, и в Физтехе, и в МГУ, и даже в ВШЭ, хотя там общежитие хуже всех расположено, довольно далеко от вуза. А в МГУ оно удобно устроено.

«СП»: — Получается. При выборе вуза иногородними абитуриентами наличие общежития — едва ли не решающий фактор. Как у нас обстоит дело с общагами, Григорий Артемович?

Григорий БАЛЫХИН: — В соответствии с федеральным законом, каждый обучающийся, нуждающийся в жилплощади — я просто напоминаю — должен быть обеспечен местом в общежитии, при наличии жилищного фонда у соответствующего вуза. Но есть вузы, которые не имеют этого фонда, и не дают общежития. Размер платы для обучающихся за проживание в общежитие, коммунальные и бытовые услуги, не могут превышать 5% размера стипендии. Очень важно, чтобы это знали. Есть информация, что в отдельных вузах взимают плату гораздо больше того, что предписывает федеральный закон.

К сожалению, негосударственные вузы практически не имеют общежитий, и это тоже должны знать поступающие.

Хочу подчеркнуть: проблема общежитий, их ремонт и строительство является приоритетной задачей Министерства образования и науки и Федерального агентства по образованию. Сейчас в России строится 42 новых общежития для студентов вузов. Только на 2009 год выделено дополнительно 2,5 млрд. рублей для завершения строительства 22 общежитий. Это связано с повышением доступности высшего образования, что, в свою очередь, является следствием введения ЕГЭ.

«СП»: — Что улыбаетесь так скептически, Сергей Константинович?

Сергей КОМКОВ: — Эта проблема стоит одинаково остро как в Москве, так и в регионах. Даже такой традиционный научный центр, как Новосибирск, испытывает недостаток общежитий. Старый жилой фонд пришел в негодность, денег из бюджета на его ремонт никто не дает. Вузам предоставлено право выживать, как сумеют.

Знаете, как сдают общежития Российского университета дружбы народов (РУДН)? Там в общежитие, в центральном здании, два этажа занимают вьетнамцы-гастарбайтеры. Там несколько раз пытались их разгонять, приезжали сотрудники ФМС, финансовые службы. Но ничего не помогло — как вуз сдавал это общежитие вьетнамцам, так и продолжает сдавать. Потому что это деньги — и в личный карман, и в вузовский бюджет. Это касается практически 80% московских государственных вузов. Можно по пальцам пересчитать, у каких вузов остались еще общежития.

«СП»: — Николай Владимирович, в питерском университете тоже с общежитиям туго?

Николай КАЛЕДИН: — По крайней мере, на время вступительных экзаменов наши иногородние абитуриенты общежитием обеспечиваются — на Васильевском острове или в Академгородке, расположенном в Петергофе. А вообще, среди поступающих в Петербургский госуниверситет традиционно около 40% иногородних.

«СП»: — Что-то хотите добавить, Леонид Иванович?

Леонид КАЛАШНИКОВ: — Доступность качественного высшего образования в России все время снижается. И дело не только в плате за обучение. 60% студентов дневных отделений не имеют места в общежитии! А снимать жилье в крупных российских городах под силу только хорошо зарабатывающему человеку. Стипендия сегодня в несколько раз меньше прожиточного минимума. Для сравнения: советская стипендия в 40−50 рублей по соотношению цен соответствует нынешним 8−10 тысячам рублей. То есть на советскую стипендию можно было жить. И студент подрабатывал, только если хотел жить побогаче. А на нынешнюю стипендию в 1100—1200 рублей жить категорически невозможно. Это ниже уровня физиологического выживания. Между тем, большинство российских семей сегодня не имеют свободных средств, чтобы содержать своего отпрыска в другом городе. Скажете, пусть студент работает? А как это скажется на его учебе? А на какие вообще рабочие места может в период кризиса рассчитывать молодой человек без образования и опыта работы? Выдержит ли он конкуренцию с азиатским гастарбайтером?

В силу всего этого, высшее образование сегодня все больше становится привилегией имущих слоев. Для контраста — личный пример. Вот я — сирота. Вырос в детском доме в Бурятии. В Советском Союзе я смог получить отличное высшее техническое образование. Работать начал за тысячи километров от родных мест. Да еще регулярно летал на родину. Денег хватало. Скажите честно, а на что сегодня может рассчитывать выпускник детского дома из Бурятии?..

«СП»: — Для иногороднего абитуриента поступить в столичный вуз — это еще полдела. Нужно еще в Москве выжить. Геннадий Рувимович, как вы, кстати, планируете содержать в Москве Илью?

Геннадий ЛЮБИЧ: — Думаю, 6−7 тысяч в месяц, кроме его стипендии, мы сможем ему выделять.

«СП»: — Как вы относитесь к вопросу подработки сына в Москве?

Геннадий ЛЮБИЧ: — В любом случае, до 3-го курса мы бы Илье не стали рекомендовать заниматься подработкой. Только учебой. Разве что раз в неделю, по воскресеньям, репетиторство.

«СП»: — Все же интересно, какая сейчас стипендия, кто из студентов может претендовать на дополнительные доплаты, и есть ли они сегодня? Похоже, вопрос к вам, Григорий Артемович.

Григорий БАЛЫХИН: — Студенты федеральных государственных вузов, обучающихся по очной форме, и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 1100 рублей. Это было установлено в 2008 году федеральным законом, я был одним из его авторов. Размер стипендии установлен с 1 сентября 2008 года.

Что можно сказать? Студенты-инвалиды 1-й группы, сироты, а также дети, оставшиеся без попечения родителей — для них размер стипендии увеличивается на 50%. Порядок назначения и выплаты стипендий устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Студенты вузов вправе получать стипендии, которые назначают направившие их на обучения юридические и физические лица, а также именные стипендии на основании соответствующего положения.

Студенты из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в ВС РФ, также получают стипендию на 50% больше базовой.

Кроме академической стипендии в размере 1100 рублей, студенты могут получать еще социальную стипендию — из нуждающиеся, малообеспеченных семей. Размер такой стипендии должен быть минимум в полтора раза больше базовой.

Сейчас вместе с Минобразования мы рассматриваем вопрос, чтобы в будущем внести поправку в закон о высшем образовании — увеличивать не размер стипендии, а стипендиальный фонд. Дать вузам право устанавливать размер стипендии с учетом успеваемости, общественной работы, научно-исследовательской работы, которую ведет студент. Мы планируем с 1 января 2010 года увеличить этот стипендиальный фонд примерно на 25%. По крайней мере, при формировании проекта бюджета на 2010 год, на ближайшую перспективу, будем этот вопрос ставить.

Нужно отметить, что в соответствии с положением о стипендиальном фонде студентам федеральных вузов выделяются дополнительные средства для оказания поддержки нуждающимся студентам в размере 25% стипендиального фонда.

Какой вуз круче?

«СП»: — Все же, как я понял, пока студентам, чтобы выжить в Москве, приходится надеяться не на стипендию, а на помощь родителей и собственные силы. Попробуем все же завершить наш разговор на мажорной теме — определимся, какие вузы сейчас самые престижные. Кто хочет высказаться?

Сергей КОМКОВ: — Традиционно — это МГИМО, многие мечтают стать дипломатами или международными менеджерами, это МГУ, один из наших наиболее брендовых вузов. Ну и Бауманка — для тех, кто имеет технические наклонности. Кроме того, довольно престижным считается МИСиС. Этот институт, кстати, пытался закончить в свое время господин Сурков, его выгнали с третьего курса.

Григорий БАЛЫХИН: — К рейтинговым вузам следует отнести столичные вузы, Южный и Сибирский федеральные университеты, которые были созданы в 2006 году, вузы культуры и искусства, юридические и экономические специальности, лингвистика, информационные технологии и медицина. Хотя в последние несколько лет мы отмечаем повышение конкурса на технические специальности, и это радует.

Леонид КАЛАШНИКОВ: — Нужно понимать: доступность высшего образования для всех способных людей — мощнейший «гормон роста» для экономики. Именно этому СССР во многом обязан своим быстрым экономическим развитием, успехами в науке, технике, культуре. И наоборот. То, что Россия сегодня — сырьевой придаток более развитых стран, что наша доля на мировом рынке высоких технологий — менее 1%, прямо связано с классовыми ограничениями доступа к высшему образованию.

Поэтому, сделав правильные выводы из экономического кризиса, российское государство обязано сделать высшее образование более доступным. Вот господин Балыхин назвал тут число студентов, которое в этом году будет принято на бюджетные места — 527 тысяч человек. Но забыл сказать, что это число существенно сокращается в сравнении с 2008 годом, когда, по данным Росстата, на бесплатные места поступила 561 тысяча человек. Конечно, в этом году упало и число выпускников школ. Ведь это, в основном, дети 1992 года рождения, когда из-за введения капитализма началось резкое падение рождаемости. Только не ущербная ли это логика — сокращать бюджетные места вслед за демографической кривой? Ведь снижение числа абитуриентов означает, что можно, значительно не увеличивая бюджетные расходы, сделать бесплатными почти все места в государственных вузах.

Кроме того, чтобы разрушить классовые барьеры на пути к высшему образованию, нужно, наконец, увеличить стипендию до уровня прожиточного минимума в крупных городах. Только не надо, как профессиональные попугаи из минфина, твердить «денег нет, денег нет». Правительство осенью прошлого года раздало банкам 6 трлн. рублей. В 2009 году на эти же цели зарезервировано еще 9 трлн. Итого 15 трлн. рублей, то есть каждая российская семья отдает «бедствующим» банкирам по 300−400 тыс. целковых. Якобы, «для спасения банковской системы». Но никто не представил расчетов, доказывающих, что для спасения банков нужна столь чудовищная сумма. Так вот, чтобы платить всем 3 миллионам студентов дневных отделений госвузов по 5 тысяч рублей стипендии нужно 180 млрд. рублей в год — всего 1/83 от суммы, ассигнованной банкирам. Эта мера, кстати, будет иметь немедленную антикризисную отдачу — за счет роста платежеспособного спроса. А уж долговременный эффект для экономики от роста доступности высшего образования трудно переоценить. Надо только стремиться развивать свою страну, а не использовать экономический кризис, как повод для раздачи государственных финансовых резервов узкому кругу частных лиц.

«СП»: —  Если абитуриент все же провалился на вступительных экзаменах, может, имеет смысл поучиться заочно или на вечернем отделении? Такие формы еще живы, Григорий Артемович?

Григорий БАЛЫХИН: — Вечернее и заочное образование — это форма обучения по результатам вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно. Туда принимаются граждане, имеющие среднее полное образование, полученное до 1 января 2009 года. Имеется ввиду, что те, кто закончил школу в 2008 году и раньше, будут поступать не по результатам ЕГЭ, а по результатам экзаменов, которые устанавливаются вузами самостоятельно.

«СП»: — Востребовано сейчас такое образование, Сергей Константинович?

Сергей КОМКОВ: — Заочная форма используется очень активно, особенно в негосударственных вузах. Она позволяет в ускоренном варианте получить высшее образование, особо не вдаваясь в проблемы науки. Многие зачисляются на заочное отделение, числятся там, им потихоньку идет срок обучения, и в итоге они получают диплом. Целый ряд государственных вузов тоже сохранили заочную форму, она активно используется ребятами с периферии. Они приезжают в Москву, начинают здесь учиться, как правило, на очной форме. Но поскольку денег у них, чтобы жить в Москве, нет, они переводятся на заочную форму и устраиваются работать. Работают с утра и до ночи, как-то устраивают свою жизнь.

Вечерняя форма обучения используется очень мало.

«СП»: — Ну, вам то, Геннадий Рувимович, вернее, Илье, заочное обучение не грозит. Что вам теперь надо для поступления в МГУ?

Геннадий ЛЮБИЧ: —  По математике у нас 100 баллов, потому что мы призеры олимпиад. Сдали мы информатику, ЕГЭ — на 100 баллов. Можно с этим поздравить, всего в Тамбовской области три ученика получили 100 баллов по информатике, все из нашего лицея.

«СП»: — Будет считать это скрытой рекламой…

Геннадий ЛЮБИЧ: — По русскому по ЕГЭ получили 76 баллов. Это средний результат. И ждем физику. В сумме надо набрать около 330−340 баллов, чтобы поступить в МГУ на факультет вычислительной математики и кибернетики.

«СП»: — То есть вместе с аттестатом по математике в 100 баллов, и по информатике 100 баллов, и русскому 76, надо набрать еще…

Геннадий ЛЮБИЧ: — 65 баллов. Это ерунда, надеюсь, мы их наберем.

«СП»: — Подведем итоги. Получить качественное бесплатное образование можно и сегодня. Но для этого нужно хорошая школьная подготовка и участие в олимпиадах. В противном случае родителям придется раскошеливаться, или подыскивать для своего чада вуз попроще. Но расстраиваться и посыпать голову пеплом не стоит. В конце концов, десятки тысяч людей, и среди них, увы, автор этих строк, закончив вуз, никогда не работали по специальности.


Читайте также: Что нужно учесть абитуриенту, собирающемуся после вуза стать востребованным специалистом

Фото [Алексей Калужских]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня