Общество

Генерал-полковник Леонид Ивашов: Обама дал отсрочку ядерному разоружению России

После визита президента США в Россию проблемы обороны обострились до предела

  
28

Итоги визита президента США Барака Обамы в Россию продолжают анализироваться в экспертном сообществе нашей страны. О том, как изменилась ситуация в области обороны, мы попросили высказать свое мнение президента Академии геополитических проблем генерал-полковника Леонида Ивашова.

«СП»: — Давайте начнем с сухого остатка переговоров по военной проблематике: что мы имеем?

— Первое: подписан рамочный документ, определяющий количество носителей стратегических боезарядов в довольно широком диапазоне (500−1100 ед.) и количество ядерных боеприпасов в менее широком диапазоне (1500- 1675 ед.). Эти рамки, обозначенные президентами для переговорных делегаций, вполне могут быть раздвинуты или, наоборот, сужены по взаимному пожеланию сторон.

Второе: в ходе переговоров по стратегическим ядерным силам (СЯС) президенты коснулись перспектив систем ПРО. Правда, никакой конкретики нет, просто, мол, нужно учитывать их — и все. Прозвучали не вполне внятные призывы продолжить переговоры о сотрудничестве в создании системы ПРО, анализе баллистических ракетных вызовов ХХI века, совместном обзоре развития ракетных программ в мире. Президенты призвали все страны, обладающие ракетным потенциалом, воздержаться от распространения ракетных технологий. Это, безусловно, кивок в сторону Ирана и КНДР.

Третье: российское руководство в засекреченном от общественности варианте предоставило воздушное пространство в распоряжение американской военной авиации.

«СП»: — Могут ли удовлетворить российскую сторону количественные параметры по боезарядам и носителям?

— С большой натяжкой. При нынешнем соотношении сил уровень в 1700 боеголовок является критическим пороговым пределом, далее которого России опускаться нельзя. Расчеты показывают, что при таком количестве головных частей и соответствующих им носителей российские СЯС способны сохранить боевую устойчивость при нанесении по ним удара высокоточным оружием (крылатые ракеты) и еще до начала разрыва ядерных боеголовок баллистических ракет США на территории России стартовать в ответно-встречном ударе, прорвать (за счет количества примерно в 800−1000 боеголовок) американскую ПРО и частью прорвавшихся боезарядов нанести Соединенным Штатам неприемлемый ущерб. В этом и состоит суть ядерного сдерживания.

Наращивание потенциала высокоточных крылатых ракет большой дальности, обладающих сверхзвуковой скоростью, а также развитие возможностей ПРО по перехвату стартовавших ракет и отделившихся боеголовок снижают эффективность российской триады в ответно-встречном ударе (если сохранится возможность его проведения) и делает проблематичным нанесение ответного удара. То есть с наращиванием американского потенциала для уничтожения российских СЯС складывается ситуация, когда, даже обладая определенным количеством носителей и боезарядов, донести их до цели будет невозможно.

«СП»: — То есть 1700 российских боезарядов еще могут теоретически обеспечить неприемлемый для США ответный удар, а меньше — уже нет?

— Сегодня и вплоть до 2012−2015 гг., по мнению специалистов, уровень в 1700 боезарядов будет удовлетворять интересам безопасности России, а далее необходимо либо добиваться сокращения американских ударных противоракетных средств, либо наращивать наши возможности по прорыву ПРО США и выводу СЯС из-под удара.

«СП»: — При нынешнем состоянии оборонки можно ли рассчитывать на быстрое создание современных средств преодоления ПРО США?

— Конечно, этот вариант развития ракетно-ядерной ситуации грешит идеализацией процесса, не опирается на реальное положение дел в российской оборонно-промышленной сфере, не учитывает нынешнее состояние СЯС и тенденции их развития. Сегодня — налицо деградация российского оборонно-промышленного комплекса, фундаментальной и военно-прикладной науки, моральный и физический износ ракетной техники, дефицит оружейного урана и плутония, ограниченные производственные возможности отечественных ракетных предприятий.

Зная истинное состояние российских СЯС и их грядущие перспективы, администрация США достаточно легко согласилась на объявленные параметры сокращений. А точнее — просто подогнала их под свои военные программы, общей канвой которых является снижение роли ядерного оружия в реальной военно-стратегической практике и одновременное наращивание самых современных обычных вооружений и, прежде всего, класса ударных крылатых ракет и разнообразных (космические, воздушные, наземные, морские, радиоэлектронные) средств ПРО. Здесь США уже доминируют в глобальном масштабе. А ядерные возможности России, Китая и других стран мешают им установить полный военный диктат. Поэтому для Америки желательно от них избавляться.

«СП»: — Значит, в дальнейших переговорах мы не должны ни за что снижать планку в 1700 боезарядов?

— Да, это минимум. Ниже нельзя.

«СП»: — Что, по вашему мнению, должны делать наши политики в этой ситуации?

— Сейчас России важно проявить выдержку. Для этого есть ряд причин. Первая из них — разбалансированность всей сферы обеспечения безопасности. Необходимы глубокий анализ международной ситуации в связи с глобальным экономическим кризисом и выработка своего курса внешнеполитического поведения в современном миростроительстве, включая воссоздание системы международной безопасности, запуск процесса восстановления ведущих отраслей ОПК.

Вторая причина кроется в изменении ситуации в США. Они сегодня также находятся не только в состоянии кризиса, но и в стадии переосмысления своей внешней и внутренней политики. И здесь с нашей стороны требуется выдержка, внимательный анализ и поддержка конструктивных шагов американского президента.

Третья причина — неопределенность в треугольнике США — Китай — Россия. В преддверии визита Б. Обамы в Москву состоялись саммиты ШОС и БРИК, на которых Пекин был на российской стороне. Но Китай не может не насторожить разрешение Москвы на продолжение программы американской ПРО, тем более — намеки на совместную (США — Россия) работу по ее развитию (Пекин вправе рассматривать это как антикитайские намерения). Как и разрешение на полеты американской авиации с военными грузами через воздушное пространство России. Не следует также забывать, что Пекин сам рассчитывает стать стратегическим партнером Вашингтона: напомню, что на неофициальном, но достаточно высоком уровне Китаю было сделано предложение о формировании китайско-американского альянса и он его пока не отверг.

Скорее всего, Китай будет балансировать между США и Россией, но до тех пор, пока Россия будет мировым игроком первого уровня. А это возможно только при паритетном для США и превосходящем для Китая ядерном потенциале России. США и Китай обеспечивают геополитический вес благодаря своим экономикам, а ядерный потенциал лишь дополняет и закрепляет статус первой величины. У России наоборот, геополитический статус определяет ядерный арсенал, а все остальное лишь его дополняет.

В любом случае уже хорошо, что ядерное разоружение России отсрочено, а значит, у нас еще есть немного времени для углубленного анализа и выработки предложений политическому руководству страны по проблеме российско-американских отношений в военной области.

Фото [*], [*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня