Нелюбовь российских граждан к Соединённым Штатам Америки в последнее время бьет все рекорды, выяснили эксперты Фонда «Общественное мнение» (ФОМ). И тех, кто с оптимизмом смотрит в будущее наших взаимоотношений, становится все меньше.
В цифровом выражении очередное исследование ФОМ выглядит так: отрицательно относятся к Америке 37% респондентов (такого числа граждан негативно воспринимающих США социологи не фиксировали с 2001 года). Показатель благосклонности к заокеанскому гиганту оказался довольно низким — всего 11%.
Большинство участников опроса (78%) убеждены, что Соединенные Штаты играют отрицательную роль в сегодняшнем миропорядке. И только 7% уверены в обратном.
При этом 50% граждан считают, что руководство России все же должно стремиться наладить отношения с США. Правда, в улучшение этих отношений верят всего 13%, а 12% даже ожидают их ухудшения.
Прокомментировать результаты социологического мониторинга «СП» попросила известного американиста, директора Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта, доктора исторических наук Юрия Рогулёва:
— В значительной степени отношения между двумя нашими странами обострились из-за кризиса на Украине. Из-за того, что позиции сторон здесь прямо противоположные. Ситуация не новая. В истории наших отношений был и Карибский кризис, и другие конфликты, связанные с ситуациями в третьих странах.
Довольно часто интересы России и Соединенных Штатов сталкиваются именно в различных регионах и в различных странах. Сейчас это видно особенно четко. Потому что Украина для нас — не просто соседняя страна и не просто другое государство. Это общая история, общие достижения, общие трагедии, общие победы. Не говоря о том, что в России живет огромное количество украинцев и выходцев с Украины. Совместные браки — всегда это было обычным явлением. А значит, куча родственников с обеих сторон по разные теперь уже границы. Тут накал страстей, конечно, гораздо выше, люди воспринимают все очень болезненно. Я думаю, что всплеск антиамериканских отношений связан в основном с событиями на Украине.
«СП»: — Про потепление «девяностых» можно забыть?
— Отношение россиян к Соединенным Штатам было достаточно благоприятным в первой половине 90-х годов. Да и в советское время, хотя и находились мы в состоянии Холодной войны, пропаганда всегда проводила различие между народом Соединённых Штатов и правящей верхушкой, политиками, огульно никого не обвиняла в каких-то неблаговидных поступках и действиях.
Сейчас у российских граждан сложился в целом достаточно негативный образ Соединенных Штатов. Он будет присутствовать до тех пор, пока обе стороны не поймут, что есть какие-то общие задачи, которые нужно решать совместно. Когда общие интересы возобладают над расхождениями, тогда и будет улучшение.
«СП»: — По заявлению американского политолога Ариэля Коэна, США не собираются ввязываться в конфликт с Россией, тем более, вооруженный. В то же время риторика американских политиков становится все более агрессивной. Обсуждается уже возможность прямого военного столкновения и даже ядерного удара по России. Насколько вероятен такой сценарий?
— Абсолютно невероятен. Никто о войне сейчас всерьез не думает, конечно. США не только сами не собираются воевать на Украине. Судя по последнему визиту Байдена, Америка не собирается пока и летальное вооружения туда поставлять, какую-то серьезную финансовую помощь оказывать.
Но что народ у нас точно воспринимает как некую грозу, так это строительство американской системы противоракетной обороны (ПРО) и размещение соответствующих установок по границам России — и на юге, и на севере, и в центральной части Европы.
Это рассматривается однозначно как прямая угроза России. Но речь тут идет не о войне, а о стремлении получить преимущества.
«СП»: — И где нам искать точки соприкосновения, чтобы не было «точки невозврата»? Что сейчас может сблизить наши страны?
— Неопределенность в наших отношениях связана во многом с фундаментальными факторами. Первый фактор — у нас экономическое сотрудничество находится (по сравнению с другими странами), если не на нуле, то где-то недалеко. Несопоставимо, по крайне мере, с возможностями экономики России и США.
Развитие каких-то экономических связей, конечно, будет способствовать сближению. Но оно сильно завязано на атмосферу. Какой бизнесмен будет строить экономические планы, если правительства ругаются между собой?
Второе — у нас совсем пропали культурные связи. Ведь даже в советское время были какие-то выставки, культурные мероприятия, издавались книжки… Словом, шел процесс культурного обмена.
Сейчас правительства обеих стран на межгосударственном уровне не заинтересованы в развитии такого рода связей. Потому что они должны поддерживаться, спонсироваться правительством. И это тоже влияет на общий негативный фон. Но это то, что можно как раз улучшить.
И третье: есть еще общие проблемы, не связанные с Украиной. К примеру, проблема ядерного оружия, в первую очередь, его нераспространение. И тут от России и США зависит очень много.
«СП»: — Но есть ведь не только общие проблемы, но и общие угрозы? То же Исламское государство?
— А тут США попали в ловушку своей политики на Ближнем Востоке. Это Исламское государство в значительной степени является результатом той политики, которую проводили США.
В данном случае можно согласиться с большинством наших граждан, которые считают эту политику «скорее вредной», чем приносящей какую-то пользу. И это напрямую относится к действиям США на Ближнем Востоке — в отношении Ирана, Ирака, Афганистана, Севера Африки. Вряд ли операции американцев в этих регионах можно отнести к достижениям внешнеполитического курса США.
Однако признать ошибки Америка не может. Никакой президент открыто не скажет, что «мы ошиблись, делали все неправильно». А раз они не могут признать собственные просчеты, значит, делают вид, что это все имеет другие причины. Поэтому угрозы остаются. Когда я говорю о нераспространении ядерного оружия, то имею в виду, что это как раз напрямую связано с угрозой терроризма.
Но сейчас нужно убрать раздражитель в отношениях. А главный раздражитель — Украина.
По мнению ведущего научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН Ирины Кобринской, причины резкого охлаждения наших граждан к Америке очевидны:
— Это результат того кризиса, который мы имеем на Украине. Но есть еще и субъективные предпосылки. Это, скажем так, пропагандистская накачка, которая идет и у нас, и в Америке. Потому что там тоже очень сильные антироссийские настроения.
Что касается оценки роли США, то она, действительно, спорная. Потому что есть вопросы к американской политике, прежде всего, на Ближнем Востоке.
Как она осуществляется? Какими методами? Соединенные Штаты мало принимают во внимание международное право, хотя, собственно, нам это ставят в вину. Самое главное, что эта политика, неэффективна. О чем свидетельствует, скажем, увеличение числа террористических группировок на Ближнем Востоке. Да и установившиеся там режимы отнюдь не являются более приличными и демократичными, чем те, которые рухнули не без помощи США.
«СП»: — Как в ближайшей перспективе будут развиваться наши отношения?
— Шансов на то, что они будут меняться к лучшему, я, честно говоря, не вижу. Америке после промежуточных выборов уже входит плавно в выборы президентские. Пункт о «российской угрозе» кандидаты, безусловно, включат в свои программы.
Фото: Юрий Смитюк/ ТАСС