Как только неделю назад в Керченском проливе объявили штормовое предупреждение, Украина в одностороннем порядке перестала пропускать грузы в Крым. Однако полуостров пережил блокаду практически без потерь.
Настоящая «дорога жизни», паромная переправа через пролив возобновила перевозки в штатном режиме. На линию порт «Крым» — порт «Кавказ» вышли гигантские греческие корабли «Ионас», «Олимпиада» и «Глюкофилоуса». Вместе с ними грузо-пассажирские перевозки осуществляют паромы «Николай Аксененко» и «Крым». Еще два отечественных судна-парома «Ейск» и «Керченский 2» ходят на маршруте порт «Кавказ» — Керченский рыбный морской порт.
Ограниченный режим работы переправы возобновили еще вечером во вторник. Только за одну нынешнюю ночь были переправлены 8.800 пассажиров и 2.200 автомобилей. Утром среды на таманском берегу загрузки на паром ожидали 310 легковушек. На направлении из Крыма стояли лишь полсотни авто.
Гораздо больше проблем у большегрузных трейлеров. Если летом и в бархатный сезон очередь на паром возникала из-за наплыва отдыхающих, путешествующих на личном транспорте, то теперь через пролив пытается переправиться огромное количеств фур. Сейчас погрузки в порту Новороссийска ожидают 310 грузовиков, в Керченском рыбном порту — 460 дальнобойщиков. На эту линию уже пришли грузовые паромы «Севастополь» и «Новороссийск».
Хотя очередь среды — сущая мелочь по сравнению с огромным затором, который был лишь сутки назад. Из-за неблагоприятных погодных условий за шесть дней у шлагбаумов Керченской переправы скопилось более 1500 авто. В заложниках шторма оказались тысячи водителей, пассажиров частных легковых машин и грузовиков, а также люди, едущие по «единому билету».
Единая транспортная дирекция сообщила на своем сайте, мол, разместили «единобилетчиков» в гостиницах рядом с переправой. Народ по наивности думал — ЕТД оплатит вынужденную задержку и затраты пассажиров. Увы, оказалось, в керченском санатории «Киев», где было размещено больше сотни человек, люди самостоятельно оплачивают питание и проживание по существующим в санатории немаленьким ценам.
Дальнобойщиков отправили на штормовой отстой в городской аэропорт. При въезде на территорию аэропорта с каждой машины взяли по 150 рублей. Чеков не дали, пообещав выдать их «на следующий день». Прошло пять дней, а чеков нет. Водители грузовиков устроили скандал, отказываясь оплачивать посуточное пребывание в накопителе.
Тем более, нормальных бытовых условий здесь нет. За воду и туалет приходится платить отдельно. Невозможно приобрести еду и бензин, который расходуется на обогрев. Неудобна и система регистрации водителей — легко потерять свою очередь.
— Мы снабжали людей горячим чаем и бесплатной кашей из расчета 500 порций в день, хотя не обязаны это делать! — заявил журналистам зам. мэра Керчи Денис Подлесных.
Как было минувшим летом, спасатели снова установили в районе накопителя армейские палатки. Но печек в палатках нет и находиться внутри в нынешние ледяные ночи крайне сложно.
В итоге многие грелись в своих машинах. За водой и продуктами поначалу ездили в соседний поселок на такси. Потом придумали другой выход - отцепляют кабины от грузового контейнера и таким образом мотаются в городские магазины.
Лишь на пятые сутки ураган стал понемногу утихать. Энергетики Керчи восстанавливают электроснабжение. Коммунальщики убирают мусор и поваленные деревья. Все внимание города-героя — к ожившей переправе.
Первыми в пробный рейс по еще штормящему морю ушли паромы малой вместимости «Ейск» и «Керченский 2». Звучит почти смешно, но именно на них переправлялись женщины с детьми и пассажиры, следующие по системе «единый билет». Проба прошла успешно, все переправились живыми, не смотря на качку.
Еще одна хорошая новость — ночью 27 октября большой турецкий паром «Хитачи» вышел из черноморского порта Самсун. Паром совершает первый рейс по новой линии на Керчь. Уже через 15 часов судно достигло Керченского пролива и встало на якорной стоянке напротив поселка Героевское, ожидая, когда шторм прекратит бушевать и появится возможность пришвартоваться к берегу. Похоже, турки вовсе не собираются присоединяться к санкциям против России. Как объявлено, «Хитачи» будет постоянно работать на линии между Крымом и Турцией, перевозя товары народного потребления.
…Напомним, переправа была закрыта в десять вечера 23 октября. А уже с двух часов ночи следующих суток Украина в одностороннем порядке перестала пропускать грузы в Крым. Пограничные контрольные службы на международном пропускном пункте «Джанкой-авто» прекратили оформление грузовых транспортных средств. Тут же образовался многокилометровый затор из дальнобойных фур.
Нет сомнений, соседи решили воспользоваться затяжным штормом, парализовавшим Керченскую переправу, и устроить товарную блокаду «оккупированного полуострова». Однако не вышло. Большинство крымских торговых сетей заранее запаслись основной номенклатурой товаров.
— Дефицита продуктов на полках наших магазинов нет, — говорит коммерческий директор сети универсамов «Яблоко» Татьяна Пикалова. — Главное, мы сотрудничаем со всеми крымскими производителями. И когда на Керченской переправе образовались огромные очереди и появились проблемы с украинской таможней, мы полностью обеспечили наших покупателей крымскими товарами.
Вскоре украинцам пришлось открыть свой кордон. Причем первыми начали скандалить сами «самостийные» бизнесмены. Например, за последние недели картошка на Украине подешевела почти вдвое. Урожай попросту некуда девать, излишки минимум в 4 млн. тонн. Европейским союзникам их харчи почему-то не нужны, материковая Россия тоже отказывается. Крымские прилавки остались единственным местом сбыта.
Тем временем, кроме керченских паромов, Республика Крым понемногу наращивает объемы российских перевозок на других маршрутах. В ночь на 28 октября совершил первый рейс из Севастополя в Новороссийск большой грузопассажирский паром «Петербург». И уже в ближайшее время между двумя этими портами будут курсировать четыре парома, каждый из которых сможет перевозить по 140 грузовиков.
— Более половины грузов, приходящих в Крым, предназначены для Севастополя и Симферополя. Между нашими городами 80 км. Это ближе, чем от Феодосийского порта до столицы Крыма. Мы смогли переубедить грузоперевозчиков, что паромам лучше заходить в наш глубоководный порт в Камышовой бухте, — гордо отчитался севастопольский губернатор Сергей Меняйло. Как он отметил особо, сейчас идут переговоры, чтобы сосредоточить в Севастополе значительную часть товаров, которые идут из Крыма на Кавказ.
Вице-адмирал Меняйло откровенно рад, зато в Феодосии от новых маршрутов просто в шоке. Феодосийский торговый порт способен переваливать любые виды грузов. С мая по октябрь сюда заходили два парома, но сейчас Единая транспортная дирекция приняла невыгодное для города решение — перевести паромы на Керчь. 930 работников порта рискуют остаться без зарплаты.
— Большую часть денег, около 70% заработанных средств, мы получали благодаря взаимодействию с нашей нефтебазой. Но из-за санкций нефтебаза не может работать в полном объеме, — сообщил первый замдиректора Феодосийского морского торгового порта Игорь Андриянов. — Выживать в такой ситуации очень помогали два парома. Все, что мы зарабатывали на паромах — направляли на зарплаты. За четыре месяца выплатили различные налоги на сумму около 30 млн. рублей, — подчеркнул Игорь Геннадьевич.
По словам заместителя директора порта, предприятие потеряло свой единственный возможный на сегодня доход:
— Еще одну зарплату мы выплатим, а следующую, за ноябрь-декабрь, вряд ли. Конечно, пытаемся искать варианты дохода, например, начали программу по перевалке зерна, но это мизер. Деятельности у нас сейчас нет как таковой.
Фото: на пассажирской паромной переправе «Крым» в Керчи/ Фото: Александр Рюмин/ ТАСС