Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
26 декабря 2014 12:08

Цой работал кочегаром

Олег Кашин о новом поколении дворников и сторожей

13216

«Поколение дворников и сторожей» — уже выросло поколение, для которого эта строчка Гребенщикова нуждается в пояснении. Что за дворники, что за сторожа? Надо объяснять: так, мол, и так, дорогие дети, лет сорок или тридцать назад в нашей стране были такие странные законы, что человек обязательно должен где-нибудь работать, и того, кто не работает, могли отдать под суд, как поэта Бродского. И музыкантам, художникам, писателям, которым не было места в официальной культуре, приходилось устраиваться на какую угодно работу. Художники с «бульдозерных выставок» становились иллюстраторами в детских журналах, неиздаваемые писатели сочиняли сценарии для мультфильмов, а самые бескомпромиссные устраивались буквально дворниками и буквально сторожами. Цой работал в кочегарке, представляете? Вот такое было время, и об этом времени и написана песня «Поколение дворников и сторожей».

А еще, дети, эта песня делается актуальной и теперь, потому что сейчас хоть и не восемьдесят третий год, но ведь и не девяносто четвертый, и свободы гораздо меньше, чем надо. Тридцать лет назад в нашей стране существовали художники и музыканты, которые были лишены возможности работать художниками и музыкантами, и они устраивались дворниками и сторожами. Теперь у нас много журналистов, которые лишены возможности работать журналистами, и они тоже устраиваются дворниками и сторожами.

Ну или почти дворниками и сторожами; вот, скажем, должность вице-президента близкого к Кремлю пиар-агентства «Михайлов и партнеры» — она не вполне дворницкая, и даже совсем не дворницкая, и деньги огромные, и даже, я думаю, при желании машину с мигалкой можно организовать. На эту должность теперь взяли Марианну Максимовскую; она много лет вела передачу «Неделя» на Рен-ТВ, эта была очень уважаемая передача, она очень отличалась от остального российского телевидения, в ней критиковали власть и не поддакивали пропаганде, либеральная интеллигенция очень любила эту передачу, но в этом году ее закрыли. У Марианны Максимовской больше нет возможности работать журналистом в России — точно так же, как Цою или БГ нельзя было работать музыкантом в Советском Союзе. Максимовская ушла на должность «с мигалкой», и несмотря на всю понятную разницу, выбор, который она сделала — он ведь примерно такой же, как у Цоя или у БГ тридцать лет назад.

И в этом «примерно» — вся разница между советским тоталитаризмом и нашей нынешней игрой в тоталитаризм. Нонконформисты восьмидесятых шли в дворники, потому что иначе их отдали бы под суд и выслали бы или даже посадили. Нонконформисты десятых идут в чиновники, потому что иначе им будет трудно жить без привычной шестизначной зарплаты и прочего. И вывод, который из этого, видимо, стоит сделать — он явно не в пользу наших нонконформистов.

Борис Гребенщиков мне однажды рассказывал, как именно в тот период, когда шла речь о том, что ему обязательно надо где-то работать, после тбилисского фестиваля весь «Аквариум» пригласили на службу в оркестр Леонида Утесова (БГ еще смешно оговорился и сказал, что это был оркестр Марка Бернеса; я сказал — погодите, но Бернес ведь умер, когда вы были ребенком, он растерялся — «Да? Надо же. Тогда Утесов, конечно»; только такие оговорки и выдают по-настоящему несоветского человека), и там было два условия — надо было играть музыку советских композиторов и одеваться в одинаковые концертные костюмчики, и оба эти условия показались музыкантам неприемлемыми, и они к Утесову не пошли, и БГ как раз тогда устроился сторожем. Представить такую историю сейчас — ну, трудно, по крайней мере. Если ты не пойдешь к Утесову, то тебя даже не посадят, но случится нечто более страшное — тебе не на что будет купить шестой айфон. И новые дворники со сторожами, вздыхая, идут в очередное «Утесов и партнеры», и все их понимают.

И если бы я сам работал сейчас дворником, у меня, может быть, было бы моральное право что-нибудь возмущенное по этому поводу сказать, но дворником не работаю и я, и поэтому могу позволить себе только вздохнуть по поводу того, что Россия в ее нынешнем виде — это, может быть, и не навсегда, но очень надолго, и именно потому, что она держится на Марианне Максимовской. И такая опора, конечно, более устойчива, чем любые дубинки ОМОНа или что там у нас еще принято называть опорой режима в самом плохом смысле. Я действительно не хочу никого ни в чем упрекать, но пока эта опора существует, все остальное будет понарошку — и пресловутая Манежка, и нелюбовь к «смотрящим в стол», и вечнозеленое «стыдно за Россию», и еще более вечнозеленое «пора валить». Это все понарошку, а наше настоящее, то есть та самая неприятная реальность, о которой действительно тяжело разговаривать и даже просто думать — это как раз «Михайлов и партнеры» с мигалкой, и корпоратив ВТБ с Макаревичем, и даже «Книги в парках», из которых сейчас Следственный комитет делает какую-то шпионскую драму, но они не перестают от этого быть таким же государственным мероприятием, как любой концерт с Лепсом в Кремле. Галич не пел на кремлевских утренниках. Даниэль и Синявский читали книги не в парках, а на лесоповале. Цой работал кочегаром.

Кочегаром, а не инструктором райкома комсомола. Это важно.

Фото: Юрий Мартьянов/ Коммерсантъ

Последние новости
Цитаты
Александр Калинин (ФЗП)

Генеральный директор Национального фонда защиты потребителей

Константин Блохин

Эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН

Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня