Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
17 февраля 2015 12:05

«Займем телефон и телеграф…»

Исполнилось 145 лет со дня рождения священника Георгия Гапона

2025

С давних времен к священнику Георгию Аполлоновичу Гапону приклеилось клеймо провокатора. Мол, он, негодник, в январе 1905 года погнал наивных питерских рабочих с иконами, хоругвями и портретами императора под пули жандармов и солдат на Дворцовую площадь, а потом трусливо бежал…

Шли годы, менялись оценки, вчерашние герои становились изгоями и, наоборот, кумиры теряли свой блеск. Изменилась и оценка Гапона. Сегодня он уже не столь одиозная фигура. Не то что превратился в положительного героя, но уж точно перестал быть исчадием зла…

Родился и крестился Георгий Гапон в селе Билыки Полтавской губернии в 1870 году, то есть, был ровесником Владимира Ленина. Кстати, они виделись за границей, и будущий большевистский вождь оставил свои впечатления о священнике — в общем, положительные. Есть у Ленина и статья «Поп Гапон», но о ней позже…

В 1898-м после смерти жены Гапон приехал в Санкт-Петербург, где поступил в духовную академию. Правда, вскоре он оставил ее по болезни. Однако в 1902 году сдал экзамены экстерном, а в 1903-м — защитил духовную диссертацию. Но это лишь мимолетный штрих к биографии Гапона.

…Он был человеком «не от мира сего». На его проповеди собирались тысячи людей, уходившие довольными, умиротворенными. Гапон не только мог накормить нищего, убогого, но и отдать ему последнее. Созданное им «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» быстро стало мощной политической силой. Число участников с 30-ти человек в ноябре 1903 года вскоре выросло до нескольких десятков тысяч.

Много говорилось о том, что Гапон был связан с полицией и действовал по ее указке. Действительно, он организовал рабочий клуб, а потом «Собрание русских фабрично-заводских рабочих», которое действовало с ведома и под наблюдением петербургского градоначальника Ивана Фуллона.

Американский историк Ричард Пайпс в книге «Русская революция» пишет, что Гапон не скрывал своего сотрудничества с властями, но не был полицейским осведомителем. Постепенно он вышел из-под влияния жандармов, а «к концу 1904 г. было уже трудно определить использует ли полиция Гапона или Гапон полицию».

Городские власти поддерживали «Собрание русских фабрично-заводских рабочих» вплоть до январской забастовки 1905 года, когда ею был охвачен весь Санкт-Петербург. Все произошло из-за глупого упорства директора Путиловского завода Сергея Смирнова, уволившего четырех рабочих. Трех из них он вскоре восстановил, но пламя недовольства уже разгорелось…

Власти, надеясь удержать рабочих от радикальных действий и влияния революционных пропагандистов, предоставляли гапоновскому собранию помещения, давали всевозможные льготы и протекции. И даже заигрывали с ним. На открытии очередного отделения организации градоначальник Фуллон пожелал рабочим всегда одерживать верх над капиталистами…

После начала январской забастовки 1905 года, когда встали заводы всего Санкт-Петербурга, выполнявшие заказы для нужд армии, воюющей с Японией, отношение властей к Гапону и собранию стало меняться к худшему. Стало известно, что священник немало способствовал мятежным настроениям.

Однако Фуллон до последней минуты надеялся, что Гапон «уладит все дело». Однако священник решал совсем другие задачи. Накануне шествия рабочих к Зимнему министр внутренних дел Петр Святополк-Мирский отдал приказ арестовать Гапона, который уже возомнил себя…

А что он и впрямь хотел? Чего добивался? Верил ли в успех демонстрации 9 января 1905 года или им двигал авантюризм, желание вознестись над толпой?

Осталось свидетельство известного революционера, террориста Бориса Савинкова: «Он жил одним расположением духа и чувствами. Он сначала действовал, а потом уже осознавал последствия своих действий. Натура сильная и вместе с тем очень слабая, одаренная и в высшей степени импульсивная! Он мог сделать много ложных шагов и потом раскаиваться в них…»

Не в этих ли словах ключ к разгадке личности Гапона и его действий?

Он повел петербургских рабочих на Дворцовую площадь, не исключая варианта, при котором — и это вовсе не парадокс, не воспаленная фантазия! -он и его сподвижники могут (!) захватить власть.

Гапон понимал, что многотысячную толпу, в которой шли не только рабочие, но и их жены, дети, встретит не добрый царь-батюшка, а густая, смертоносная картечь. И горячился, грозил:

«Если нас будут бить, мы ответим тем же, будут жертвы». Устроим баррикады, разгромим оружейные магазины, разобьем тюрьму, займем телефон и телеграф (курсив мой — В.Б.), — словом, устроим революцию". Эта цитата из разговора Гапона со своими сторонниками за два дня до шествия.

От этих слов веет холодом революционной осени 1917 года. Как будто Ленин спустя 12 лет с лишним после «кровавого воскресенья» воспринял слова Гапона как руководство к действию!

Священник, опьяненный близостью успеха — или переполненный иллюзиями? — делился планами со своим приятелем Иваном Павловым: «Представьте себе, что наши требования не удовлетворят… Забастовка объявляется общая… Полиция до сих пор к нам не вмешивалась: я ее успокаивал, — иронически заметил Гапон, — но потом она, конечно, вмешается и крепко вмешается… Мы ей зададим такого жару, какого она отродясь не видывала: всю петербургскую полицию мы обезоружим в течение десяти минут… Страсти разгораются. Крик: „на баррикады!“ — и 400−500 тысяч могли бы грозно двинуться… Но где же взять оружие?.. Против нас солдаты с магазинками… Это, впрочем, не так страшно… Известное психологическое воздействие, и солдаты или часть их могут оказаться на нашей стороне… Но артиллерия!.. Вот где наша главная опасность!.. У нас тоже есть артиллерия — 8 бомб, на всякий случай, я раздобуду… Мне обещали… через неделю будет штук 30…»

Неужели Гапон, этот с виду благообразный миротворец, готов был от проповедей перейти к открытой конфронтации с властью?

Между прочим, петиция демонстрантов, которую они намеревались, вручить Николаю Второму, была не просто революционной, она грозила самим устоям самодержавия. Это был ультиматум, который царь не мог выполнить, ввиду содержащихся в нем не просто радикальных, а оскорбительных для власти требований.

Но кризис и впрямь назрел. Россию в прямом смысле довели «до ручки»…

«Государь! мы, рабочие и жители города С.-Петербурга разных сословий, наши жены и дети, и беспомощные старцы-родители пришли к тебе, государь, искать правды и защиты, — говорилось в петиции. — Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать. Мы и терпели, но нас толкают все дальне в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил, государь. Настал предел терпению…»

Далее рабочие взывали к милости царя, выражали надежду, что он, проникнется их заботами и чаяниями и сделает все для облегчения их жизни. Следует отметить, что петиция была составлена так ясно, убедительно и грамотно, что поражаешься светлому уму людей, которые приложили руку к ее составлению. Был ли это один Гапон или группа товарищей? Неведомо…

Прошло 110 лет, но мысли составителей петиции и сейчас актуальны.

Среди тех требований — «немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религий, всеобщее и обязательное народное образование на государственный счет». А вот главные, которых народ ждет, но никак не дождется: ответственность министров перед народом и гарантия законности правления, равенство перед законом всех без исключения.

Но беседа с царем не состоялась. Случилось «кровавое», страшное воскресенье. И Гапон вместе с рабочими шел под пули солдат и жандармов…

Священник был вынужден скрываться от полиции, и в марте 1905 года он уехал за границу, где пользовался огромной популярностью. Лев Троцкий говорил, что это была «фигура почти библейского стиля»… Гапон встречался с революционными вождями — Петром Кропоткиным, Георгием Плехановым, Владимиром Лениным и — по некоторым данным — даже вступил в ряды РСДРП!

В статье «Поп Гапон» Ленин считает, что он мог быть «бессознательным орудием» плана намеренной расправы царя над рабочими. И отмечал: «…Нельзя… безусловно исключить мысль, что поп Гапон мог быть искренним христианским социалистом». В другой статье — «Царь-батюшка и баррикады» Ленин «дополняет» роль, считая, что рабочие «чувства и уровень знания и политического опыта выразил свящ. Георгий Гапон, и в этом состоит историческое значение той роли, которую сыграл в начале русской революции человек, вчера еще никому неведомый, сегодня ставший героем дня Петербурга, а за Петербургом и всей европейской печати».

После событий в январе 1905 году Георгию Гапону оставалось жить всего ничего. Его убили в марте 1906 года политические конкуренты на даче в Озерках под Санкт-Петербургом. Его же палачи распустили слух о «нехорошем, распутном и грешном Гапоне». Возник миф и о его тесных связях с охранкой и предательстве. Уж слишком он был известный и авторитетный и кому-то явно мозолил глаза…

Гапон успел продиктовал мемуары «История моей жизни», которые были опубликованы и имели успех.

В конце книги он пытался заглянуть в будущее. Называя события 1905 года, гражданской войной, Гапон пророчествовал — если народу России не будут даны настоящие свободы, монархия падет…

Но это могло случиться еще в январе 1905 года. И бог весть, по какому бы пути пошла Россия…

Снимок в открытие статьи: священник Георгий Гапон/ Фото: РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня