Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
6 февраля 2015 11:57

На миру и смерть красна?

Лев Пирогов о «старушке из магазина» и эпидемиях гуманизма

6548

Удивительно, до чего непостоянны люди. Ещё вчера казалось: жё суи шарли тужур! Это высечено на сердце, с таким не шутят! А тут — бах, и гениальный «Лефвиафан». Бах — и мать-героиня совершает подвиг разведчицы… И всё взывает к совести, всё вопит: «Сдавайся, режим! Так жить нельзя! Низы не хотят!» Ну, то есть, конечно же, не совсем низы. Золотая середина не хочет. А по нравственной отзывчивости — ближе к элите.

Управлять коллективными припадками душевной отзывчивости легко. Человеку в динамичном стрессовом мире нужна разрядка. Нужно выплакаться над стихотворением Есенина про суку, ощенившуюся в ржаном закуте, потому что на похоронах матери нужно было держать себя в руках. Нужно испытать боевую ярость и преисполниться блаженства, защищая от всех несправедливостей мира какую-нибудь не нуждающуюся в твоей защите зверушку, — потому что отвернулся когда-то от упавшего без сознания в метро или от девушки в подворотне, которая то ли на помощь зовёт, то ли сама виновата. Вот почему застёгнутые до ноздрей англичане рекомендуют скрывать свои чувства, — скрывая чувства, скрываешь слабости.

Именно когда их скрываешь, возникает напряжение, и нужна разрядка. Вот почему образованную (умеющую управлять чувствами) Европу и Америку за пару десятилетий сожрал фрейдизм. Он разрядку давал. «Мама под одеждой голая!» И вроде как можно жить… Сегодня механизм сублимации недовольства собой и миром значительно улучшился. Сегодня у нас есть: а) соцсети, б) несистемная оппозиция. Способ жить в кипящем, возмущённом и не согнутом состоянии. Постоянно выплёскивать свои слабости и считать, что это гуманизм, нравственность и здравый смысл из тебя выплёскиваются. Чем больше слабостей — тем больше, значит, гуманизма и нравственности. Очень удобно.

В городе Петербурге, в магазине сети «Магнит» задержали старушку, которая то ли забыла оплатить, то ли попыталась похитить три пачки масла. Вызвали мили… полицию. Полиция доставила подозреваемую в отделе… околоток? Там несчастная женщина умерла. Печально.

Но ни с каких «человеческих позиций» нельзя понять и принять вспыхнувшего вдруг коллективного приступа к ней сочувствия. Знаете, почему? Потому что — умри кто-нибудь в магазине просто так, без легко просматривающейся чьей-нибудь вины, и никакого сочувствия к нему не будет. А ведь смерть есть смерть. И старушка есть старушка. Всех жалко. Но — нет. Жалость в данном случае — лишь фиговый листок, которым прикрываются наши раздражение и агрессия — «рессентимент» в отношении воображаемого врага.

Характерно, что сперва большинство возмущающихся думали, что виновниками задержания и смерти были охранники. У жителей столиц сейчас модно ненавидеть охранников. Вероятно, после талантливой статьи Евгении Пищиковой. Понаехали из пенз, дармоеды!.. Нет чтобы токарями работать!.. (А спросишь у такого возмущающегося гражданина — вы сами-то кем работаете? — ответит туманно: «Я научный сотрудник по трудовой». Ну, так это по трудовой, а работаете-то кем? Токарем? Или тоже охранником?) Ещё подозревали «национальный конфликт». В дешёвых сетевых магазинах часто персонал подобран по национальному признаку.

Когда появилось видео инцидента, обе версии рухнули. Вполне себе «славянской наружности» кассирши сами со всем справились. И стало понятно вот что. Каждая из них по отдельности, скорее всего, отпустила бы несчастную. Но на миру!.. На миру-то!.. Говорят, за одной из касс сидела сама директорша магазина. Если так, то это было безнадёжное сочетание. Нижние чины не имеют права поступить не по инструкции в присутствии начальства. А директорша не может при них её нарушить. Могла бы, если бы магазин был её частной лавочкой. Наорать, растоптать достоинство — и живи. Но тут же цивилизованно всё, научная организация труда: супервайзеры, менеджеры по кадрам, почта доверия, перспективы роста… Ты не донёс — на тебя донесли.

Вот так всё и произошло — не от «путинского режима», а от обычных демократии и цивилизованности. «Поступили по закону».

Впрочем, я согласен, что режим — не Рафик и не может быть совсем-совсем «неуиноват». Скажем, если злосчастных питерских магнитовцев осудят за то, что они поступили «по закону» вместо того, чтобы поступить «по совести», это будет означать следующее:

— Эй там, внизу, машинное! Вы чё, с ума посходили? Мы же вам не ограничиваем торговую наценку на продукты питания жалкими пятью-шестью процентами, как в еврашке! Мы же разрешаем сколько угодно — по совести!.. Так и вы по совести поступите. Позвольте людям воровать! Ну, или это… забывать оплачивать… У них там тоже времена тяжёлые! Ну, по-своему… Так вместе и переживём кризис: вы, мы, они. Отсутствие одних законов компенсируется невыполнением других

Но заставить людей бороться за соблюдение каких-то там своих скучных прав труднее, чем заставить их назначать виноватых. О, тут и заставлять не надо: эти часы показывают правильное время круглые стуки, хоть их стрелки с места не двигаются: «Путин виноват». Все на Манежку, ёлы.

С нами происходит то же, что с магнитовскими кассиршами. Каждый по отдельности повёл бы себя нормально. Кто плюнул, кто перекрестился, да и живи дальше. А вместе-то, на миру, «в соцсетях» нельзя так просто. Надо же мнение своё донести! И такое, чтоб не хуже, чем у соседа, а лучше, умнее, глубже! Вскрыть причины! Обнажить основы! И пошло-поехало…

Люди вообще гораздо приятнее по отдельности, чем когда они сбиваются в стаи и начинают хорошо выглядеть.

Фото: Руслан Шамуков/ ТАСС

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Игорь Николайчук

Эксперт по международной безопасности Центра специальных медиаметрических исследований

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня