18+
вторник, 25 июля
Общество

Круглый стол «СП»: кризис, туриндустрия и качество отдыха

65% россиян не поменяли планов на отпуск из-за кризиса, но каждый третий подсократил лимит расходов

  
79

Летний отдых — дело святое. Когда за окном + 30, автоматически хочется послать проблемы подальше, и махнуть… Неважно, куда — на дачу или навороченный морской курорт. Примерно такие настроения, судя по опросу ВЦИОМ, бродят в головах россиян. 65% наших сограждан вообще не поменяли планов на отдых из-за кризиса, а вот каждому третьему пришлось подсократить отпускные расходы — чаще всего, отказаться от дальних поездок в пользу домашнего отдыха. Мы пригласили в редакцию экспертов в туриндустрии и гостиничном бизнесе, чтобы понять, как реально отразился на этой сфере финансовый кризис, и что можно посоветовать отдыхающим, чтобы сберечь их нервы и кошельки.

Чужие города, пустые номера

«СП»: — Для начала попробуем выяснить, что на самом деле происходит сегодня в индустрии отдыха. У нас в гостях начальник медицинской части санатория «Дюны» Виктор Начкепия. Для тех, кто не в курсе: санаторий «Дюны», расположенный на Карельском перешейке у самого берега Финского залива, считался в советские годы элитным. «Простой смертный» мог попасть сюда на лечение только по блату. Отразился кризис на вашем санатории, Виктор Ермолаевич?

Виктор НАЧКЕПИЯ: — О кризисе лично я узнаю из газет, радио, телевидения. Считаю, что существует он больше в головах у людей, чем на деле. Нам в «Дюнах» о кризисе думать некогда. Мы занимаемся важным делом: круглый год лечим людей. Ведь болеют они независимо от того, есть кризис на дворе, или нет его. Да, конечно, некоторый отток пациентов наблюдается — процентов 10 за первое полугодие 2009 года. Не могу сказать, что это сильно ударило по карману нашего санатория. И если мы вынуждены были повысить цены на путевки, то главным образом из-за монополистов в области энергетики, водоснабжения. Те постоянно поднимают тарифы. А коммунальные платежи составляют примерно 40 процентов нашего бюджета. Согласитесь, немало. Плюс — налоги, которые платим исправно. Ни от городской администрации, ни от федерального правительства дотаций не получаем. Получаем время от времени госзаказ. Так, минувшей зимой выиграли тендер и уже приняли на реабилитацию 150 пациентов, путевки которым оплачиваются по соцстраху. То есть, для них самих они ничего не стоят, бесплатные. Нам же их пребывание обошлось недешево. Судите сами: соцстрах компенсировал пребывание их у нас по стоимости 1080 рублей на человека. А себестоимость одной путевки составляет в нынешнем году 2300 рублей. В следующий раз хорошо подумаем, стоит ли участвовать в подобном тендере.

«СП»: — С севером все понятно. А как дела на юге? Аркадий, вам слово.

Аркадий СВИРИДЕНКО, директор тургостиницы «Архидей» в Архипо-Осиповке (Геленджикский район, Краснодарского края): — Теперь уже точно можно сказать, что волна финансового кризиса докатилась и до курортной зоны российского черноморского побережья. Еще пару месяцев назад с экранов телевизоров мы слышали заверения властей Краснодарского края, что кризис нам даже на руку, мол, зарубежный отдых российским гражданам будет не по карману, и они наконец-то повернут голову в сторону отечественных курортов. Первый летний месяц уже показал, что, к сожалению, этого не произошло. Если в прошлые годы, начиная с июня, гостиница была заполнена на 100 процентов отдыхающими из Кемерова, Воронежа, других российских городов, то в этом году активность проявляет пока только Москва и то довольно вялую. Большая часть отдыхающих — это жители Кубани, приезжающие на субботу-воскресенье. Но надежда на то, что курортный сезон не будет провален, все же есть. Ближе к июлю число желающих отдохнуть на море стало возрастать: звонят, бронируют номера через Интернет.

«СП»: — Давайте послушаем человека, которому картина видна в целом. Итак, Станислав Пегушин, директор департамента туризма компании «Инна-Тур».

Станислав ПЕГУШИН: — Мы не работаем с частными клиентами — только с агентствами. Изменения спроса у агентств, мы — операторская компания, почувствовали на себе только в зимние месяцы. Особенно явно спад ощущался с октября по февраль — на 30−40%. Но, начиная с апреля и по сегодняшний день, спрос на наши услуги держится на уровне прошлого года. Наши клиенты — отдыхающие. Продукт, который мы предлагаем, изначально стоит средне или чуть выше среднего, из-за того, что все перевозчики по 10 направлениям, на которых мы являемся операторами — это национальные авиакомпании, такие как «Аэрофлот», «Тайские авиалинии», «Брюссельские авиалинии», «Сингапурские авиалинии». Понятно, что это не чартерные рейсы, а если и чартерные, то все равно на базе национальных авиакомпаний, в частности, «Аэрофлота» на Грецию. Такие путевки всегда будут стоит немного дороже, чем перевозки на чартерных рейсах. Несмотря на кризис, на наши услуги есть стабильный спрос. Мы делим работы на летний и зимний сезоны. Летний начинается с 1 апреля и заканчивается 31 октября. Так вот, спада в нынешнем летнем сезоне нет.

«СП»: — На каких направлениях вы работаете?

Станислав ПЕГУШИН: — Европа: Франция, Бенилюкс, Великобритания, Австрия, страны Средиземноморья — туда, как и в Европу, туристы ездят круглый год, но летом там еще добавляется пляжный отдых. Плюс страны Юго-Восточной Азии, где за последние два-три года сезонность практически выровнялась. Они стали круглогодичными. Это Таиланд, Индонезия, Сингапур и Вьетнам.

«СП»: — В целом, поток отдыхающих сильно ослаб?

Станислав ПЕГУШИН: — В целом ослаб на 20−30%. Многие агентства просто закрылись, но у оставшихся объем работы прежний.

Выбираем турфирму, или дорого быть лохом

«СП»: — Как видим, финансовый кризис все-таки затронул индустрию отдыха. Поэтому наш следующий блок мы посвятим чистой экономике. Итак, мой новый собеседник — председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, член фракции «Единая Россия» Евгений Федоров. Евгений Алексеевич, в период кризиса российская туриндустрия нуждается в поддержке государства? И может на нее рассчитывать? А главное, насколько теперь безопасен туризм для россиян?

Евгений ФЕДОРОВ: — Недавно Госдума приняла закон о повышении ответственности туроператоров. Это очень сильное серьезное решение, которое позволило обезопасить рынок выездного туризма и соответственно, привлечь на этот рынок потребителей-туристов, которые, откровенно говоря, боялись ездить, боялись отправлять своих детей, в связи с тем, что было вполне вероятно возникновение проблем с проживанием и т. п. В какой-то степени эти меры позволят компенсировать падение объемов выездного туризма в кризисных условиях. Конечно, у людей стало меньше денег, они меньше выезжают, но теперь их число возрастет, поскольку принят закон, который снимает проблему безопасности.

«СП»: — Строгость закона все-таки не ограждает туристов и фирмы от форс-мажорных обстоятельств. Что делать, если при всей добросовестности туроператора, обстоятельства складываются так, что фирма терпит крах и не может сама расплатиться с клиентами? Предусмотрено обязательное страхование туристического бизнеса в размерах, достаточных для возмещения ущерба?

Евгений ФЕДОРОВ: — Об этом и речь. Закон как раз на это и направлен. У нас же есть тургарантии по выездной деятельности на 10 миллионов рублей. Но их не хватало. То есть гарантий на 10 миллионов, а реальных обязательств — под 50−60 миллионов. Поэтому закон направлен на то, что фирмы, специализирующиеся на выездном туризме, обязаны страховать свою деятельность либо в страховой компании, либо в виде банковской гарантии. Это означает, если компания рухнет, обанкротится или по любой другой причине не сможет выполнить свои обязательства, то отвечать за нее будет уже банк, который предоставил за нее гарантию. Между прочим, не малую — на сумму до 100 миллионов рублей. То есть вместо неплатежеспособной турфирмы компенсацию туристу выплатит банк или страховая компания.

«СП»: — А каковы меры на внутреннем туристическим рынке?

Евгений ФЕДОРОВ: — В своей поддержке туристической индустрии мы ориентированы в основном на внутренний туризм. Никто не останавливал программу развития туристско-рекреационных зон. По-прежнему предусмотрено госфинансирование на развитие этих зон. И по-прежнему решается проблема инфраструктуры. Поскольку эти программы начали работать 2−3 года назад, то уже нынешний и следующий года будут периодом серьезного подъема обеспеченности этих туристско-рекреационных зон. Ну и в перспективе нам надо будет усилить поддержку (она и сейчас уже начинается) малого и среднего бизнеса, значительная часть которого распространяется на гостиницы, на инфраструктуру. В основной массе гостиничный бизнес — малый и средний. Мы планируем, и хотели бы, чтобы регионы (там, где возможен туризм), формируя программы поддержки малого и среднего бизнеса, отдельно формировали программы поддержки туристического малого и среднего бизнеса. Со стороны государства поддержка малого и среднего бизнеса увеличена в 10 раз! И это в полной мере распространяется и на ту часть, которая относится к туризму.

«СП»: — А теперь выслушаем мнение нашего общественного эксперта, секретаря ЦК КПРФ Леонида Калашникова. Что вы думаете по поводу сказанного г-ном Федоровым?

Леонид КАЛАШНИКОВ: — Честно сказать, обсуждать проблемы заграничного отдыха мне не так интересно, потому что это проблемы очень узкого и наиболее обеспеченного круга людей. Однако не могу не прокомментировать рассказ уважаемого депутата Федорова о новом законе, якобы повышающем ответственность туроператоров. Он умолчал о главном последствии введения этой новой нормы: любое повышение страховых выплат туроператор немедленно заложит в стоимость путевки, значит, они станут еще недоступнее для большинства людей. Это же аналог ОСАГО, внедренного единороссами, несмотря на массовые протесты. Так же, как и «автогражданка», этот закон работает в основном в интересах страховщиков и банкиров. Давайте через год посмотрим, сколько этот закон принесет страховщикам, и сколько будет выплачено туристам, и сразу станет ясно, кто тут главный бенефициар.

Что же касается поддержки малого бизнеса — то это тоже все больше декларации. Те небольшие послабления, которые были недавно законодательно утверждены, — ничего не решат — при наличии других, системных проблем. Таких, как чудовищная коррупция в сфере землеотвода и строительства. Таких, как всевластие естественных монополий. Пока эти проблемы не будут решаться у малого бизнеса не будет реальных шансов на развитие. А между тем, именно малый бизнес мог бы сделать отдых более доступным для людей.

Вложения же государственных денег в создание российских рекреационных зон, о чем тоже упоминает господин Федоров, настолько ничтожны, что о них и говорить смешно! Только в Сочи и вкладываются госсредства, постепенно превращая этот курорт в летнюю дачу московских чиновников.

Горящие путевки: налетай, подорожало!

«СП»: — Как видим, покупая турпутевку, можно не опасаться, что турфирма лопнет, и вы окажетесь у разбитого корыта. Деньги вам, во всяком случае, вернут. Но хотелось понять, прежде чем бежать за «горящей» путевкой: можно ли рассчитывать, что отдохнуть в кризис удастся подешевле? Во всем мире кризис обрушил цены, в том числе и на услуги туроператоров. А у нас, Станислав?

Станислав ПЕГУШИН: — Цены на зарубежный отдых остались на уровне прошлого года. Но некоторые отели в этом году немного снизили цены. Отели проводят различные акции и присылают предложения операторам. Операторы, естественно, выпускают свои спецпредложения по более низким ценам. Многие отели в этом году проводили акции по раннему бронированию — предоставляли скидку 25% от так называемых контрактных цен. Это все входило в пакет в турпутевку, и цены на те или иные отели в момент проведения акции действительно были очень привлекательными, и многие туристы этим воспользовались.

«СП»: — То есть нельзя сказать, что для России цены выше, чем для остального мира?

Станислав ПЕГУШИН: — Нет, конечно. По крайней мере, это касается стран, по которым мы работаем. По странам массового отдыха — Египту, Турции — ходят разные слухи. Некоторые отели, возможно, давали для российского рынка цены даже ниже, чем для остальных.

Вообще, сейчас многие операторы либо выкупают отели, либо работают с ними на определенных условиях, которые включают в себя эксклюзивное право продажи путевок в отели, популярные среди россиян. Операторы в этом случае сами устанавливают ценовую политику на этот отель. Здесь все дело в спросе: если отель не загружается, операторы или отельеры делают спецпредложения, которые в конечном итоге снижают стоимость путевки для конечного потребителя.

Что касается российского отдыха, в этом году цены на курорты Краснодарского края не снизились точно, а, возможно, и повысились по сравнению с прошлым годом. Если брать черноморское побережье Крыма, там цены снизились.

«СП»: — Вот сейчас у меня гостят друзья из Анапы, они рассказывают, что гостиницы в их городе во время летнего сезона поднимают цены до определенного уровня и упорно их держат, даже если большинство номеров при этом будут пустовать, как будто все сговорились. Такое встречается и в других курортных городах России, Евгений Алексеевич?

Евгений ФЕДОРОВ: — Да, вы правы: отсутствует антимонопольное регулирование в достаточной мере. И сейчас Госдума принимает как раз большой и сильный антимонопольный пакет. И в сентябре будет принят второй большой антимонопольный пакет. Практически государство многократно усиливает антимонопольное регулирование, в том числе, связанное со сговором. Будут выявляться механизмы, связанные со сговором. Это поможет решать проблему монопольного установления цены, в том числе, и по гостиничным услугам. Кроме того, когда будут выявлены вот такие факты массового сговора, то будут применяться штрафные санкции. Прямо будут приходить и штрафовать эти гостиницы, которые стоят с пустыми номерами. Я вам честно говорю — на это направлено антимонопольное регулирование. Ну и, конечно, должна быть развитость рынка в целом. Решение этого вопроса требует определенного времени. То есть, те меры поддержки, о которых мы говорим, это и предоставление участков земли для застройки, и инфраструктурные решения, которые государство должно многократно усилить. Это все идет по линии туристических зон. Краснодарский край в их числе и получает на это очень большие средства. И мы планируем через несколько лет удвоить, а, может, и утроить число объектов туристской инфраструктуры частного характера. Что само по себе обусловит возникновение значительной конкуренции. В сочетании с антимонопольным законодательством это даст необходимый эффект. Те гостиницы, которые держат монопольно высокие цены, и стоят с пустыми номерами, будут выплачивать серьезные штрафы, которые, возможно, перекроют всю их будущую прибыль. Тогда они отступят на позиции рынка и начнут снижать цены.

«СП»: — Как вы считаете, Леонид Иванович, российские курорты виноваты, что задирают цены?

Леонид КАЛАШНИКОВ: — Давайте начнем с того, что туриндустрия в нынешней России — это элитарная отрасль, которая обслуживает в основном людей с доходами выше среднего. Нормальный полноценный отдых недоступен для подавляющего большинства населения страны. По данным ВЦИОМ, за последние два-три года в российских санаториях побывало не более 14% россиян. За границу выезжает на отдых и того меньше — в самые «жирные» годы 3−4% наших соотечественников. Остальные 80% с лишним граждан отдыхают на своих дачных участках или просто на диване перед телевизором.Отдых в капиталистическом обществе — дело частное. Только самые богатые компаний (как правило, из «нефтянки») заботятся о здоровье своих сотрудников и продолжают содержать свои приморские санатории. И то едва ли вы там встретите рядового буровика, скорее — менеджера с семьей. Большинство же ведомственных санаториев давно «сброшено с баланса» и перешло в частные руки.

А вот в советское время отдых трудящихся был государственным делом, без преувеличения — одним из приоритетов. Причем санаторно-курортная база начала развиваться еще в гражданскую войну: Ленин в 1918 году подписал указ о передаче царских, княжеских дач и прочих дворянских гнезд в наркомат здравоохранения. Они превратились в первые санатории для рабочих и крестьян, а уже в 1920-е годы развернулось масштабное строительство специализированных лечебно-профилактических учреждений. Постоянно совершенствовалась научная база оздоровительного отдыха — активно работали НИИ курортологии. Словом, делалось все для того, чтобы труженик мог нормально отдохнуть и подлечиться.

Огромная санаторно-курортная база в 1980-е годы обслуживала в год более 30 млн. человек. И вот она досталась практически «на халяву» новым частным собственникам. Как они распорядились этим богатством? Так же, как и всем остальным: просто «донашивают» советское наследство, практически ничего не вкладывая. Ни одного нового крупного санатория за годы капитализма не построено, зато закрыты и перепрофилированы — сотни. К примеру, в Кавминводах за пятилетку 1985−1990 открылось 37 курортных объектов, а за следующие семь лет — 14 закрылось. Да и в самом деле — зачем строить новое, когда и существующие мощности незагружены — нет у людей денег не только на путевки, но на билеты в курортные зоны. Система соцстраха сегодня мало кому способна помочь: из 40 миллионов пенсионеров только 1% федеральных льготников имеет возможность отдохнуть в санаториях. В результате сегодня 2/3 курортной базы простаивает: российские санатории принимают в самом лучшем случае 10 миллионов человек в год.Что же мы видим в кризис? Российские курорты, в отличие от иностранных, поднимают цены. Но поднимают на размер инфляции, которая у нас больше всех в Европе и на одном из первых мест в мире. Что им остается, если всю прибыль у них сожрет растущая коммуналка?

«СП»: — А теперь узнаем, что происходит с ценами в пансионатах, у наших гостей с севера и юга России. Прошу, господа.

Аркадий СВИРИДЕНКО: — Цены в нашей гостинице остались на уровне прошлого года. Мы были вынуждены пойти на это, чтобы заинтересовать отдыхающих, хотя коммунальные услуги — одна из важнейших составляющих цены за проживание — выросли в среднем на четверть. То есть получается, что в данном случае кризис сыграл положительную роль для клиентов нашей гостиницы, а вот мы рискуем недополучить свою прибыль, так как за коммуналку придется заплатить больше, чем в прошлом году. Основную часть прибыли прошлых лет мы вкладывали в развитие гостиницы: строительство нового корпуса, благоустройство территории и т. п. Прибыль — на убыль, на убыль и развитие — это другая сторона влияния финансового кризиса на индустрию отдыха.

Виктор НАЧКЕПИЯ: — По сравнению с прошлым летом, когда о кризисе ещё ничего не было известно, цены у нас поднялись совсем немного. Одноместный номер стоит, например, сейчас 4 000 рублей в сутки. Двухместный — 5300. Койко-место в двухместном номере (а у нас только одно — и двухместные номера со всеми удобствами, телевизором, холодильником, телефоном) обходится пациенту в 2300 рублей. В стоимость путевки входит, помимо проживания, также трехразовое питание и лечение. Для сравнения: год назад всё тоже было дешевле не более чем на 500 — 700 рублей. Мы предпочитаем не «играть» с ценами, чтобы не пугать потенциальных пациентов. Среди которых, замечу, немало постоянных клиентов. Даже зарплату своим сотрудникам не повышаем! Она у нас примерно как в среднем по городу — от 6000 рублей у санитарок до 20 000 у врачей. Плюс, естественно, премии и добавки за стаж, квалификацию в соответствии с законом. О причинах вынужденного повышения стоимости путевок я уже сказал выше: обязывают монополисты в области энерго-водо-теплоснабжения, а также рост цен на лекарства и медикаменты.

Заплати штрафы — и отдыхай спокойно

«СП»: — Перейдем к практической части нашего стола. Что можно посоветовать человеку, который решил все же съездить в отпуск на курорт, и еще не купил турпутевку. Начнем с вас, Евгений Алексеевич. Иногда отпуск россиянина, связанный с выездом за границу, срывается из-за того что не выпускают за пределы страны по причине неуплаты штрафа в 100 рублей. И турист становится «невыездным» только по той причине, что он, иногда, не то чтобы забыл, а даже не знал, что должен оплатить какой-то штраф. Где, собираясь за границу, россиянин может выяснить, какие долги за ним числятся? Власть может сделать так, чтобы граждан хотя бы в обязательном порядке информировали, что какая-то организация решила их оштрафовать?

Евгений ФЕДОРОВ: — Вообще-то, это проблема правоприменительной практики. Дело в том, что гражданин не может быть оштрафован даже на 100 рублей без судебного решения. А судебное решение не может быть вынесено без участия гражданина, либо без предоставления суду достоверной информации, что он не хочет участвовать в судебном рассмотрении его дела. Это не может быть заочно. Гражданин должен получить соответствующие повестки, расписаться на них. Если он на них не расписался, то это уже плохая работа судебной системы Российской Федерации. И плохая работа службы взыскания всех этих издержек. Поэтому здесь мы можем решить проблему только совершенствованием судебной системы с одной стороны, а с другой — вообще-то и граждане здесь могут действовать поактивнее. Если вы получили убыток в результате невыезда за границу из-за того, что вам внезапно предъявили претензии по неуплате штрафа, то вам надо просто судиться с государством и через суд получать обратно потерянную стоимость путевки, возмещение морального вреда и т. п. И мы готовы поддерживать вас в этом.

«СП»: — А вы, господа управляющие отелями, что посоветуете?

Аркадий СВИРИДЕНКО: — Думаю, что турагентствам сейчас тоже белый свет в копеечку. Кризис заставил клиента считать все расходы до мелочей. Многие, чтобы не платить турагентствам посреднические накрутки, предпочитают сами выходить в Интернет, находить контакты и напрямую связываться с представителями приморских гостиниц, пансионатов и договариваться и о времени пребывания, и об условиях, и о цене. Советую тем, кто планирует свой отдых, не бояться этого, как правило, заведомо ложную информацию вам не дадут, потому что любой владелец частной гостиницы заинтересован в том, чтобы клиент вернулся домой довольным, а не обманутым.

Виктор НАЧКЕПИЯ: — Главный мой совет, как медика: если есть какие-то проблемы со здоровьем, то не надо уезжать далеко от дома. Лучшее место отдыха в таком случае как раз санаторий. К нашим «Дюнам» добираться от Петербурга — не более часа. Рядом Финский залив, сосны. Мы принимаем пациентов с сердечно-сосудистыми, неврологическими заболеваниями, с проблемами опорно-двигательного аппарата.

«СП»: — Звучит как реклама. Ваша очередь, Станислав. Вы работаете с агентствами, посоветуйте, как выбрать лучшее?

Станислав ПЕГУШИН: — При выборе агентств, наверное, лучше руководствоваться опытом предыдущих поездок через это агентство ваших знакомых. Есть разные нюансы. Можно смотреть агентства из числа известных сетей. Это «Тез Тур», «Инна-тур», «Натали-турс», «Магазин горящих путевок», «Глобал Трэвел». Такие агентства видны, на слуху, и лучше обращаться в них. Либо можно придти в любое агентство, но опять же запросить путевку этих брендовых туроператоров.

«СП»: — Вижу, что-то хотите сказать в заключение, Леонид Иванович?

Леонид КАЛАШНИКОВ: — С тех пор, как отдых и здоровье человека стали его частным делом, в стране начала неуклонно расти заболеваемость. Есть, конечно, и другие важные факторы — ухудшение питания, постоянный социальный стресс, дороговизна медицинских услуг и лекарств. Но недоступность качественного отдыха и санаторного лечения для большинства населения — тоже существенный фактор, влияющий на ухудшение здоровья нации. Очевидно, что этой власти здоровый народ не нужен.

«СП»: — Подведем итоги: большинство наших соотечественников намерены хорошо отдохнуть, невзирая на кризис. Увы, существенно сэкономить на турпутевках не получится. Но нет худа без добра. Кризис — отличное время пересмотреть привычные стандарты проведения отпуска и осмотреться. Может быть, альтернативный вариант отыщется поблизости и принесет массу удовольствия.

Фото [*],[*]

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня