Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
29 июня 2009 12:15

Диакон Кураев: У католиков и православных разный подход к мощам

Ватикан доказал, что апостол Павел — это и в самом деле Павел

2754

Воскресным вечером, 27 июня, Папа Римский Бенедикт XVI выступил со специальным заявлением, в котором обнародовал результаты научных исследований саркофага, многие века захороненном под алтарем собора Святого Павла в Риме.

По словам папы, в саркофаге были обнаружены фрагменты человеческих костей, относящихся к I-II веку нашей эры.

— Это, похоже, подтверждает единодушную и бесспорную традицию, согласно которой речь идет об останках апостола Павла, — заявил Бенедикт на церемонии по случаю завершения торжеств, связанных с 2000-летием святого Павла.

— Мы собрались здесь на могиле апостола, саркофаг которого сохраняется под папским алтарем и недавно стал объектом внимательного научного исследования, — сказал Папа, обращаясь к собравшимся на церемонию завершения года святого Павла. — В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано небольшое отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было также обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений. Были найдены также мельчайшие фрагменты костей, которые были подвергнуты радиоуглеродному исследованию экспертами, не знавшими об их происхождении. Согласно результатам, мощи принадлежат человеку, жившему между I и II веком, — сказал Бенедикт XVI.


Из досье «СП»:

Павел (5 (?) — 64, Рим) — один из апостолов в христианстве. До обращения в христианскую веру носил имя Савл и был гонителем христиан. Обратился в новую веру уже после смерти Иисуса, поэтому не является «апостолом от двенадцати», хотя при перечислениях его указывают наряду с ними и перед «апостолами от семидесяти». Впоследствии стал одним из главных идеологов христианства и автором нескольких книг Нового Завета. Апостол Павел за распространение Христовой веры перенес много страданий и был обезглавлен в Риме при Нероне в 64 году (по другой версии — в 67−68 гг.). Православные христиане отмечают память Петра и Павла в один день — 29 июня, как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами. Захоронение, о котором идет речь в заявлении Папы Римского, датирует примерно 390 годом от РХ. По преданию, Павел был казнен и был похоронен за городскими стенами, на дороге, ведущей к морскому порту Остия. Позднее, в IV веке, на этом месте, на берегу Тибра был построен храм во имя святого апостола Павла, а позднее — собор. В 1823 году пожар его уничтожил, крипту засыпали землей и возвели на ее месте алтарь.


Прокомментировать сообщение Папы Римского корреспондент «Свободной прессы» попросил диакона РПЦ Андрея Кураева.

«СП»: — Скажите, нет ли в словах Бенедикта противоречий: ведь апостол Павел был казнен в первом веке, а углеродный анализ показал, что останки в саркофаге принадлежат человеку, жившему между первым и вторым веками?

— Нужно помнить, что радиоуглеродный анализ часто дает ошибки.

«СП»: — Павел был казнен, а потом захоронен за пределами города, как преступник, а здесь говорится о довольно богатом саркофаге?

— Отношение к гробницам великомучеников у католиков и у православных разное. У нас мощи святых хранятся в закрытом виде, и вера выражается в частности в поцелуях и т. д. Католики же мощи святых сегодня практически не почитают. Но с древнейших времен у христианской церкви практиковались перезахоронения святых мощей с одновременным украшательством. Эта традиция. Ясно, что когда апостола Павла хоронили, не было возможности положить его в пышный саркофаг и построить над его останками храм его и похоронили за городскими стенами…

Папа сказал, что этот саркофаг никогда не вскрывался, поэтому можно было бы спросить: какому времени принадлежит сам саркофаг? Например, мы приезжаем в Троице-Сергиеву лавру и видим — вот мощи Сергия Радонежского, рядом саркофаг Ивана Грозного и саркофаги ХIХ века. Одно дело — возраст саркофага, другое — мощей. Храм святого Павла, понятно, построен уже в христианскую эпоху и скорее всего на месте первоначального погребения апостола. Вполне вероятно, что мощи гораздо позднее были перенесены из одного гроба в другой, отсюда и следы почитания — ладан, дорогие ткани, золото. То есть, это — след древнего культа апостола Павла.

Например, в Израиле, если на одном и том же месте найдены следы разных храмов, то понятно, это место почитаемо с древнейших времен, и вполне возможна его связь с каким-нибудь евангелическим событием.

«СП»: — О чем говорят льняная ткань и красный ладан, найденные в саркофаге?

— Очевидно, что эта органика гораздо более поздняя, нежели сами мощи и явно указывают на отправление культа более позднего периода. Кстати, они и могли стать причиной сдвига результатов углеродного анализа на несколько десятилетий позднее, поскольку поздняя органика могла перемешаться с древними мощами. Вообще, я думаю, было бы странно, если б этот анализ указал именно на последнюю треть первого столетия, когда Павла казнили.

«СП»: — Скажите, научное подтверждение того, что мощи принадлежат именно Павлу — это события для христианского мира?

— Да, это можно считать серьезным событием. Но вообще, данное место издавна и традиционно является местом паломничества христиан. Храм и возник здесь, поскольку христиане верили, что именно в этом месте поятся останки апостола Павла.

«СП»: — Другими словами, с помощью науки римская католическая церковь попыталась убедить паству, что они поклоняются «правильным» мощам?

— Не думаю, что у паствы в этом смысле были какие-то сомнения. Понимаете, можно говорить об ошибках идентификации, когда речь идет о мощах тех или иных святых, привезенных крестоносцами. Что касается Павла и Петра, скончавшихся в Риме, где существовала тогда уже довольно мощная христианская община, то имеются все основания предположить, что историческая память сохранилась. И прежде всего о том, где именно были похоронены эти люди. Если, скажем, где-нибудь в Бельгии обнаруживаются мощи Василия Великого, который жил на территории нынешней Сирии, тут имеется смысл поисследовать находку разными способами и поискать доказательства того, что это и есть Василий Великий. Ведь крестоносцы какие-то святыни сами забирали с Востока, а какие-то им продавали греки или евреи — в порядке бизнеса. Тут нередки фальсификации. А иногда делалось это с целью сохранить в неприкосновенности подлинные святыни.

«СП»: — Главное их доказательство — это явление свету неких божественных чудес. Почему, на ваш взгляд, Папа инициировал подобные научные исследования, а не стал опираться на традиции?

— Мне неизвестны мотивы действия Папы Римского, но научные исследования и доказательство церковь никогда не отрицала. К примеру, у нас в стране принято недавно решение Синода РПЦ о том, что при обретении святых мощей, научная экспертиза просто необходима. Иначе возможны роковые и печальные ошибки.


Этот же вопрос о научной целесообразности доказательств евангелических эпизодов корреспондент «Свободной прессы» задал и Роману Силантьеву, гендиректору правозащитного Центра Всемирного русского народного собора. Вот что он ответил:

— Вообще-то церковь всегда опиралась на научные исследования. Например, очень часто доказать — был ли тот или иной человек святым — можно только научным методом.

«СП»: — Как это происходит?

— Работает специальная комиссия, члены которой выясняют и сверяют все обстоятельства жизни, все свидетельства современников… Вообще это довольно жесткая научная практика, осуществляемая в интересах самой же церкви.

«СП»: — Паства больше верит научным доказательствам или все же духовным?

— Я думаю, что наука не противоречит религии в принципе.

Фото [*]

Последние новости
Цитаты
Константин Затулин

Депутат Госдумы, руководитель Института стран СНГ

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня