Латвийская Полиция безопасности созвала заседание Консультативного совета экспертов Антитеррористического центра и пришла к выводу, что «нельзя исключить вероятность новых атак террористов в Европе». Эксперты призвали развивать национальную антитеророристическую систему. Но это слова. А на самом деле спецслужбы Латвии положили глаз на жителей страны, которые поддерживают борьбу Новороссии не только личным участием, но даже хотя бы морально.
Полиция безопасности выясняет, кто из жителей Латвии отправился на Донбасс воевать на стороне ополченцев. В прошлом году министр внутренних дел Латвии Рихардс Козловскис заявил о том, что воюющих на стороне ополченцев жителей республики следует приравнять к террористам. Он представляет правящую партию «Единство», а стало быть, выражает ее идеологию. И судя по всему, стоит ждать ужесточения.
Еще будучи лидером фракции Национального объединения, бывшая журналистка Инара Мурниеце, пугавшая народ Россией и русским языком в Латвии и потому ставшая председателем парламентской комиссии по правам человека и общественным делам, обвиняла Полицию безопасности в мягкотелости. А вот теперь, после октябрьских парламентских выборов, она стала председателем Сейма и сразу обозначила свое крайне негативное отношение к нашей стране. А у Полиции безопасности, словно по указу, открылось второе дыхание. Инакомыслящие попали под пресс, а новый начальник этой спецслужбы Нормунд Межвиетс даже обвинил Латвийскую православную церковь в деятельности против государства.
Полиция безопасности призвала жителей Латвии «не подчиняться» пропаганде идей Новороссии и «Русского мира». Ее пресс-служба требует не участвовать в событиях ни на Востоке Украины, ни в других регионах, где происходят вооруженные конфликты. Людей, идеологически поддерживающих Новороссию, Полиции безопасности обвинила в радикализации взглядов населения Латвии.
Этот призыв спецслужба связала с возможной гибелью жителя Риги, который воевал на стороне Луганской народной республики. Оказывается, Полиция безопасности отслеживала его передвижения.
Справедливости ради следует отметить, что местные разведчики обнаружили одного жителя Латвии и в «Исламском государстве». В конце декабря выяснили: он уже несколько месяцев воюет в Сирии. Однако к потенциальным исламским террористам нет столь пристального внимания, как к добровольцам Новороссии и их идеологическим соратникам. Имен, паролей, явок потенциальных исламистов не называют. Ограничились лишь сообщением, что в Латвии есть сочувствующие «Исламскому государству», а также профилактической беседой в Полиции безопасности с председателем Латвийского центра исламской культуры Олегом Петровым. Да и то, не совсем по делу. Силовиков встревожила мысль Петрова о том, что сотрудники журнала «Charlie Hebdo» заслужили наказание за свои карикатуры, правда, не в столь жестоком виде, как убийство. «Можно было как-то навредить, не знаю, пальцы сломать. Возможно, этого было бы достаточно», — сказал он местным телевизионщикам.
А вот люди, симпатизирующие Новороссии, на особом контроле, их имена публикуют. Проводят обыски. Так, как будто они связаны с миром терроризма и представляют опасность государству.
Полиция безопасности провела обыски в обществе «Балтия», подозревая его в призывах к терроризму. Переворошили и жилище учредителя Станислава Букайна. За что? Общество собирало гуманитарную помощь Донбассу. «Мы помогаем тем, кто попал в беду, — разъясняла член правления „Балтии“ Валентина Муратова. — Они бегут от войны, кто что с собой взял — кто паспорт, кто вообще ничего. Боевики нас не интересуют». Но разъяснение не помогло. Рихардс Козловскис сразу прищурился: «Правоохранительные органы еще должны установить, что это за пострадавшие, которым это общество намерено помогать…». Но не трогал «Балтию», пока та не использовала символику ДНР и Новороссии. Тут-то и всполошились. Да и кто-то из озабоченных националистов написал поклеп. Тогда и взялись за общество.
Прессуют лидера латвийской партии «За родной язык!» («ЗаРЯ») Владимира Линдермана — за якобы вербовку добровольцев на Донбасс. Сопереживание ополчению Новороссии не прощают.
Фактически идет охота на сына русской жительницы латвийского города Резекне и гражданина Уганды Айо Бенеса. Он не скрывает своих симпатий Новороссии. Помогал ее жителям в их борьбе. Его выдворяли с Украины, арестовывали в Латвии, взяли здесь под полицейский надзор. Но он снова уехал к друзьям. В Риге против него завели уголовное дело, ждут. Представляют его обществу как законченного «дикого» террориста. Между тем, он магистр биологии, закончил Латвийский университет. Проникся идеями социального протеста. Считает Россию гарантом безопасности многих стран. То есть это осознанный выбор образованного человека. А этого элита Латвии простить тоже не может.
О качестве работы Полиции безопасности говорит уголовный процесс, в связи с появившимся в интернете призывом собирать подписи за присоединение Латвии к России. Дело-то в том, что этот провокационный призыв появился на ресурсе secure.avaaz.org, который некоторые СМИ почему-то называют российским. А вот литовской Департамент госбезопасности после появления на этом портале призыва о присоединении Клайпедского края к России выяснил, что он зарегистрирован в Нью-Йорке. Да ведь никак нельзя решать никоим образом такие вопросы в интернете — разве что провоцировать и разжигать рознь. Литовские правые сразу же и заявили, что это провокация, но имели в виду — со стороны России. Пришлось им огорчиться.
На том же ресурсе появлялся и идеологический противоположный призыв — за присоединение Калининградской области к Литве. И выглядело все круто — Обращение было направлено президенту Литвы и Генеральному секретарю ООН. И говорилось в нем про «совдеповский режим». Ну ясно же, что все такие призывы-антиподы на одном и том же портале — провокации. Но такие удобные для латвийских спецслужб…
Фото: Владимир Старков/ТАСС