Глава челябинской многодетной семьи отсудил у Минфина 24 тысячи рублей за услуги ЖКХ — решение об этом вынес суд Центрального района Челябинска. Теперь примеру отца четырех детей Константина Нациевского только на Южном Урале могут последовать еще 10 тысяч многодетных семей. Цена вопроса — скидка в 30% на пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией. Как выяснил Нациевский, адвокат по профессии, такая льгота согласно федеральному законодательству должна предоставляться многодетным семьям. Какие законодательные преграды пришлось преодолеть, отстаивая в суде свои права, как конкретно работает схема возврата льгот через суд, рассказывает он сам.
«СП»: — Константин, как вы узнали про отсутствующие льготы?
— У меня было два сына. Даниилу, сейчас 19 лет, Никите — 13. Три с половиной года назад супруга у меня родила двойню, двух девочек. И мы стали многодетными — четверо детей. Вот и сказал супруге: приходят счета за «коммуналку», сходи в соцзащиту, напиши заявление. Я юрист, и краем уха слышал, читал когда-то, что у многодетных должны быть скидки.
Супруга сходила. Да, говорит, льготы есть, но нужно принести справки, что мы — малоимущие. Я специально открыл Указ президента РФ № 431 от 1993 года по социальной поддержке многодетных семей. Там о том, что я должен быть не только многодетным, но и малоимущим, ничего не сказано. С чего тогда я должен что-то доказывать? Они обязаны дать льготы!
Пришел в соцзащиту уже сам. А у нас такого закона нет — мне отвечают. Точнее, механизма его исполнения — а это самое главное. У нас как? Федеральный закон издан, а механизм его реализации делегирован субъектам РФ, их законодательным и исполнительным органам. Они и должны определить: из какого бюджета, в каком объеме, каким категориям многодетным предоставлять льготы. Это внутренний закон субъекта.
«СП»: — И что вы решили делать?
- Первым делом посмотрел, как работают аналогичные законы в других субъектах. В Москве такой внутренний закон по многодетным есть, он четко работает. Там все расписано — кто за что отвечает. В Москве у многодетных есть удостоверения, для исполнительных органов власти расписаны права и обязанности. А у нас в Челябинской области такого закона нет.
Поскольку я член КПРФ, я написал проект закона, и вместе с депутатами-коммунистами в 2007 году мы внесли его на рассмотрение законодательного собрания Челябинской области. Но большинство народных избранников его принимать отказались. Мол, это лишние деньги, куда мы сейчас их из бюджета будем распределять?! Между тем, в нашей области 10 тысяч многодетных семей, это примерно 40 тысяч населения — здоровая сила нашей нации, опора. Кто-то должен им помогать?!
«СП»: — И вы пошли в суд как частное лицо?
— Да. Параллельно с этой деятельностью я еще в 2007 году написал заявление в суд. Думал, не получится через нормативный акт — значит, суд. Сначала я обратился в управляющую компанию, «Энергосбыт», «Водоканал». Написал просто: в соответствии с указом таким-то наша семья является многодетной, прошу предоставить скидку в размере 30% от ежемесячных платежей.
Они все мне — вот молодцы — ответили. Что в соответствии с законодательством Челябинской области, и в виду отсутствия договоров между поставщиками коммунальных услуг и правительством области, скидки не предусмотрены.
Я тогда рассчитал самое простое — сколько мне должны льгот за один месяц. И со своими заявлениями, с ответами коммунальных контор, и с расчетом, выиграл мировой суд. За месяц льгот набегало примерно на тысячу рублей.
«СП»: — Это был пробный шар?
— Именно так. Дальше я посчитал платежи за 2,5 года — набралось льгот на 24 тысячи рублей. И по сценарию первого судебного решения снова подал в суд. И тут тоже сначала мировой судья вынес решение взыскать деньги с Министерства финансов, потом районный.
Ответчиком, замечу, является именно Минфин РФ, поскольку согласно Конституции, в случае, если на уровне субъекта нормативно не урегулирован какой-то вопрос — неважно, мой или другой — который предусмотрен федеральным законодательством, то применяется федеральное законодательство, и ответчиком выступает казна РФ.
«СП»: — Суды вы выиграли, теперь-то проблема в чем?
— В Челябинской области нет закона, который бы четко регламентировал распределение средств, выделение средств, определение льгот многодетным семьям. Именно для жителей Челябинской области. Федеральный закон не может напрямую действовать — пример тому управляющая компания. Нужен местный закон, и я за то, чтобы этот закон был принят.
Сутки назад у меня был прямой эфир на челябинском радио, я сказал всем многодетным, что готов помогать бесплатно в составлении таких исков. Я все прошел сам, знаю, куда и что писать. У меня есть коллеги-юристы, которые готовы вместе со мной заниматься этой проблемой. Я дал свой телефон — кстати, позвонить мне могут и ваши многодетные читатели, не только из Челябинска, из любого города России — 8(351) 265−03−34. За сутки позвонило около ста человек. 70, допустим, позвонили, скорее, из праздного интереса. Кто-то рассказывает, что был многодетным, кто-то интересовался для знакомых. Но могу сказать, что на сегодня 35 человек пришли конкретно ко мне, и которым я или мои девчонки-помощницы уже объяснили, что, куда и как писать.
А теперь — самое интересное. Если внимательно прочитать указ № 431, там есть еще одна очень интересная тема. Она незаметная, но на самом деле это самая натуральная бомба. Это — получение беспроцентных ссуд на строительство жилья. Представляете? Многодетная семья в колхозе живет, в деревне — и пишет заявление в Сбербанк: прошу предоставить ссуду на строительство. Если бы был закон, Сбербанк бы дал семье ссуду, а проценты областное правительство обязано было бы компенсировать, на основании закона, который должен быть принят.
Этого закона нет, ссуды не дают. Получается, люди лишены того, что государство им гарантировало, когда говорило: ребята, рожайте, а мы вам поможем. А на самом деле помощи-то никакой!
«СП»: — Зачем вы все это делаете?
— Это мне нужно для самореализации, что ли. Чтобы показать, что я не просто коммунист, который что-то кричит на углу. Я реально могу помогать людям, я знаю, как это делать. Хотя, по идее, этим должна заниматься прокуратура, ведь это функция государства — защищать многодетных…
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации:
— Ничего удивительного в этой ситуации нет. Региональные чиновники заинтересованы в том, чтобы минимизировать расходы местного регионального бюджета, в том числе за счет людей. А федеральных чиновников интересует только вопрос о власти — собственной власти. Поэтому в той части, которая касается власти, региональное законодательство приведено в соответствии с федеральным еще в 2001 году, а вопрос о простых гражданах никого не интересовал все эти годы. Что можно делать в такой ситуации гражданину? Бодаться в суде, хотя, конечно, нормальному человеку это сделать намного сложнее, чем адвокату. Тем не менее, другого способа нет, потому что по-хорошему с чиновниками разговаривать невозможно. Это оккупационный класс в нашем обществе.
Игорь Трунов, адвокат:
— Общая для России проблема — население у нас не осознает важность самостоятельной законодательной власти, и, к огромному сожалению, не активно участвует в выборах в местные органы. В итоге в заксобраниях на местах сконцентрированы, в основном, представители бизнеса, который сросся с криминальными структурами — такой местный истеблишмент. В основном, они не юристы, а предприниматели того или иного уровня, и их деятельность в законодательных органах перешла на четкую коммерческую основу.
Коммерческая составляющая в любом предвыборном проекте, конечно, есть. Но у нас разумная коммерциализация потерялась, и выборы стали чисто коммерческим проектом. Естественно, когда депутат идет туда за лоббированием интересов своих компаний, своего бизнеса, за определенной долей неприкосновенности и тщеславия, он, конечно, не думает о населении, его проблемы многодетных, льготы по ЖКХ волнуют в последнюю очередь. Думаю, здесь виноваты и федеральные органы, которые создали определенные правила игры, где политическая составляющая доминирует, и местное население, проявляющее апатию и пассивность. Граждане во многом виноваты, что одна из существенных ветвей власти — законодательная — бездействует именно в части защиты интересов населения.
Алексей Головань, уполномоченный по правам ребенка в Москве:
— В Москве закон о поддержке семей с детьми давно принят и действует, более того, он каждый год обновляется. Какие-то новые льготы, которые вводятся, закрепляются в московском законодательстве и становятся действующими не только на текущий год, но и на дальнейшую перспективу. Когда в августе 2004 года был принят 122-й федеральный закон, все вопросы, связанные с поддержкой различных категорий семей, в том числе по льготам на услуги ЖКХ, были переданы на региональный уровень. Соответственно, субъекты РФ были обязаны какими-либо нормативными документами, законами, постановлениями глав администраций должны были эти льготы закрепить. Если они это не сделали, значит, они не выполнили свои обязанности.
Нельзя сказать, что это какой-то мелкий проступок с их стороны. В свое время, когда у нас субъекты федерации напринимали законов, противоречащих федеральному законодательству, прокуратура проявляла очень бурную деятельность, и заставляла законодательные собрания изменять эти законы. В данном случае, с моей точки зрения, это некое упущение и самой прокуратуры — они должны были указать местным законодателям, что те не приняли вот такой закон, и его надлежит принять в определенный срок. Поэтому, я считаю, это не только можно, это необходимо сделать. Причем этим должна заниматься и региональная прокуратура, и прокуратура федерального округа — возможно, они тоже что-то недосмотрели.
Фото [*]