Пришел к выводу, что в России, да и среди значительной части русских, живущих за пределами РФ, нет понимания природы и логики национализма. По крайней мере, той его версии, которая возобладала в Прибалтике и на Украине. Отсюда иллюзия, что с националистами можно нормально договориться, если не затрагивать национального вопроса, сделать вид, что его нет. Плохо то, что эту опасную иллюзию, наряду с рядовыми гражданами, разделяют люди, от которых зависит принятие государственных решений. Поэтому считаю своим долгом продолжать разъяснительную работу.
Быт — отдельно, идеология — отдельно
Вот распространенная точка зрения среди русских Латвии, коротко ее можно изложить так: «Я русский, родился в Риге. Среди моих знакомых и коллег много латышей. У нас нормальльные отношения, никаких конфликтов на межнациональной почве. Говорим иногда по-латышски, иногда по-русски. Недавно я помог отремонтировать машину соседу-латышу, а его жена поделилась с моей кулинарными рецептами. Я не понимаю, откуда берется вражда, наверное, ее раздувают политики в своих интересах. А простые люди от этого страдают».
В чем ошибочность этой точки зрения? В том, что она не различает, смешивает два уровня отношений между людьми, назовем их условно — «бытовой» и «идеологический». Успешное сотрудничество на бытовом уровне вовсе не гарантирует взимопонимания на уровне идеологии. Та же латышка, которая обменивается кулинарными рецептами с русской, почти наверняка свято верит во все националистические догматы: «латыши — хозяева Латвии, русские — гости», «Латвия была оккупирована Советским Союзом», «русский язык является в Латвии иностранным» и проч. Ни на какие уступки и «сотрудничество» в этих вопросах она не пойдет. Но так же и большинство русских жителей Латвии не готово ради улучшения отношений отказаться от празднования Дня Победы и обучения детей на русском языке. Быт — отдельно, идеология — отдельно.
Даже если интенсивность сотрудничества на бытовом уровне возрастет в разы, это само по себе не устранит идейный конфликт. Проще говоря, если вы поможете соседу отремонтировать не только машину, но и квартиру, мотоцикл и компьютер, он все равно останется при своих националистических убеждениях.
Почему проморгали майдан
Почему российская дипломатия и все, кто отвечал за ситуацию на Украине, проморгали Евромайдан? Та же самая ошибка — неразличение бытового и идеологического уровней. Вероятно, российские дипломаты и чиновники поддерживали нормальные деловые (которые суть те же бытовые, только в крупных масштабах) отношения с украинскими политиками и олигархами, не затрагивая идеологическую сферу. Поэтому в их глазах нынешние лидеры хунты были прагматичными мужиками, с которыми разрулить все противоречия не сложнее, чем договориться с соседом о ремонте машины. А то, что этот «прагматичный мужик» — убежденный украинский националист, пусть и не такого крикливо-психопатического толка, как Фарион
Но вот запылал и заскакал майдан, и прагматичные националисты слились в едином порыве с националистами скачущими. Ничего удивительного и неожиданного. Неожиданным это оказалось лишь для тех, кто не признает или недооценивает силу националистической идеологии.
Гуманитарное вмешательство
Мое мнение: России не удастся удержать в сфере своего влияния ни одну страну, если и дальше будет игнорироваться вопрос идеологии. Проблемы возникнут даже с более-менее дружественными странами ЕАЭС. Все будут с удовольствием получать от России торговые скидки и преференции, а вырученные деньги вкладывать в пропаганду национализма: от школьных учебников до телеканалов.
И когда Западу понадобится в стране N свергнуть пророссийское или просто заупрямившееся правительство, он сделает это легко — опираясь на заряженные антирусским национализмом мололодежь и СМИ. Без сильного и организованного русского сообщества (слово «община» звучит архаично) противостоять такому сценарию невозможно. А сильным русское сообщество, находясь в меньшинстве, может стать только при поддержке со стороны России.
Кроме того, Россия могла бы поставить условиями предоставления вышеупомянутых скидок и преференций: 1) запрет на антирусскую и антироссийскую пропаганду, по крайней мере, в государственных учебных заведениях и официальных СМИ, 2) соблюдение прав и интересов местного русского населения.
Вмешательство в суверенитет? Да, вмешательство. Но другого выхода нет. Закупка, допустим, Латвией допотопной британской бронетехники или комплексов ПВО несет, куда меньшую угрозу для России, чем ликвидация в той же Латвии образования на русском языке. Война за души людей — самая важная война, поражение в которой невозможно компенсировать даже очень большими деньгами. Только кровью, только человеческими жизнями — что мы и наблюдаем сегодня в Донбассе.
.
Фото: EPA/ ТАСС