В вооруженных силах США начались испытания довольно экзотических для XXI века боевых летательных аппаратов — аэростатов, предназначенных для обнаружения, сопровождения и перехвата крылатых ракет. Это будут самые большие летательные аппараты, которые когда-либо использовались американскими военными в боевых операциях.
Стоимость проекта 1,4 млрд. долларов. Комплекс включает в себя два 74-метровых аэростата, радиолокационное оборудование, мобильные стоянки и коммуникационные средства. В декабре 2009 года на них планируется установить всю необходимую электронную начинку и запустить в воздух.
Аэростаты будут использоваться на высоте около трех километров для обнаружения и сопровождения крылатых ракет в радиусе до 200 километров. Система будет находиться в воздухе до 30 суток с последующим восьмичасовым техническим обслуживанием на земле.
Как известно, сейчас для обнаружения и сопровождения крылатых ракет в США используются самолеты с радиолокационным оборудованием, а также наземные системы. Последние не могут засекать пуски ракет за линией горизонта и не видят цели за преградами в виде гор. Кроме того выполнение задач по обнаружению и сопровождению крылатых ракет с использованием самолетов требует больших финансовых затрат и усилий. Аэростаты теперь отчасти снимут эти проблемы. К тому же они в период кризиса снизят потребность в дорогостоящих самолетах.
Интересно, что Россия, отставая от США в разработках подавляющего большинства современных вооружений, в производстве боевых аэростатов идет впереди. Министерство обороны РФ разработало концепцию развития воздухоплавательных комплексов до 2015 года. Новейшие аэростаты должны поступить в 2009 году на вооружение Воздухоплавательного центра ВВС, который дислоцируется в г. Вольске Саратовской области. Именно здесь проходят подготовку офицеры по специальности «пилот аэростата», а также проводятся исследования воздушного пространства с помощью этих летательных аппаратов. Они запускаются специалистами центра на высоты в 16−35 тысяч метров.
Впервые боевой аэростат был применен в России 1 августа 1870 года: над Петербургом был поднят в воздух отечественный аппарат воздушного наблюдения в боевом снаряжении и с экипажем на борту. Наибольшую эффективность этот вид вооружения показал в годы Великой Отечественной войны. К началу войны армия располагала 6 полками и 10 дивизионами аэростатов заграждения. Всего за период боевых действий 3 тысячи аэростатов поднимались в воздух почти 20 тысяч раз. При этом было разведано 4.617 артбатарей, 155 танковых колонн, 506 скоплений пехоты. В результате корректировок удалось уничтожить и подавить 1.716 артбатарей, рассеять и частично уничтожить более 100 скоплений пехоты и танков. Наши потери составили 110 наших аэростатов наблюдения.
На сегодняшний день в Российской армии имеется две отдельные воздухоплавательные эскадрильи. Продолжается разработка и принятие на вооружение воздухоплавательных аппаратов четвертого поколения. Кроме ВВС, аэростаты используются в интересах ВМФ, Пограничной службы ФСБ России и Ракетных войск стратегического назначения. На них размещаются устройства для постановки радиолокационных помех, станции разведки и обнаружения воздушных целей.
По словам гендиректора Долгопрудненского КБ автоматики Виктора Голубятникова, аэростаты — идеальное средство для размещения разведывательного оборудования. В перспективе на них могут быть установлены и ударные комплексы. «В отличие от самолета, — рассказывает Голубятников, — это сплошная резина. Ее не видно радиолокаторам. А если обнаружить визуально и обстрелять из пушки, то, в отличие от самолета, аэростат не взорвется и не упадет на землю».
Из досье «СП»:
Вольский Воздухоплавательный научно-испытательный исследовательский центр ВВС был создан 15 июля 1957 г. За время существования Центром выполнено большое число задач по обеспечению предварительных (заводских) испытаний, а также экспериментальных работ, проводимых совместно с различными организациями страны в интересах как Минобороны, так и промышленности, фундаментальной и прикладной науки. Центр испытал стратосферный аэростат-лабораторию ВАЛ-120 МБА, предназначенный для научных экспериментов в верхних слоях атмосферы. На его базе совместно с учеными Франции была отработана парашютная система, предназначенная для спуска космического аппарата на Марс.
В 90-е годы Центр принимал участие в проекте «Термоплан», в проведении испытаний по применению привязного аэростатного комплекса «Шерстяк» для подготовки парашютистов. Аэростаты, испытанные в Вольском центре, выносили за Полярный круг оборудование ленинградского физико-технического института имени Йоффе. Тогда с их помощью были открыты античастицы в космическом излучении. Помимо минобороны свои аэростаты здесь испытывали Академия наук и ведомственные НИИ: Ереванский физико-технический институт, Казахстанский госуниверситет, Подмосковный институт земного магнетизма
Процесс реформ сказался и на военном воздухоплавании: прекратились серийное производство воздухоплавательной техники, финансирование многих ОКР и НИР.
Воздухоплавательный испытательный центр был расформирован, но недавно восстановлен, правда, с минимально возможной численностью военнослужащих и гражданского персонала. Основной задачей Центра стало сохранение жизненно важных структур лабораторно-испытательной базы, обслуживание и сбережение воздухоплавательной техники, поступившей из расформированных воздухоплавательных частей. Несмотря на сокращение численности личного состава, специалисты Центра продолжают испытания мобильного привязного аэростатного комплекса «Межбровье», экспериментального образца аэростатной системы заграждения, полевого газозаправочного комплекса ПГК-2. Отрабатывают методики по применению воздухоплавательной техники.
Сейчас Центр сопровождает НИР «Прогресс» по созданию перспективного комплекса бортовой аппаратуры управления полетом свободного автоматического аэростата, НИР «Шприц-С» — по созданию аэростатной аппаратуры разведки.
Фото [*]