Небольшой и до недавнего времени тихий карельский город Беломорск на грани социального взрыва. Причем, ситуация такова, что охватить этот взрыв может весь немаленький район.
В республике давно проблемы с рабочими местами. Вполне благополучные когда-то предприятия сворачивают производство, увольняют рабочих, банкротятся. В том числе, градообразующие. Как это случилось в начале 2000-х годов с беломорским Металлообрабатывающим заводом. Там же - с рыбным портом, лесхозами, рыболовецкими компаниями. Теперь на очереди, похоже, железнодорожники.
На днях рабочие путевой машинной станции № 263, которая входит в одно из подразделений филиала ОАО «РЖД» - «Путьрем», провели акцию на железнодорожном перегоне Тунгуда — Летний, что недалеко от Беломорска. У моста через речку Летняя они установили ярко красный щит, а между опорной контактной сетью и указателем названия реки закрепили банер с надписью «Требуем Якунина!.. ПМС-263». В момент, когда на перегон вышел рейсовый состав, около него взорвались три петарды. Никто не пострадал, однако машинист применил экстренное торможние, а на место происшествия довольно быстро приехали разные ответственные лица.
История, что и говорить, нехорошая, попахивающая к тому же откровенным хулиганством. Что же случилось? А вот что.
Недавно путейщики узнали, что почти весь их коллектив до конца года будет расформирован. Из нынешних 224 специалистов этой путевой машинной станции (ПМС) 187 попали под сокращение. Соответствующие уведомления люди уже начали получать. Попытки объясниться с начальством результата не дали. На контакт с рабочими руководство не идет. Не слишком жалует и их представителей из профсоюзного комитета. Ничего не оставалось, как отправить сначала письмо в Москву на имя президента РФ Владимира Путина, и дубликат — председателю правительства Дмитрию Медведеву, а затем в День народного единства организовать акцию на перегоне Тунгуда — Летний.
Кстати, кто именно установил там щит, развесил баннер, запускал петарды остается пока неизвестным. На самом перегоне каких-либо людей, кроме тех, что находились в проезжавшем составе, в «час Х» замечено не было.
Письмо в Кремль российскому руководству ушло 29 октября по электронной почте. На следующий день оно было зарегистрировано (цитирую) «за № 1096325, рассмотрено и направлено в Министерство транспорта Российской Федерации, в Федеральную службу по труду и занятости в целях объективного и всестороннего рассмотрения». О чем оперативно и сообщил отправителям консультант департамента письменных обращений граждан и организаций С. Сафьянников.
«ПМС-263 имеет сложившийся стабильный трудовой коллектив, — говорится в письме президенту России. — Работники, наряду со своими плановыми заданиями, привлекаются для выполнения работ в других подразделениях РЖД, и даже за пределы РФ. Участки, которые охватывает предприятие, это Петрозаводский регион Октябрьской дороги длиной 1485 км… Постоянное привлечение специалистов ПМС-263 для выполнения работ в другие путевые машинные станции показывает, что там кадров не хватает. Почему нельзя сократить вакансии на других предприятиях, сохранив целостные и устоявшиеся профессиональные коллективы? Сокращение полноценных и эффективных предприятий при наличии слабых и недоукомплектованных — яркий пример неэффективной кадровой политики руководства РЖД».
— Подписи под коллективным письмом Путину поставили практически все, кто трудится на станции — прокомментировал для «СП» ситуацию профсоюзный лидер ПМС-263 инженер Александр Пархачев. А среди 224 наших специалистов более 60 процентов имеют стаж работы на данном предприятии более 10 лет, ещё 26 процентов — более 20 лет. И вот такое к нам отношение руководства РЖД…
«СП»: — А чем там объясняют столь массовое сокращение?
— Пресловутой оптимизацией средств. Говорят, вахтовый метод работы путевых машинных станций более экономичный и, стало быть, более выгодный. Мы в профкоме не поленились, подсчитали. Ликвидация предприятия увеличит радиус работы для других отделений до 450 километров. Если какая вдруг аварийная ситуация, что случается не так уж и редко, особенно в плохую погоду, время прибытия на место ремонтных бригад может составить более 15 часов. Это — во-первых. Во-вторых, сокращение ПМС значительно увеличит также расстояние до участков для оставшихся бригад, что приведет к увеличению себестоимости работ. В-третьих, для того, чтобы рассчитаться с увольняемыми работниками, потребуется не менее 120 млн. рублей, то есть, практически годовой фонд оплаты труда предприятия. И это — оптимизация?
«СП»: — А может, за всем этим кроется что-то иное. Может, к вам накопилось много претензий?
— Претензий к нам нет. Коллектив трудолюбивый, старательный. К делу своему люди прикипели. К тому же у всех семьи, которые надо кормить. Бывали ситуации, когда начальство, говоря о необходимости экономии, отправляло нас в неоплачиваемые отпуска, переводило на неполный рабочий день. Мы соглашались, входя в положение, не протестовали. Но, честно скажу, не очень верится «в тяжелое положение», зная, что, например, на южных участках РЖД и загруженность у коллег поменьше, и зарплата повыше.
«СП»: — Кстати, у вас в ПМС-263 какая зарплата?
— В среднем 30 тысяч рублей. Зависит от должности, стажа, квалификации. Мне лично понятно, почему сокращают в первую очередь у нас, а не на юге — можно сэкономить, например, на обязательной северной надбавке.
«СП»: — Как думаете, Александр Васильевич, откликнется Владимир Путин на ваше к нему обращение?
— Если письмо дойдет до Владимира Владимировича, надеюсь, что да, поможет. Помог же он в свое время жителям Пикалево, когда бизнес разодрал там на три части единый глиноземный комплекс и чуть не убил тем самым все производство. А мы чем хуже? К тому же, речь идет о железной дороге, а, значит, в какой-то степени и о безопасности. Но вот дойдет ли наше обращение до главы государства? Судя по ответу неизвестного советника Сафьянникова, его (письмо коллектива ПМС-263- авт.) отправили для проверки и ответа в Минтранс РФ. В ту организацию, с подачи которой нас собираются увольнять. Какая же это независимая проверка?
Достаточно резка коллега А. В. Пархачева по профсоюзной работе Ольга Солдатова. Она возглавляет профком железнодорожников Беломорска.
— Нас, видимо, просто хотят извести, — сказала Ольга Юрьевна. — В последние годы в Карелии регулярно отменяют и сокращают количество действующих электричек, объясняя это снижением численности пассажиров, увольняют путевых обходчиков и целые путевые бригады. Теперь добрались до машинных станций. А там можно будет и саму железную дорогу закрыть под предлогом её неэффективности.
«СП»: — Пассажиров электропоездов действительно с каждым годом всё меньше?
— Меньше, чем было во времена СССР, потому что больше стало тех, у кого теперь собственный автотранспорт. Но не настолько, чтобы отменять электрички. В иные отдаленные районы кроме как на них не попадешь.
С кем не поговоришь в Беломорске, одни слезы. Некогда светлый жизнерадостный город с населением свыше 20 000 человек (к началу 1990-х), не менее трети их которых составляла молодежь, выглядит серым, унылым. Таким показался он мне минувшим сентябрем. Провела в нем несколько часов, а столько всего наслушалась — о безработице, безденежье; о высоких ценах и дорогой «коммуналке»; упадке культуры и полной жизненной бесперспективности.
— Нечему особенно радоваться, — откликнулась нынче на мой звонок редактор муниципальной газеты «Беломорская трибуна» Наталья Отченаш. — Работы в городе с каждым месяцем все меньше, предприятий вообще уже не осталось. Зарплаты скудные, даже с учетом северных надбавок. Раньше наш Беломорск сам неплохо зарабатывал. Теперь существуем на казенном пайке, то есть, на дотации, точнее, на те небольшие её дольки, что переводит нам областное начальство. Население стремительно убывает. В год не менее чем на 500 человек. Особенно это касается молодежи.
По официальным данным, численность населения Беломорска сейчас чуть более 10 000 человек. Безработица, опять же по официальным данным, составляет от 41 до 61 процента. По неофициальным — не имеют возможность трудоустроиться более трети всех жителей города в возрасте от 18 до 55−60 лет. Выживают кто как может — за счет родителей пенсионеров, сбора и сбыта в сезон ягод и грибов; охоты и рыболовства, частенько незаконных…
Два года назад с назначением в Карелию нового губернатора Александра Худилайнена у беломорцев появилась было надежда. Возглавив республику в мае, Худилайнен уже к сентябрю, съездив с деловым визитом в соседнюю Финляндию, сумел, как говорили, заинтересовать группу бизнесменов страны Суоми проектом строительства Беломорского глубоководного морского порта. Был подписан даже протокол о намерениях. Республиканское правительство внесло соответствующий проект в подпрограмму «Морской транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010−2015 годы». Заявленная проектная мощность порта на первом этапе составляла 9 млн. тонн грузов в год (8 тонн из них — уголь). Построить его планировалось на месте нефункционирующего ныне рыбного порта. Стоимость работ оценивалась в 9,5 млрд. руб. В общем, прекрасный проект.
Прошло с тех пор два года. Сколько я сейчас не пыталась, ничего не смогла узнать о «стройке века» на Белом море. Будто и не было никакого проекта…
Фото: Владимир Смирнов/ ТАСС