Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
1 декабря 2014 18:10

После инсульта

Олег Кашин сочиняет свою русскую мечту

17683

На прошлой неделе я написал, что никакая оппозиция невозможна без мечты, и пока у нас нет подробно сформулированной мечты о той России, какой она должна быть, никогда ничего ни у кого не получится.

Наверное, правильнее начать с себя и сформулировать мечту свою собственную, и я заранее прошу прощения за, как я предполагаю, инфантилизм моих формулировок — тот случай, когда не с кого брать пример, или даже что-то вроде того, как люди после инсульта заново учатся говорить: понятно, что не Цицерон, но ведь вчера еще вообще не мог двух слов произнести, то есть прогресс.

Когда вышел фильм «Гостья из будущего», а это самый канун перестройки, кто-то из кинокритиков писал, что авторы фильма — какие-то совсем мещане, у них там автомат с бесплатными пирожками — это что же, советским людям больше не о чем мечтать, кроме как о бесплатных пирожках? Я тоже, конечно, мещанин, и мой образ будущего тоже начинается с чего-то совсем потребительского — ну не знаю, приехать в Кострому на красивом скоростном поезде, сесть на уютном вокзале выпить кофе с вайфаем, ну и дальше погулять по чистенькому красивенькому городу — здесь каких-то особенных слов, я думаю, не надо, все примерно представляют себе свой день в любом европейском городе, и в России моей мечты город Кострома от «любого европейского» (Европой считаем сначала Германию и Францию, а Албанию с Румынией — в самую последнюю очередь) не отличается вообще никак. Но чтобы не было неправильных прочтений — нет, я не верю, что Европу можно соорудить каким-то директивным способом, каким в Москве устраивают пешеходные улицы и «общественные пространства». Европа — это когда ты здесь живешь, и по поводу каждого камешка понимаешь, что вот это мое, и что я тут хозяин, так что, говоря «Европа», мы подразумеваем местное самоуправление, высокую гражданскую ответственность и прочее, вы понимаете.

Но местное самоуправление — это уже такой почти академизм, покажите мне живого человека, который засыпал бы с мыслями о местном самоуправлении. Мечта — это именно автомат с пирожками. Отпуск летом на Байкале, хорошая гостиница в Листвянке на первой линии, свежий омуль в кафе на набережной, старомодный поезд на Кругбайкальской дороге, кружка хорошего местного пива и толстая местная газета с обязательным «продается корова» в разделе объявлений. Памятник непонятно кому, пока не подойдешь, не разберешь — то ли Шукшину, то ли Лескову, но точно не товарищу Вайнеру из губчеки. Товарища Вайнера переставили во двор краеведческого музея и снабдили табличкой на тему того, сколько народу товарищ Вайнер замучил лично, а сколько опосредованно. Улицы тоже, я даже не знаю, что важнее — хорошо заасфальтированы или переименованы, никакого Кирова и никакого Куйбышева, на табличках имена из азбуки с открытия Олимпиады, грамотно переведенные и на латиницу. В Монтре есть улица Стравинского, которой даже в Москве нет, а мне нужен Стравинский вместо Дзержинского. Чтобы в Омске стояли памятники Павлу Васильеву и Егору Летову; сейчас, чтобы выпустить почтовую марку с Виктором Цоем, ее надо включать в серию «Легенды российской эстрады», потому что в других классификациях Цою места нет, и вот я хочу, чтобы было. И чтобы массовое сознание не крутилось вокруг войны 1941−45 годов, чтобы гордость за страну была более универсальной и менее, что ли, обиженной. Еще раз сошлюсь на олимпийскую азбуку — я сам только из нее узнал, что ранцевый парашют изобрели русские. Я хочу гордиться и парашютом тоже.

Если обобщать — мечтаю о нестыдной нижней планке, то есть чтобы самый глухой полустанок, и на нем тебе уютно и хорошо, и туалет чистый с рулоном бумаги; чтобы самая неочевидная забегаловка, но в ней варят такие пельмени, которыми хочется угостить гостя из Лондона, и чтобы ему было вкусно; чтобы самая мрачная промзона, но в ней можно снимать не «Груз-200», а «Интерстеллар». И чтобы никаких вещевых рынков, чтобы в самом бедном городе самые бедные люди одевались в районном магазине недорогой европейской или японской марки.

Чтобы автовокзал выселили из старой церкви, построили бы новый, а церковь бы восстановили — без стеклопакетов, а еще лучше без излишней позолоты, и чтобы восстанавливал верующий и при этом грамотный специалист, пускай даже с софринского комбината, но чтобы на софринском комбинате работали только верующие. Чтобы новый торговый центр стоял за городом, и чтобы ради торгового центра не сносили старинный кинотеатр, и чтобы вообще ничего старого не сносили, и чтобы самой скандальной новостройкой был офисный центр в виде башни Татлина, и о нем бы спорили в газетах, что если Татлину не удалось, имеем ли мы право строить за него.

Чтобы, если видишь студента, по умолчанию было ясно, что он учится, а не мажорствует, и что учится он именно в университете, а не в конторе по производству дипломов на продажу. Чтобы книжный магазин в самом пролетарском районе был завален умным нон-фикшном, а не «народной медициной». Чтобы в баре спального района негромко играл Утесов или Высоцкий, и можно было бы выпить рюмку горькой настойки, закусив лучшим в мире холодцом. Чтобы хотелось возвращаться — в Кострому, в Омск, в Листвянку, в Москву.

Чтобы огромность страны была не только на карте, но и в повседневности, чтобы мальчишник во Владивостоке и уикенд в Астрахани. И чтобы, съехав с трассы в безымянную деревню, выпить там местного кефира, закусив местной колбасой, а если вечер, то и на танцы зайти, чтобы потанцевать, а не подраться с местным пролетариатом. И чтобы местный пролетариат был чуть менее асоциален. «В поселке нет театра, поэтому молодежь увлеклась скейтбордом, что делать?»

Чтобы тюрьма не воспроизводила криминальную культуру, чтобы вошедшая уже в поговорку как символ минимального преступления кража курицы не влекла за собой погружения в мир татуированных чудовищ даже не сутки. Чтобы блатная среда максимально рассосалась, чтобы выражение «вор в законе» значило что-то смутно знакомое из грузинской жизни. Чтобы мент был не мент, а уважаемый местный дядька, которому все доверяют, и про которого все знают, сколько он зарабатывает, с кем дружит и кому и как отчитывается. И чтобы власть вообще была производная от общества, то есть чтобы исчез эксплуататорский и антинародный класс номенклатуры, чтобы чиновник был бы просто профессией наподобие банковского или почтового служащего, и ни на что бы больше не претендовал. Чтобы его «это мое» по отношению к городу, региону или стране ничем не отличалось от моего «это мое», и чтобы мы оба, я и чиновник, в равной мере связывали бы свое будущее со своей страной, а не с какой-то чужой.

И чтобы в интеллектуальной, я не знаю, как правильно ее назвать, сфере тоже не было бы доминирующего номенклатурного класса, то есть чтобы никто не претендовал на монопольное право говорить от имени думающей России. Чтобы в Костроме был и свой «Сахаровский центр», и свой клуб «Ночных волков», и чтобы между ними существовали и местное «Эхо», и местный «Спутник и погром», в равной мере чувствующие себя дома, и не ведущие между собой войны на уничтожение. Чтобы в официальной риторике не было пресловутой многонациональности, и чтобы в спорных ситуациях, когда одной из сторон конфликта оказывается какая-нибудь диаспора (частая ведь история в современной РФ), другой стороной была бы власть, для которой ответственность перед большинством важнее всего остального.

Оказывается, фантазировать, не срываясь в политические лозунги, довольно сложно, но я же предупреждал — это как после инсульта. Здесь, наверное, еще стоит спеть песню про поезд в огне, но я не уверен, что вам нравится, как я пою.

Фото: Митя Алешковский/ТАСС

Последние новости
Цитаты
Александр Снегуров

Заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук, кавалер медали «Патриот России», профессор МГПУ

Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня