Указ тогдашнего президента, а ныне премьер-министра запустил в действие государственную программу, направленную, как было заявлено в её преамбуле, «на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов».
За прошедшие три года в соответствии с программой в Россию должны были переселиться из ближнего и дальнего зарубежья как минимум 300 тысяч человек. Переехали около 10 тысяч. Причём, половина из них — в Калининградскую область, очень специфический регион, где приезжих скоро будет больше, чем местных.
«Мы думали, что к нам в Россию поедут сотни тысяч, — сокрушался председатель комитета Совета Федерации по делам СНГ Вадим Густов. — Но народ не поехал».
Мало того, что вместо ожидавшейся полноводной реки получился жиденький ручеёк, так ещё и состав переселенцев во многих случаях разочаровал руководителей российских предприятий и хозяйств. Они-то ждали квалифицированную и непьющую рабочую силу.
Отчего же серьёзный народ не поверил в программу? Ну, по правде сказать, у взрослых людей по обе стороны границы российская программа переселения соотечественников с самого начала вызывала множество вопросов. Она сориентирована таким образом, чтобы направить переселенцев только в те регионы, где не хватает работников. В принципе, тут нет ничего плохого. Если такой же прагматизм будет выдерживаться в деталях. Ведь чтобы семейный человек, не вертопрах и хороший работник, решился оставить обжитое место где-нибудь под Харьковом или под казахстанским Павлодаром и перебраться в дальний район Красноярского края, у него должны быть основательные стимулы.
Или чтобы земля под ногами горела. Но земля, слава Богу, не горит. Уже много лет, как жизнь в бывших союзных республиках более или менее устаканилась. Русские там притерпелись к новым реалиям. Это не значит, что желающих переехать на историческую родину в странах СНГ нет. Об этом подумывают многие. Но вот ехать, очертя голову, охотников мало.
Какие же стимулы обдумывающему житьё «зарубежному соотечественнику» предлагала и предлагает программа? Идёт ли в ней речь об этнической репатриации русских? Нет, не идёт. Израильские и немецкие аналоги тут неуместны. У нас многонациональное государство.
Но дают ли хотя бы переселенцам на новом месте жильё, как в той же Германии? А то в украинской глубинке свой дом или квартиру продашь, а в российской за эти деньги ничего не купишь. Нет, не дают. Иначе этого не поймут местные глубинные жители, у которых тоже ведь с квартирным вопросом напряжённо. Программа обещает, что по мере сил власти на местах и принимающие предприятия должны помогать переселенцам в решении жилищной проблемы, но если сил у них не хватит, то не обессудьте.
Но пособия-то хоть платят? Да, разовую помощь в размере 60 тысяч рублей на главу семьи и 30 тысяч на каждого из её членов переселенцы получают. В последнее время хозяину дают даже 100 тысяч. А дальше — как можешь.
Когда над этой хитровысушенной конструкцией вполне заслуженно, хотя и зло, принялась глумиться русскоязычная пресса сразу нескольких соседних государств (особенно талантливо получалось у казахстанских коллег), её авторы занялись контрпропагандой.
Например, один из инициаторов программы, говорят даже, что самый главный, — тогдашний начальник управления Администрации Президента России по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модест Колеров, говорил:
— Не стоит думать, что Россия состоит из Москвы и не-Москвы. Есть значительное число чрезвычайно развитых, чрезвычайно нуждающихся в рабочих руках российских регионов, которые могут себе позволить не только пригласить человека, не только обеспечить ему зарплату в 7−8-9 тысяч рублей, но и со своей стороны обеспечить, например, квалифицированному врачу доплату к этим 7−9 тысячам рублей ещё в 20 тысяч рублей. И в зависимости от количества детей или величины семьи предоставить либо 2-х, либо 3-х комнатную квартиру.
— Вы считаете, что это всё возможно? — спрашивали у него.
— Я не считаю, — отвечал решительный и компетентный Модест Алексеевич. — Я опираюсь на сведения, которые получал и я непосредственно, и мои сотрудники при поездках в Тамбовскую область, в Тверскую область, в Новгородскую область.
Потом ничего из этого не вышло. То есть — совсем ничего.
Наверное, несколько историй с доплатами в 20 тысяч рублей и с трёхкомнатными квартирами действительно имели место. Может, пять, или даже восемь таких счастливых случаев было. Страна же большая, каких необыкновенных событий в ней только не происходит.
Но в целом весь этот чудный звон под дугой закончился именно так, как и должен был закончиться.
«Условия программы годятся только для людей, которым надо бежать или некуда деваться, для всех остальных они непривлекательны», — считает заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ и соотечественников Константин Затулин.
Непривлекательной программа оказалась еще и потому, что обставлена была множеством бюрократических барьеров. Что ждало потенциального переселенца?
Процедура получения и заполнения анкеты в российском консульстве. Это раз. Потом отправка её и ожидание одобрительного отзыва из выбранного регион. После этого заполнение уже не анкеты, а заявления и получение Свидетельства участника программы, с которым можно было, наконец, отправляться в путь. Всё это растягивалось на долгие месяцы, если не на год-полтора, и только самые упорные кандидаты в переселенцы не сходили с дистанции.
Некоторые циничные люди говорили, что во всей этой волоките, дескать, был хладнокровный коммерческий расчет.
Пока изначально кривобокая программа ни шатко, ни валко доводилась до регионов, пока консульства в странах СНГ раскачивались с выдачей анкет, — выделенные на реализацию программы 4,5 млрд. рублей крутились в нужных банках и улучшали чьё надо благосостояние.
В эти разговоры, конечно, верить не хочется. Но приехало-то, напомним, всего 10 тысяч человек…3,5% от предполагаемого количества.