Общество

БАМ-2009: дорога без дорог и связи…

З5 лет назад в глухой сибирской тайге высадился первый десант строителей Байкало-Амруской магистрали. Что там сегодня? Это выяснял корреспондент «Свободной прессы»

  
79

Эстафетный поезд из Хабаровска в Комсомольск-на-Амуре прибыл ранним утром. Навстречу ему из Иркутска пришел такой же состав. Несмотря на дождь, на перрон с улыбками вывалило несколько десятков человек — первостроителей БАМа, прибывших отметить 35-летний юбилей начала строительства магистрали.

Торжество речей, и скепсис реальности

 — БАМ начал набирать обороты, — торжественно заявил начальник Комсомольского отделения ДВЖД Николай Дмитрук на митинге, который из-за дождя пришлось перенести внутрь вокзала. — По отношению к прошлому году объем грузоперевозок вырос на 16 процентов…

В это верилось с трудом. Во время поездки юбилейного поезда по Восточному участку БАМа до Тынды очень редко встречались составы, перевозящие грузы.

Да и президент ОАО РЖД Владимир Якунин, выступая на митинге в Тынде, и пытаясь, видимо, поднять дух людей, бодро сообщил:

 — Мне доложил мой заместитель, что за сутки через Тынду проследовало… 4 состава с грузами!

Это сообщение у бывших бамстроевцев вызвало скептичные улыбки, и они их не скрывали. В глазах читался немой вопрос: ради чего мы тут ломались много лет?

Всем стало ясно, что за последние годы, со времени предыдущей поездки в честь 30-летия БАМа, ничего не поменялось — легендарная магистраль не работает в полную силу. Это несколько сбило пафос юбиляров.

Корреспондент «Свободной прессы» поинтересовался: почему именно в разгар кризиса были организованы очень недешевые праздничные мероприятия? Представители ДВЖД пояснили, что руководство дороги пошло навстречу бывшим бамовцам и нынешним жителям станций.

 — Вы знаете, — сказал один из высокопоставленных железнодорожников, — уже два года назад к нам начали приходить сотни писем. В них была одна просьба: торжественно отметить 35-летие магистрали. Для многих, кто сейчас трудится на БАМе, это — светлый и желанный праздник, к тому же хороший повод встретиться с товарищами далекой юности.

На праздник — пешком по бездорожью

Юлия Костылева, Евгения Свищева и Юлия Котенкова — молодые женщины, работающие на одной из бамовских станций, узнав, что юбилейный поезд остановится на ближайшей станции, потратили полтора часа, чтобы дойти пешком из поселка Джамку.

— Скучно тут у нас, — говорит Юлия Котенкова, работающая дежурной по станции. —  Нет ни дорог, ни связи. Телефонную станцию не ставят, говорят, что нерентабельно, хотя у нас в поселке живет 780 человек. Почему? Без связи очень плохо, ведь я и мои подруги учимся заочно в Дальневосточном университете путей сообщения, в Хабаровске.

«СП»: — А как с зарплатой?

— Получаем мы неплохо, по 30−40 тысяч рублей в месяц. Но коммунальные платежи, которые доходят до 10 тысяч рублей, не дают расслабиться. К тому же у меня двое детей. Муж умер, поэтому живем на одну зарплату…

«СП»: — Есть желание уехать с БАМа?

—  Конечно! Даже писала заявление начальству о переводе куда-нибудь, но предлагают еще большую дыру…

— Вы думаете только у нас такая обстановка? — вступает в разговор Юлия Костылева. — Все ближайшие станции — Амгунь, Герби и другие тоже находятся без связи и без дорог. Кроме того, у нас очень дорогое отопление, так как уголь привозят издалека.

Эти слова вызывают большое удивление, ведь БАМ строился еще и для того, чтобы добраться до гигантских угольных месторождений. Впрочем, тут такие расстояния, что слово «далеко» — самое распространенное.

— От станции, на которой мы живем, — продолжает Юлия, — до ближайшего крупного поселка Постышево — 175 километров, а в другую сторону — все 320. Пассажирский поезд раз в сутки катит в одну сторону, а на следующие сутки — в другую. Поездка на «материк», как тут выражаются, занимает 5−7 часов.


Нерушимость времянок

Было заметно, что в поселках готовились к приходу юбилейных составов — в сквериках была выкошена трава, свежие заплатки на асфальте… Но главные проблемы современных бамовцев — безработицу и переселение людей из ветхого аварийного жилья — так никто и не решает. При въезде в Тынду на фоне зеленных сопок хорошо просматриваются приземистые серые бараки. Их ставили, как временное жилье для строителей БАМа. Но они до сих пор обитаемы и в них десятилетиями живут люди.

И пять лет назад, и десять, и двадцать журналисты задавали вопросы железнодорожным начальникам: когда БАМ избавится от бараков-времянок, которым уже зашкалило за 40 лет? Заверяли, что скоро.

Вот и в этот раз, 11 июля, на пресс-конференции в Тынде губернатор Амурской области Олег Кожемяка вновь посетовал, что ветхое и аварийное жилье является огромной проблемой БАМа, и сейчас в бараках проживает шесть тысяч человек.

— Но, — заверил губернатор, — в настоящее время прорабатывается стратегия, согласно которой в 2011 году начнется строительство жилья для бамовцев в Иркутской области, Бурятии и Амурской области.

На пресс-конференции говорилось и о нехватке на БАМе квалифицированной рабочей силы, что данную проблему пытается решить руководство РЖД и не оставляет без внимания молодых специалистов.

— Специально для прибывающих на магистраль людей уже строится технологическое жилье. Отхлебнувших настоящей работы мы отправляем на учебу, в том числе за границу, — заявил президент РЖД Владимир Якунин.

Но из беседы с молодыми женщинами из Джамку было понятно — скоро последние кадры разбегутся, поскольку «кадровая политика» больше проводится на словах.

Ты помнишь, как все начиналось?

Рассказывает один из первых строителей БАМа Игорь Викентьевич Федик, экс-глава поселкового совета в Новом Ургале:

— Тогда, в начале 70-х, здесь была целина — ни одного строения. И вот прибыл поезд со строителями с Украины. Я отправился их встречать. Захожу в вагон и говорю: «Привет, хохлы». Чувствую, в вагоне повисла напряженная тишина. Ну, думаю, будут бить. Поэтому постарался опередить неприятные для себя события. Быстро говорю: «Ребята, я сам хохол». Вижу, мужики стали оттаивать. Потом мы подружились.

Строители с Украины прибыли в конце ноября — здесь морозы уже зашкаливали за 30 градусов. Их выселили из вагонов в чистое поле. Никто из начальства не подумал, где будут жить люди? Мне пришлось дозваниваться до министерства и умалять, чтобы пассажирские вагоны оставили в качестве жилья. В министерстве дали «добро». Строители жили в вагонах до весны, а к тому времени уже и бараки построили.

Справка «СП»

БАМ протянулся от Тайшета до порта Советская Гавань — по территориям Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Общая длина трассы — 4324 км. Наряду с Транссибирской магистралью БАМ служит вторым сквозным выходом к Тихому океану.

В 2007 году ОАО РЖД разработало стратегическую программу развития БАМа до 2020 года: пессимистичный сценарий предполагал рост объема перевозок грузов в порты Ванино и Советская Гавань до 30 миллионов тонн в год, оптимистичный — до 53 миллионов. Программа РЖД предусматривала усиленное развитие оконечности БАМ-Ванино-Совгаванский со строительством угольных терминалов СУЭК и принадлежащей «Мечелу» «Саха транспортной компанией», с учетом переработки лесных и металлоломных грузов (Evraz Group), глинозема, алюминия и лесных грузов («Базовый элемент») и руды (Гаринское железорудное месторождение, Aricom). Также предполагался рост пассажирооборота с нынешних 2,4 млрд пассажирокилометров до 2,8 млрд в 2020 году. В ценах 2006 года программа развития БАМа оценивалась от 247,3 млрд рублей (первый вариант) до 317,2 млрд (второй вариант).

Восточный участок БАМа,

Амурская обл.

Фото автора, [*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Виктор Похмелкин

Председатель "Движения автомобилистов России"

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня