17 октября человечество отмечает день борьбы с бедностью. Проблема эта актуальна для всего мира, для России, особенно сегодня, она остается ключевой.
Каждый пятый
По последним данным Росстата, армия бедных в этом году в нашей стране выросла на 300 тысяч человек. Почти 20 миллионов россиян не получают даже прожиточного минимума. При этом и средняя зарплата по стране, с учетом растущей инфляции и взлетом цен на продукты оставляет желать лучшего — 31, 5 тыс. рублей. А многие исследования говорят о том, что по стране она значительно ниже, в пределах 20−25 тыс. рублей. Портал «Кадровые агентства России», например, по данным своего опроса получил цифру — чуть более 18 тыс. рублей. Реальное же число бедных, гораздо больше, чем 20 миллионов.
На сегодняшний день фактический коэффициент децильности (соотношение 10% бедного населения к 10% богатого) составляет более 16. То есть, доходы богатых в 16 раз превышают доходы бедных. Для сравнения, в 1990 году доходы различались менее чем в 5 раз.
По утверждению директора Института социологии РАН академика Михаила Горшкова, каждый пятый россиянин обладает всеми признаками человека за гранью бедности. В исследовании Института социологии РАН бедных условно разделили на 2 группы: «по доходу» — уже учитываемых статистикой, и «по лишениям» — испытывающих лишения даже при относительно неплохих доходах (болезнь, иждивенцы и др.). К последней категории в прошлом году относилось 25% населения. Четверть бедных «по доходам» и 17% «по лишениям» находятся в этом состоянии из-за безработицы. При этом руководитель исследования доктор социологии профессор Наталья Тихонова отмечает, что в России как никогда велика бедность среди работающих. Попробуйте прожить на 18 000 рублей.
В этих условиях, если повысить стоимость потребительской корзины даже на 10%, то формально за чертой бедности окажутся еще несколько миллионов человек.
В свое время академик Дмитрий Львов озвучивал такие данные: за 20 с лишним лет реформ положение нищих ухудшилось в 2 раза, полунищих — в 1,5 раза… Даже будущий средний класс обеднел. Только у 20% богатых жизнь год от года улучшается, у остальных 80 — ухудшается. Первоисточником обнищания и страны, и ее граждан — приватизация. С нее и завертелось «чертова центрифуга», отсеивающая капиталы в одни и те же сейфы. Для нас уже банальным, непримечательным стало сравнение: 15% самых богатых россиян владеют 92% национального достояния. Такое невозможно ни в одной нормальной стране.
По анализу Международного банка реконструкции и развития, структура национального богатства развитых стран примерно одинакова: доля природного капитала — 10%, произведенного капитала — 20, человеческого капитала — 70. Принципиально иная структура национального богатства России: природный капитал — 83−88%, произведенный — 7−10, человеческий — 5−7. По важнейшему показателю мы попали в список самых отсталых государств. Но не из-за низкого образовательного или профессионального уровня россиян — из-за низкой оплаты их труда.
При этом государство переложило всю тяжесть налогов именно на наемных работников — основную массу населения. С них берется и «плоский» 13-процентный подоходный налог, и все социальные налоги. Налогооблагаемая база рассчитывается по фонду оплаты труда. Что с медсестры районной поликлиники, что с владельца заводов, газет, пароходов.
Пока держались высокие цены на нефть и газ, у государства была возможность перераспределить бюджетные доходы в пользу бедных слоев населения. И все равно зарплаты учителей, врачей и других бюджетников были крайне низкими. Минимальный размер оплаты труда рос еле-еле. Как замечают социологи, многие люди с доходами ниже прожиточного минимума даже не пытаются выбраться из нищеты. Привыкли?
Живем богато
И при этом, мы очень богатая страна. Россия занимает одно из первых мест в области фундаментальных и прикладных исследований и разработок в атомной энергетике, освоении космоса, новых конструкционных материалов, авиастроении, использовании лазерных технологий, молекулярной биологии, новых видов современного вооружения
Уникальным богатством России, несомненно, является её огромная и многообразная по своему природно-географическому и историко-этническому окрасу территория! Россия — это мост между двумя центрами экономической силы. Волей судьбы мы оседлали путь из «англичан в японцы», как в былые времена путь из «варяг в греки». Нация двух океанов — это уже совсем иное осознание народа. Пока Европа мельтешила в своих междоусобицах, русские создали великую страну с собственным Востоком и собственным Западом, связанными чувством единства, которое теперь, в новых геополитических условиях, имеет шанс возродиться и стать одной из важнейших опор, способных обеспечить будущее страны.
Одним словом, Россия в отличие от многих других стран, является самодостаточной для своего достойного развития и обеспечения высокого благосостояния своего народа. Но, как только мы переходим от потенциальных к реальным параметрам экономики, тут же обнаруживаем несоответствие. Прежде всего, это выражается в недопустимо низких показателях подушевого ВВП. За последнее десятилетие прошедшего века подушевой ВВП России сократился с 11,5 до 7,5 тыс. долларов. В 2013 году он поднялся до 14,1 тыс. долларов, но нас ждут итоги 2014 года, которые будут совсем безрадостными.
Главный капитал
Можно ли вообще как-то бороться с бедностью? Об этом мы говорим с Александрой Очировой, членом общественной палаты, доктором наук, послом доброй воли ЮНЕСКО. Александра Васильевна считает, что тема бедности для нашей страны не уходит с повестки дня, начиная с 90-х годов. Экономические реформы оказались неэффективными и себя не оправдали. Диспропорция между богатыми и бедными продолжает увеличиваться. Возникает она из-за несовершенства законодательной системы.
И хотя бедность — проблема общемировая, каждое государство ее решает по-разному. С учетом экономического положения, социальной политики. Между тем, бедность — это опасное явление для любого общества. И важно понимать, что для любого государства самое выгодное вложение — вложение в человеческий капитал. Саму по себе бедность нельзя решить только повышением зарплат и доходов, хотя, конечно нужно начинать именно с уровня зарплат. Но задачи должны решаться комплексно: социальная структура, здравоохранение, образование. Любые кризисные явления, по мнению Александры Васильевны, не должны уводить в сторону от главной задачи. А решать ее нужно стратегически.
Фото: Зураб Джавахадзе/ ТАСС