(Первая часть здесь)
Разбираясь с законопроектом «О родовых поместьях и родовых поселениях в Российской Федерации», который скоро будет рассмотрен в Госдуме, я узнал, что в Белгородской области аналогичный местный закон принят ещё в феврале 2010 года.
Мало того: на Белгородчине создают все условия для последователей мистического учения о родовых поселениях. И с почётом принимают самого Владимира Мегре, легендарного основоположника учения. Вот губернатор Евгений Савченко едет с Мегрэ в машине и рассказывает, как за счёт областного бюджета к поселению «анастасиевцев» (Анастасия — героиня серии книг В. Мегрэ «Звенящие кедры России») провели асфальтовую дорогу, протянули электрические сети, газ и водопровод.
Поселение назвали «Серебряный бор» — как бы передавая привет москвичам. Вот его сайт. А вот цитата из Устава Поселения:
«Родовое Поселение „Серебряный Бор“ — объединение Родовых Поместий, добровольное сообщество единомышленников, друзей и добрых соседей на основе идей, изложенных в книгах В.Н. Мегре серии „Звенящие кедры России“, желающих создавать в содружестве свои Родовые Поместья»
Вот первый из «строгих критериев», по которым отбираются кандидаты в «помещики»:
"1. Безусловно, Вы читали все книги В. Мегре из серии «Звенящие кедры России» и принимаете их всей душой…
Если Вы — активная молодая семья, воодушевлённая книгами Владимира Мегре, серьёзно мечтающая создать своё Пространство Любви, обустроить свой кусочек Родины, то мы с радостью примем вас в добрые соседи для создания лучшего жизнеустройства, совершенствования среды обитания в материальном и эмоционально-духовном смысле!"
В разделе сайта «Наш Путь к ПервоИстокам» один из лидеров поселения, полковник ФСБ в отставке А.И. Тольстов, пишет:
«Конечно, нам, анастасиевцам, повезло с губернатором Белгородской области Евгением Степановичем Савченко, его талантливой командой, умным правительством, живыми, жизнерадостными, терпеливыми и работоспособными Депутатами Белгородской областной Думы во главе с Патриархом Зеликовым Анатолием Яковлевичем».
На сайте поселения указан телефон, по которому предлагается звонить кандидатам в соседи. Я позвонил, представился и попросил рассказать, в какой стадии заселение «Серебряного бора».
— Мы, несколько семей, тут уже на постоянную живём, — ответил доброжелательный женский голос. — Поселение рассчитано на 55 семей, в прошлую зиму зимовало около 10 семей. Стройка активно идёт. Застроено уже около 80 процентов участков.
«СП»: — Такое замечательное поселение, со всеми удобствами, у вас одно в области?
— Да, чтобы с инфраструктурой за счёт бюджета, одно. А так поселений несколько. Ну, вот нам, как показательному поселению, провели дорогу, свет, газ, воду.
«СП»: — Наверно уже все участки заняты?
— Да, хозяев получили уже практически все 55 участков. Но несколько планируются под освобождение, и мы пока принимаем семьи. У нас есть определённые критерии, потом проводится конкурс. Те претенденты, анкеты которых прошли, выступают и рассказывают о себе. И Совет выбирает, кому давать участок.
«СП»: — От вас будут требовать каких-то показателей по выращиванию сельхозпродукции, выполнению планов?
— От нас требуют только один показатель: заселяться и жить. Вот нам, допустим, воду провели до каждого участка, стоит водонапорная башня, но пока воду не запускают, ждут, пока не заселятся 90 процентов семей. Это заставляет тех, кто уже заселился, подталкивать остальных, — закончила свой рассказ моя собеседница.
Кстати, если вы ничего не слышали о губернаторе Савченко, давайте я поясню: это один из лучших в России хозяйственников. В Белгородской области процветающий агросектор и феноменальные успехи в жилищном строительстве. Туда любят ездить самые большие российские руководители, чтобы позировать на фоне современных коттеджей, которые тысячами строят в окрестностях Белгорода простые местные жители (об это опыте я писал, например, вот здесь). и дать несколько ценных советов Евгению Степановичу насчёт дальнейших перспектив. Савченко в ответ на мудрые наставления Путина и Медведева согласно кивает головой.
Этот человек лучше многих понимает, как устроена жизнь в России. Недавно Евгений Савченко в очередной раз выступил на Московском экономическом форуме с рассказом о том, что страна развивается крайне не рационально. Народ набивается и набивается в мегаполисы. В Москве уже давно не протолкнуться, тут ежегодно на дорожные работы тратится по 50 тысяч рублей в расчете на каждого из 12,5 млн. жителей (в Белгородской области, для сравнения, тратится 2 тысячи рублей).
А в «глубинке» в это время некому работать. Надо что-то менять. Савченко считает, что проблему следует решать через расселение (понятно, добровольное) горожан в удобные и комфортные небольшие городки, в сёла и поместья. А также через строительство в России автобанов, которые бы связали между собой не только крупные города, но и большинство районных центров.
Тогда «заиграла» бы и высказанная несколько лет назад тем же Евгением Савченко идея о добровольном переселении части московских пенсионеров из холодной столицы в благодатную Белгородскую область.
В общем, идеи интересные, в меру смелые и креативные. И тут вдруг «анастасиевцы». Как это вышло? Возможно, мы с вами чего-то не понимаем насчёт звенящих кедров России?
Очень может быть. Как я уже упомянул, в Белгородской области ещё в 2010 году приняли закон «О родовых усадьбах». В октябре 2013 года его переименовали в закон «О родовых поместьях в Белгородской области». С самого начала была разработана ясная пошаговая схема реализации этого закона. Человек, желающий получить гектар земли, пишет заявление, его рассматривают в положенные сроки и принимают решение. Основания для возможного отказа (их всего два или три) сформулированы исчерпывающе. Скромные платежи за землю прописаны до копейки. В общем, это хороший, правильный, понятный закон.
Но за четыре с половиной года его действия получены, мягко сказать, не выдающиеся результаты. Нашлось много охотников получить гектар земли в пригороде — но там земля и так хорошо продаётся. А в глубинку ехать желающих мало.
Эту проблему разбирали в Белгороде на заседании круглого стола. Участники заседания говорили, что закон о родовых поместьях был воспринят народом как закон о «большом ИЖС» (индивидуальном жилищном строительстве). Белгородская область единственная в России, где без проблем и за умеренные деньги можно получить участок в 15 соток с коммуникациями для строительства дома в окрестностях областного центра. И вот люди решили, что для тех же целей можно получить целый гектар.
— Очень много вопросов задается по выделению земель в Белгородском районе, — отметил генеральный директор ОАО «Белгородская ипотечная корпорация» Анатолий Попков (именно эта организация даёт участки под родовые поместья). — Но сама идея родовых поместий основана на необходимости осваивать заброшенные хутора в глубинке, а не вблизи Белгорода, где существуют перспективные планы развития «стандартного» сегмента ИЖС. Такая территориальная единица, как хутор, в пределах России сохранилась лишь в Белгородской области. До перестройки эта территория была заселена равномерно. Лишь последние 25 лет привели к оттоку населения из сел и хуторов. Наша задача — с помощью родовых поместий возродить хутора и села именно в глубинке. Говорить о выделении земли под эти цели в Белгородском районе, думаю, будет неправильно.
Но в глубинку по-прежнему ехать никто не хотел. Там скучно и одиноко. Поэтому у креативных и понимающих жизнь белгородских руководителей и возникают такие варианты, как «Серебряный бор». Почему бы, действительно, не развивать сельские территории с помощью «анастасиевцев»? Они работают дружно, не курят и не пьют, охотно обучают друг друга всяческим сельским навыкам.
Наверно, это не самое плохое дело. Можно ещё позвать староверов и баптистов. Если по-другому обустроить глубинку в России никак не выходит.
Фото: Руслан Шамуков/ ТАСС