Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Майдан на наши головы

Андрей Рудалёв о переписывании истории

7003

Майдан — это каша, имитация реальности, подменная реальность, выверт, овечья шкура. Он совершается не в одночасье, может неспешно прорастать многие годы, заражая все вокруг подменой, а значит, ложью, которая заточена под конкретные идеологические задачи.

Посмотрите, кто у нас сейчас в исторических кинематографических героях: адмирал Колчак, поручик Мария Бочкарева. Это если взять только два примера: фильм «Адмирал» и недавно вышедший в прокат «Батальон». В первом случае делался акцент на трагической любовной линии и, как любят сейчас рассуждать, уход настоящей породы отечественной военной и не только аристократии. В другом случае, также сентиментальный момент — женщина на войне, ну, и патриотизм, естественно.

Но если уйти от навязанной сентиментальности, то вполне можно посмотреть на них под другим углом и увидеть, что, как и сейчас на Украине, эти персонажи в свое время развернули войну со своим народом с опорой на Запад…

В фильме для зрителя делается сюжетная выборка: Мария Бочкарева возглавила первый женский «батальон смерти», чтобы поднять патриотический дух солдат, она не может сидеть дома и вязать, когда немецкий сапог шагает по русской земле. Все правильно. Человек должен прочувствовать и возмутиться тем, что эту героическую женщину после кровавые большевики расстреляли, а ее подвиг замолчали.

Но посмотрим чуть дальше. 1918 год. Мария Бочкарева совершает вояж в Европу и США, встречается с президентом Вильсоном, королем Великобритании. Русская женщина-офицер страстно агитирует, чтобы западные державы вымели весь большевистский дух из страны. Просит финансовой помощи. Таким образом, пришествие в растерзанную страну европейских ценностей — Интервенции, в том числе и ее заслуга. После с союзниками приезжает в Архангельск, где агитирует прекрасных дам взяться за оружие. Кстати, европейские ценности действительно были культивированы с войсками Антанты на Русском Севере. Например, на острове Мудьюг под Архангельском был организован концлагерь. После того как английские войска бежали из Архангельска, Бочкарева подалась к «верховному правителю» Сибири Колчаку.

Колчак — ученый-океанограф, талантливый флотоводец. Сейчас у нас такой окрас истории: все, что против большевиков — хорошо. Последние десятилетия идет кампания по героизации «белого движения», считается, что оно сплошь состояло из патриотов страны, выступающих против ее развала. Считается, что был «красный террор», ну а зверства с другой стороны — практически невозможны или были вынужденными, что адмирал — прекрасный белый рыцарь, окрашенный любовным ореолом. То, что «колчаковшина» на многие десятилетия после была синонимом жестокости и садизма — это, конечно же, советская пропаганда и не более. И что с того, что «верховное правительство» Колчака держалось во многом на западной поддержке, ради благого дела — борьбы с большевизмом — можно договариваться с кем угодно. К слову сказать, своими кураторами адмирал был и выдан в финале.

Понятно, что общество нуждается в примирении истории. Но именно в примирении, а не в качелях и производстве, мягко говоря, сомнительной мифологии. В сознание внедряется подмена, которая его постепенно расшатывает. Вместо советских качелей, сейчас культивируется совершенно некритический крен в другую сторону. Для обывателя сейчас тот же Колчак — это романтическая киношная пара Константин Хабенский — Лиза Боярская, практически не отличимая от продолжения «Иронии судьбы». Героический ореол после картины «Батальон» начнет преследовать и Марию Бочкареву. Но ведь вопрос о героях — достаточно деликатный, он вполне может стать своеобразным «троянским конем». Герои могут не только соединять и мобилизовать нацию, но и ее разделять, ретушируя противоречия, доводить их до состояния необратимости.

У нас сейчас принято считать, что Россия до 1917 года, до пришествия большевиков — если не райские кущи, то, по крайней мере, высший взлет русской цивилизации. Все что после — отсчет с момента потери России, якобы и страну извратили, и народ обмельчал и стал вырождаться, взамен «белой кости» пришли сплошные быдляки. Торжество хама, короче. Взамен высшего взлета — ГУЛАГ, 37-ой год, коллективизация, разрушенные храмы и так далее по списку.

Все беды и несчастья страны — на одних бесах-большевиках. Ленин, естественно, немецкий шпион, ну а Бочкарева и Колчак — квинтэссенция патриотизма и никакие они не шпионы и агенты влияния Антанты. Октябрь, конечно же, это не несколько дней, потрясших весь мир, и отдающихся эхом на многие десятилетия, а банальный переворот. Совершила его кучка ненавистников страны и только. Большевики в наших новых идеологических реалиях представляются безусловными разрушителями, адскими подручными, несмотря ни на что, не считаясь ни с какими жертвами, выполняющими свое черное дело. Ну а «белые» — последние созидатели, пытающиеся сохранить из последних сил разрушающуюся империю. Пусть они совсем немножко оступились, что-то сделали не то или чего-то совсем не сделали, но не в этом их вина. «Как все это случилось?» — остается задаваться им вопросом, как в фильме Михалкова «Солнечный удар», и двигаться по направлению к смертельной барже.

Вообще, идеологические качели, применяемые к истории — это довольно убогое зрелище и, мало того, крайне вредное, вирусное. Почему надо обязательно следовать логике разделения и не говорить о трагедии всей страны, не выделять правых и виноватых, а говорить о том, что вина в грандиозном отечественном расколе лежит на всех?..

Ставка в этих качелях часто слепая и практически всегда неоднозначная. Почему не начать говорить, что и тот же Колчак, и Бочкарева — это пена февраля 17-го года? Проявление сил, предавших царя, принудивших его к отречению, совершивших либерально-прозападный переворот. Сил, взявших на вооружение лозунг «война до победного конца», то есть воспринимавших свой народ за пушечное мясо, поставляемое на фабрики западных держав. Не напоминает современную Украину? Майдан февраля 17-го года? А Октябрь — разве это не революция Новороссии, не принявшей переворот? Разве после этой революции, практически бескровной, не последовали санкции, создание карательной нацгвардии, спонсирование оголтелых батальонов, а после и Интервенция с Гражданской войной? Почему не посмотреть под этим углом, ведь не всё мыслить в матрице идеологических качелей?..

Теперь представим, что по прошествии десятилетий в Донбассе будут снимать фильм про героического Яроша, про мецената Коломойского или какого-то пассионарного комбата. А людям в Новороссии будут говорить: вот настоящие герои, истинные патриоты и как жаль, что им не удалось завершить начатое, вместо этого на долгие десятилетия восторжествовала правда ополченцев, которая оттолкнула регион от Европы и ввергла его в отсталость. Каково? Представили? Но почему-то никто не сопротивляется тому идеологическому компоту, который замешивается у нас в головах регулярно, трансформируя историю в систему подтасовок.

Так мы создаем оксюморонный мир. С одной стороны, говорим о суверенности страны, об ее самостоятельной внешней политике, а с другой, выстраиваем внутреннюю по совершенно несуверенным заимствованным и часто диким лекалам и, в первую очередь, это касается экономики и финансов. С одной стороны, высмеиваем зависимость украинских политиков от западной точки зрения, их вояжи по европам за финансами, а с другой, пытаемся возвести в герои персонажей, которые от них мало чем отличаются, по крайней мере, в сходных обстоятельствах действовали идентично…

Все это следствие того же деформированного сознания, идеологических качелей, которые под запросы актуальной повестки резво форматируют в нужном направлении весь мир. Вот и получается несъедобная каша, головной майдан — соединение несоединимого — питательная почва для процессов распада и разложения.

Фото: Евгений Котенко/РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня