Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
16 июля 2009 13:40

БАМ-2009: дорога без дорог и связи…

З5 лет назад в глухой сибирской тайге высадился первый десант строителей Байкало-Амруской магистрали. Что там сегодня? Это выяснял корреспондент «Свободной прессы»

93

Эстафетный поезд из Хабаровска в Комсомольск-на-Амуре прибыл ранним утром. Навстречу ему из Иркутска пришел такой же состав. Несмотря на дождь, на перрон с улыбками вывалило несколько десятков человек — первостроителей БАМа, прибывших отметить 35-летний юбилей начала строительства магистрали.

Торжество речей, и скепсис реальности

 — БАМ начал набирать обороты, — торжественно заявил начальник Комсомольского отделения ДВЖД Николай Дмитрук на митинге, который из-за дождя пришлось перенести внутрь вокзала. — По отношению к прошлому году объем грузоперевозок вырос на 16 процентов…

В это верилось с трудом. Во время поездки юбилейного поезда по Восточному участку БАМа до Тынды очень редко встречались составы, перевозящие грузы.

Да и президент ОАО РЖД Владимир Якунин, выступая на митинге в Тынде, и пытаясь, видимо, поднять дух людей, бодро сообщил:

 — Мне доложил мой заместитель, что за сутки через Тынду проследовало… 4 состава с грузами!

Это сообщение у бывших бамстроевцев вызвало скептичные улыбки, и они их не скрывали. В глазах читался немой вопрос: ради чего мы тут ломались много лет?

Всем стало ясно, что за последние годы, со времени предыдущей поездки в честь 30-летия БАМа, ничего не поменялось — легендарная магистраль не работает в полную силу. Это несколько сбило пафос юбиляров.

Корреспондент «Свободной прессы» поинтересовался: почему именно в разгар кризиса были организованы очень недешевые праздничные мероприятия? Представители ДВЖД пояснили, что руководство дороги пошло навстречу бывшим бамовцам и нынешним жителям станций.

 — Вы знаете, — сказал один из высокопоставленных железнодорожников, — уже два года назад к нам начали приходить сотни писем. В них была одна просьба: торжественно отметить 35-летие магистрали. Для многих, кто сейчас трудится на БАМе, это — светлый и желанный праздник, к тому же хороший повод встретиться с товарищами далекой юности.

На праздник — пешком по бездорожью

Юлия Костылева, Евгения Свищева и Юлия Котенкова — молодые женщины, работающие на одной из бамовских станций, узнав, что юбилейный поезд остановится на ближайшей станции, потратили полтора часа, чтобы дойти пешком из поселка Джамку.

— Скучно тут у нас, — говорит Юлия Котенкова, работающая дежурной по станции. —  Нет ни дорог, ни связи. Телефонную станцию не ставят, говорят, что нерентабельно, хотя у нас в поселке живет 780 человек. Почему? Без связи очень плохо, ведь я и мои подруги учимся заочно в Дальневосточном университете путей сообщения, в Хабаровске.

«СП»: — А как с зарплатой?

— Получаем мы неплохо, по 30−40 тысяч рублей в месяц. Но коммунальные платежи, которые доходят до 10 тысяч рублей, не дают расслабиться. К тому же у меня двое детей. Муж умер, поэтому живем на одну зарплату…

«СП»: — Есть желание уехать с БАМа?

—  Конечно! Даже писала заявление начальству о переводе куда-нибудь, но предлагают еще большую дыру…

— Вы думаете только у нас такая обстановка? — вступает в разговор Юлия Костылева. — Все ближайшие станции — Амгунь, Герби и другие тоже находятся без связи и без дорог. Кроме того, у нас очень дорогое отопление, так как уголь привозят издалека.

Эти слова вызывают большое удивление, ведь БАМ строился еще и для того, чтобы добраться до гигантских угольных месторождений. Впрочем, тут такие расстояния, что слово «далеко» — самое распространенное.

— От станции, на которой мы живем, — продолжает Юлия, — до ближайшего крупного поселка Постышево — 175 километров, а в другую сторону — все 320. Пассажирский поезд раз в сутки катит в одну сторону, а на следующие сутки — в другую. Поездка на «материк», как тут выражаются, занимает 5−7 часов.


Нерушимость времянок

Было заметно, что в поселках готовились к приходу юбилейных составов — в сквериках была выкошена трава, свежие заплатки на асфальте… Но главные проблемы современных бамовцев — безработицу и переселение людей из ветхого аварийного жилья — так никто и не решает. При въезде в Тынду на фоне зеленных сопок хорошо просматриваются приземистые серые бараки. Их ставили, как временное жилье для строителей БАМа. Но они до сих пор обитаемы и в них десятилетиями живут люди.

И пять лет назад, и десять, и двадцать журналисты задавали вопросы железнодорожным начальникам: когда БАМ избавится от бараков-времянок, которым уже зашкалило за 40 лет? Заверяли, что скоро.

Вот и в этот раз, 11 июля, на пресс-конференции в Тынде губернатор Амурской области Олег Кожемяка вновь посетовал, что ветхое и аварийное жилье является огромной проблемой БАМа, и сейчас в бараках проживает шесть тысяч человек.

— Но, — заверил губернатор, — в настоящее время прорабатывается стратегия, согласно которой в 2011 году начнется строительство жилья для бамовцев в Иркутской области, Бурятии и Амурской области.

На пресс-конференции говорилось и о нехватке на БАМе квалифицированной рабочей силы, что данную проблему пытается решить руководство РЖД и не оставляет без внимания молодых специалистов.

— Специально для прибывающих на магистраль людей уже строится технологическое жилье. Отхлебнувших настоящей работы мы отправляем на учебу, в том числе за границу, — заявил президент РЖД Владимир Якунин.

Но из беседы с молодыми женщинами из Джамку было понятно — скоро последние кадры разбегутся, поскольку «кадровая политика» больше проводится на словах.

Ты помнишь, как все начиналось?

Рассказывает один из первых строителей БАМа Игорь Викентьевич Федик, экс-глава поселкового совета в Новом Ургале:

— Тогда, в начале 70-х, здесь была целина — ни одного строения. И вот прибыл поезд со строителями с Украины. Я отправился их встречать. Захожу в вагон и говорю: «Привет, хохлы». Чувствую, в вагоне повисла напряженная тишина. Ну, думаю, будут бить. Поэтому постарался опередить неприятные для себя события. Быстро говорю: «Ребята, я сам хохол». Вижу, мужики стали оттаивать. Потом мы подружились.

Строители с Украины прибыли в конце ноября — здесь морозы уже зашкаливали за 30 градусов. Их выселили из вагонов в чистое поле. Никто из начальства не подумал, где будут жить люди? Мне пришлось дозваниваться до министерства и умалять, чтобы пассажирские вагоны оставили в качестве жилья. В министерстве дали «добро». Строители жили в вагонах до весны, а к тому времени уже и бараки построили.

Справка «СП»

БАМ протянулся от Тайшета до порта Советская Гавань — по территориям Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Общая длина трассы — 4324 км. Наряду с Транссибирской магистралью БАМ служит вторым сквозным выходом к Тихому океану.

В 2007 году ОАО РЖД разработало стратегическую программу развития БАМа до 2020 года: пессимистичный сценарий предполагал рост объема перевозок грузов в порты Ванино и Советская Гавань до 30 миллионов тонн в год, оптимистичный — до 53 миллионов. Программа РЖД предусматривала усиленное развитие оконечности БАМ-Ванино-Совгаванский со строительством угольных терминалов СУЭК и принадлежащей «Мечелу» «Саха транспортной компанией», с учетом переработки лесных и металлоломных грузов (Evraz Group), глинозема, алюминия и лесных грузов («Базовый элемент») и руды (Гаринское железорудное месторождение, Aricom). Также предполагался рост пассажирооборота с нынешних 2,4 млрд пассажирокилометров до 2,8 млрд в 2020 году. В ценах 2006 года программа развития БАМа оценивалась от 247,3 млрд рублей (первый вариант) до 317,2 млрд (второй вариант).

Восточный участок БАМа,

Амурская обл.

Фото автора, [*]

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Борис Шмелев

Политолог

Григор Шпицен

политолог (Германия)

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня