Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
17 ноября 2008 10:33

Способен ли «Неустрашимый» одолеть пиратов?

За 9 месяцев нынешнего года пираты совершили в Аденском заливе нападения на 63 судна, из которых 12 удерживают до сих пор, взяв в заложники 259 моряков из разных стран

2829

16 ноября российский сторожевой корабль «Неустрашимый» предотвратил попытку пиратов захватить в Аденском заливе судно «Рабих» под флагом Саудовской Аравии. Помощник главкома ВМФ России капитан первого ранга Игорь Дыгало рассказал нашему корреспонденту:

— «Судно «Рабих», находившееся от «Неустрашимого» на расстоянии 30 миль, подверглось атаке несколькими быстроходными катерами пиратов. Когда наш СКР получил информацию об этом, он выполнял задачу по обеспечению безопасности группы судов, в том числе российского. Командир принял решение высадить на наше судно боевую антитеррористическую группу для защиты в случае необходимости, а капитану «Рабиха» приказал дать полный ход и отрываться от пиратов до подхода «Неустрашимого». С палубы СКР поднялся вертолет К-27. Пиратские катера ушли в сторону берега. Накануне «Неустрашимый» участвовал в своей первой операции против сомалийских пиратов, которые попытались обстрелять датское судно «Пауэрфулл» и совершили несколько попыток захвата. Совместными усилиями российского и британского военных кораблей действия пиратов были пресечены. С борта СКР «Неустрашимый» поднимался вертолeт Ка-27, с борта фрегата УРО «Кемберленд» — вертолeт «Линкс». Британцы направили на перехват группу спецназа. Преступники пытались отстреливаться. Однако когда трое пиратов были уничтожены ответным огнем, остальные предпочли сдаться.

Напомним, переходное правительство Сомали выдало разрешение российскому сторожевому кораблю Балтийского флота «Неустршимый» на ведение действий по борьбе с пиратами у сомалийского побережья. С конца октября он патрулирует акваторию совместно с боевыми кораблями ВМС США, Франции, Индии.

По данным Международного морского бюро, за 9 месяцев нынешнего года пираты совершили в Аденском заливе нападения на 63 судна, из которых 12 удерживают до сих пор, взяв в заложники 259 моряков из разных стран.

Страны ЕС и НАТО утвердили план по обеспечению безопасности судов, находящихся у берегов Сомали. Свою первую в новейшей истории военную операцию против пиратов они назвали «Атланта». В её рамках к берегам Сомали направили 10 боевых кораблей. Их штаб размещен на базе ВМФ Франции в Джибути. Кроме обычного вооружения, корабли несут на себе самолёты, вертолёты и беспилотные летательные аппараты. Это, вероятно, поможет организовать беспрерывную разведку залива с воздуха. Военным морякам предоставлены все полномочия, необходимые для того, чтобы разделаться с корсарами.

Многие военные эксперты скептически относятся к возможностям группировки одолеть «москитный флот» пиратов, прячущийся в мелких заливах и дельтах речушек побережья. Это все равно, что с кувалдой гоняться за мухами. Хорошей иллюстрацией к этому является случай, произошедший 13 ноября. В 300 милях от побережья Сомали пираты атаковали теплоход «Капитан Маслов», принадлежащий Дальневосточному морскому пароходству. Капитан сообщил об этом на «Неустрашимый». Но тот находился от судна в 1000 миль (это в лучшем случае 30 часов ходу).

Глава пресс-службы Дальневосточного морского пароходства Лина Шарова так прокомментировала ситуацию:

— На тот момент, когда пираты были на расстоянии 3,5 мили от судна, 57-летний капитан Виктор Фоминов приказал увеличить скорость, но катер упорно продолжал погоню. Опытный капитан российского судна стал маневрировать, мешая катеру приблизиться. В 12:55 на борту российского теплохода была объявлена тревога, экипаж укрылся в надстройке, радист подал сигналы бедствия. Скорость увеличили до 17,5 узлов. В 13:00 пираты открыли огонь из автоматического оружия и гранатометов РПГ по мостику теплохода. Одна граната пробила лобовую переборку в районе каюты 3-го помощника капитана Алексея Евдокимова. Внутри все загорелось. В 13:15 катеру с четырьмя пиратами все же удалось подойти к левому борту. В 13:30 после нескольких неудачных попыток подняться на контейнеровоз пиратский катер отвалил от борта «Капитана Маслова». В 14:15 пожар в каюте 3-го помощника был ликвидирован. Никто из экипажа не пострадал.

Интересно, что атака произошла не в Аденском заливе, а в Индийском океане, на большом удалении от берега. Стоит также отметить: в отличие от грузов, которые перевозят танкеры, содержимое контейнеров легко продать. Это явственно указывает на то, что пираты из каких-то источников заранее знали, что перевозит «Капитан Маслов» и по какому маршруту он идет. По опубликованным в западной прессе данным, в этом году сомалийские пираты получили в качестве выкупа около 80 миллионов долларов США. Так что у них теперь есть средства, чтобы нанимать «черных информаторов».

Район, где наиболее активно хозяйничают пираты

По некоторым параметрам, мир отброшен в Средние века. Как и тогда, Европа формирует флотилии для борьбы с корсарами. Только вот опыта сегодня маловато.

«В заливе уже находятся около десятка кораблей НАТО, Индии и российский сторожевик „Неустрашимый“. А пираты продолжают совершать набеги, — констатирует эксперт по морским делам Михаил Войтенко. — Прямо в день, когда ЕС решил начать „Атланту“, были предприняты попытки нападения на два судна. И лишь мужество индийских корабельных спецназовцев не позволило пиратам получить добычу. Непонятно, как боевые корабли, пусть их количество и удвоится, смогут бороться с „москитным“ флотом разбойников — все моторки в заливе утопить невозможно».

По мнению военно-морского эксперта Владимира Щербакова, чтобы действительно снизить активность пиратов в этом районе, необходимо держать у берегов Сомали на постоянной основе группировку минимум в 15 кораблей, которые, «встав на точки», своими радиолокаторами накроют всю зону и будут отслеживать пиратские суда, а затем настигать их.

Но военный эксперт Владислав Шурыгин уверен, что пиратов невозможно одолеть только ударом с океана. «Вопрос решается, — считает он, — лишь с помощью операции под мандатом ООН, которая охватывала бы всё побережье Сомали, а не только прибрежные воды».

Возможны и другие пути решения проблемы. 20 лет назад одному из авторов этих строк во время службы в Советском ВМФ довелось участвовать в проводке конвоев в районе близком к Аденскому заливу. Тогда в Персидском заливе шла ирано-иракская война. И судоходство едва ли не было парализовано такими же маленькими быстроходными катерами аборигенов, которые нападали на безоружные гражданские суда. Уже в ту пору руководство ВМФ ставило вопрос о вооружении части команды гражданского судна, отбывающего в опасный район, автоматическим оружием и о проведении в экипажах боевой подготовки. Но до сих пор эта проблема не решена. В те годы у нас в Индийском океане постоянно несла службу сборная эскадра кораблей и подводных лодок, приписанных к разным флотам. И мы проблему туземного «москитного» флота решили просто. На «точке» в Аравийском море перед входом в залив собирали конвой из советских гражданских судов, а потом под охраной ракетно-артиллерийского корабля и минного тральщика (тогда акватория была напичкана еще и морскими минами) осуществляли его проводку к месту назначения. К нам, кстати, пристраивались и суда других государств, в том числе натовских, хотя «контролировали обстановку» здесь американский и английский авианосцы. Пару раз мы накрыли корсаров из системы залпового огня — больше они к судам с красным флагом на пушечный выстрел не подходили.

В те годы и американцы не церемонились с местными «Черными Роджерами» — мочили только так. И в прямом, и в переносном смысле. Но тогда все это происходило ближе к берегам Ирана и Ирака, где нефть и другие «интересы» дедушки Сэма. Сегодня у американцев и англичан активности в борьбе с пиратами заметно поубавилось: какие могут быть «интересы» в нищенском Сомали? А у России нынче нет «Индийской эскадры». Правда, «Неукротимый» и в одиночку мог бы собирать и проводить конвои с российскими судами. Но, похоже, ему поставили более широкую задачу — блюсти интересы, в первую очередь, западных партнеров. Однако на акватории в тысячи миль везде не поспеть.

Справка

СКР «Неустрашимый» построен на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде и вошел в боевой состав Балтийского флота в 1993 году. Длина корабля — 129,8 метра, ширина — 15,6 метра, стандартное водоизмещение — 3590/4350 тонн, полная скорость — 30 узлов (55,5 километра в час), экипаж — 210 человек, в том числе 35 офицеров.

На вооружении сторожевика — противокорабельные ракеты Х-35 «Уран» с дальностью стрельбы до 130 километров, зенитные установки «Кинжал» и «Кортик», универсальная 100-миллиметровая артиллерийская установка, шесть 533-миллиметровых торпедных аппаратов и реактивные бомбометы. На борту корабля базируется палубный вертолет Ка-27, способный нести противолодочные торпеды, ракеты и бомбы.

На схеме — район Аравийского моря, наиболее опасный с точки зрения пиратства.

Владивосток — Москва

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня