На Украине резко выросло число сторонников войны в Донбассе, сообщает ИА ПолитНавигатор, которое ссылается на данные львовской социологической группы «Рейтинг».
Согласно результатам ее ноябрьского опроса, всего за месяц количество украинцев, которые поддерживают отмену перемирия и выступают за продолжение так называемой «АТО» на востоке страны, выросло с 22 до 36%. То есть, с октября, когда социологи проводили аналогичное исследование, доля «партии войны» в украинском обществе увеличилась еще на 14%.
Сегодня более трети населения «незалежной» хотят продолжать боевые действия против Новороссии, что называется, «до победного конца».
С чем связан такой всплеск милитаристских настроений на Украине? Есть ли для него какие-то объективные предпосылки?
— Видимых предпосылок, вроде бы, нет. И не должно быть, — считает киевский политолог Виктор Пироженко. — Население Украины могло оценить, что после заключения перемирия поток гробов с погибшими украинскими военнослужащими почти прекратился.
С другой стороны, возможно, усиление воинственных настроений связано вот с каким фактором. Население прекрасно понимает связь между потерей индустриальных, промышленно-развитых территорий Донбасса, которые Киевом не контролируются, и экономическим падением, угрозами отключения электричества из-за критической нехватки угля на тепловых электростанциях Украины. Отсюда желание любой ценой вернуть промышленность, шахты и уголь Донбасса в экономический хозяйственный общеукраинский оборот. И таким образом решить как энергетическую проблему, так и в целом проблему ухудшения своего благосостояния.
Я думаю, если приведенные цифры правдивы, то странный «социологический милитаризм» может быть связан именно с этим фактором. Потому что сейчас, действительно, в украинских СМИ проблема закупки угля обсуждается очень активно. Надеялись, что его привезут из ЮАР. Но потом контракт сорвался. И сейчас Яценюк лихорадочно ищет совершенно какие-то абсурдно-обходные пути закупок. И, вроде бы, уже норвежцы привлекаются…
«СП»: — Все это больше смахивает на авантюры…
— Да, абсолютно иррациональные действия. И население все это видит. И, действительно, страх перед тотальным падением благосостояния как раз и провоцирует такие воинственные настроения в массах. Это вполне может быть.
«СП»: — Тогда откуда такое уничижительное отношение к жителям Донбасса, к тем, кто этот уголь для них добывал, давал тепло? Ну, «освободят», как они говорят, регион от «сепаратистов». Кто будет работать в шахтах? Негров из ЮАР завезут?
— Я думаю, что население-то особо об этом не задумывается. Население сейчас вообще над очень многими вещами, очевидными, казалось бы, не задумывается. Наверное, предполагает, что будут работать сами же «освобожденные» жители Донбасса.
Но, возвращаясь к опросу, я должен сказать, что цифры надо перепроверять, чтобы понять, насколько они объективны.
С другой стороны, тут другой вопрос встает. Если группа «Рейтинг» выдала цифру неправильно — фальсифицированную, то каковы были причины для этой фальсификации? Иначе получается — они выполняли чей-то заказ. Получается, провоцируют воинственные настроения. И как бы дают власти оправдание для последующей активизации наступательных действий в Донбассе. Тут надо анализировать ситуацию всесторонне.
«СП»: — А в принципе, есть ощущение, что власти Украины действительно пойдут навстречу сторонникам войны и прорвут «минское перемирие» танками?
— По моим данным, пока этот режим на войну не готов. У украинской армии серьезный дефицит исправной боевой техники. Ну, и дефицит финансов, чтобы ее производить и ремонтировать. Почему так настойчиво режим просит — требует буквально! — высокоточное оружие у американцев? И здесь маркером воинственности настроений режима в отношении Донбасса является вот что: если США согласятся предоставить летальную помощь (т.е. тяжелое вооружение и боеприпасы), это значит, что американцы решились-таки поддержать возобновление войны на Донбассе. Тогда, конечно, режим войну развяжет, и попытается еще раз повторить тот июльский бросок.
Вот в ходе визита Байдена в Киев это, я думаю, и решится.
Если американцы откажут (надо еще посмотреть на риторику Байдена), то, скорей всего, режим, который управляется из Вашингтона, вместе с американцами будет думать над какими-то другими стратегиями отношений с Новороссией.
Пока финансов даже нет, чтобы армию одеть нормально к зиме в зоне боевых действий.
Психолог и публицист Станислав Бышок, в свою очередь, уверен, что данные социологов очень близки к реальной картине:
— Буквально вчера я общался с коллегой-политологом, которая вернулась после месячного пребывания в Киеве. И она мне рассказала ровно о том же самом. Что даже в Киеве — русскоязычном, культурном городе, очень сильны сегодня антироссийские, антирусские, антипутинские настроения.
Понятно, что во Львове, откуда эта социологическая служба, такие настроения сильны вдвойне. Поэтому я доверяю этим цифрам.
Что касается причин такого ожесточения людей, такой тяги к новому кровопролитию, то, думаю, их две — основных. Первая — информационное поле, которое создают местные СМИ, ставшие почему-то в «свободной Украине» гораздо менее свободными, чем они были при президенте Януковиче. И в отношении России, и в отношении народных республик Донбасса там приветствуется одна позиция — давить, давить, давить! Никаких переговоров, только война до победного конца!
Конечно, когда людей зомбируют ненавистью и страхом, когда им внушают, что «вот-вот, еще чуть-чуть, и мы победим», то войну эту они будут поддерживать. Главное, чтобы кто-то другой там воевал. Потому что масса случаев, когда люди, поддерживающие майдан и АТО, получив повестку, почему-то уезжают в ненавистную Россию к родственникам.
«СП»: — Вы упомянули две причины, почему многие украинцы верят в войну до победного конца. Вторая какая?
— У них сейчас победа майдана. Но при этом жизнь не улучшилась. Ближе к Европе Украина не стала. Она стала гораздо дальше от нее и по уровню жизни, и по криминогенной обстановке…
Победа над «сепаратизмом» — равно процветание Украины. Тут же все случится. Тут же примут в Евросоюз. Тут же начнут платить пенсии и зарплаты. Уничтожат всю коррупцию и весь криминал, который правит бал под символикой «Правого сектора» и «самообороны майдана».
К сожалению, мы видим, что несмотря на всю плачевную ситуацию на Украине, люди пока еще не склонны мыслить трезво, понимать, что они могут и чего не смогут никогда.
«СП»: — Этим объясняется, что происходящее в Донбассе там упорно не хотят считать гражданской войной, а называют войной России против Украины? Хотя при нынешнем состоянии украинской армии, такая война продлилась бы два-три дня — максимум.
— Дело, действительно, в полной некритичности у значительной части украинского населения. А также тех людей, которые являются лидерами общественного мнения. Все они с победы майдан живут в какой-то выдуманной реальности. Где все получается, где стоит всего один рывок сделать, и все случится.
Я сам неоднократно этот же вопрос задавал людям, скажем так, с проукраинскими взглядами. Спрашивал: «Вы же должны понимать, что если бы там была российская армия, то продолжительной войны не было бы по понятным причинам? Все украинцы просто тут же сдались бы в плен».
С точки зрения критической логики этот аргумент абсолютно, вроде бы, понятен. Но эти люди никаких аргументов слышать не хотят и контраргументов выдвигать тоже. Они просто замолкают. Диалог дальше вести невозможно.
И потом снова и снова говорится о том, что «Россия на нас нападает, но мы обязательно победим». Это абсурд и алогичность. Но такие украинцы исходят не из формальной логики, а из той мифологии, которую сами себе создали. Причем, задолго до майдана. Во всех украинских учебниках истории, по которым дети учились не только в Киеве и во Львове, но даже в Донецке, написано, что начиная с XII века Россия и Украина находится в состоянии войны.
Поэтому многие украинцы продолжают войну. Майдан считался победой европейской Украины над Януковичем, который у многих там ассоциируется с азиатской Россией. Но поскольку победа, по-сути, оказалась пирровой, нужно теперь себя питать какими-то новыми мифологическими наркотиками.
Фото: EPA/ ТАСС