Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Агентство по «решению вопросов»

Какие задачи в области национальной политики стоят перед новым ведомством

2471

В самом конце марта президент Владимир Путин подписал указ о создании Федерального агентства по делам национальностей, в полномочия которого будут входить разработка и осуществление государственной национальной политики. Возглавит ведомство Игорь Баринов, ранее служивший в ФСБ, руководивший свердловским подразделением группы «Альфа» и принимавший участие в контртеррористической операции в Чечне в 2000-х годах, в последнее время - депутат Госдумы.

Пойти на создание специального органа для решения проблем в сфере национальной политики власть вынуждают обстоятельства. Хотя Украина в информационной повестке и затмила проблему межнациональных отношений в самой России, от повторения бирюлевских событий 2013 года ни один населённый пункт страны не застрахован. Отсюда и возникает потребность государственных органов в упорядочении национальной политики.

Следует отметить, что действия государства в данном направлении ранее не отличались постоянством. Начиная с 1991 года, межнациональными отношениями поочередно занимались различные ведомства. Сначала это был Государственный комитет РФ по национальной политике, затем Министерство по делам национальностей и региональной политике, многократно менявшее своё наименование. В 2004 году оно было ликвидировано и национальной политикой занялось Министерство регионального развития. Но в прошлом году и этот орган распустили, и на несколько месяцев данным вопросом вынуждено было заниматься Министерство культуры. Теперь пришёл черёд снова восстанавливать самостоятельный орган, который курировал бы национальную политику.

К чему приведёт данный поворот? С этим вопросом мы обратились к руководителю аналитического агентства «Alteet Certe», политологу Андрею Епифанцеву.

— Для многонациональной страны, где существуют большие проблемы, такое ведомство просто необходимо. В последние двадцать лет у нас были постоянные шатания. Решения одно за другим признавались неправильными. Министерство регионального развития вообще отвечало за ЖКХ, строительство в регионах — всё это не национальные проблемы. Вот департамент по национальной политике и смотрелся там как бедный родственник. Это повлияло на стиль работы — она стала совершенно непубличной. Об этом департаменте вообще мало кто знал. Возможно, это и привело к массе проблем, наблюдаемых до украинских событий.

«СП»: — Почему было принято решение о создании агентства, а не министерства?

— Когда произошли известные события в Бирюлеве, в обществе поднялась дискуссия о необходимости создания министерства. А Медведев и Путин тогда выступили и сказали, что возрождать Миннац никто не собирается. Поэтому на фоне нынешней ситуации, когда внутренние проблемы хоть и остались, но не настолько актуальны, как Украина, создание министерства было бы абсолютно нелогичным. Поэтому с аппаратной точки зрения это выглядит наиболее приемлемо: создается орган, который больше департамента, но меньше министерства.

Я думаю, что в нынешних реалиях это наиболее приемлемый вариант.

«СП»: — Что может означать назначение представителя силового блока власти Игоря Баринова на пост руководителя ведомства по национальной политике, который традиционно возглавляли ученые — Валерий Тишков и Владимир Зорин?

— На самом деле кандидатур было немало. Михаил Старшинов как зампред комитета Госдумы по национальным делам, кто-то на этом месте снова видел главу Дагестана Рамазана Абдулатипова. Александр Журавский вполне мог бы тоже подойти. Но выбрали Баринова. С одной стороны, это довольно неожиданно, но и тут есть смысл. Он никогда не занимался межнациональными отношениями, это настоящий силовик, член комитета по обороне, боец «Альфы». В этом я вижу сигнал того, что статус агентства будет подниматься, ему хотят придать новые функции, сделать главой публичного человека, имеющего поддержку в регионах. Это то, чего не было у других претендентов. Данное направление, однозначно, будут усиливать. Так что назначение Баринова вполне оправданно.

А имевшее место в прошлом назначение на данный пост академиков вроде Тишкова было признано неудачным. Возможно, теперь решили назначить человека без опыта прошлых ошибок, с незамыленным взглядом, без привязанностей.

О том, с какими проблемами может столкнуться ведомство в ближайшее время и как с ними придётся справляться, рассказал политолог Павел Святенков.

— Думаю, что главная задача — это поиск поля для деятельности. Предыдущие аналогичные проекты заканчивались ничем именно потому, что Миннац не понимал, чем ему надо заниматься и просто терял авторитет. Проблем в национальном вопросе в стране множество и многие из них вызваны нерешенностью «русского вопроса». Проблема в том, сможет ли новое ведомство продвинуться в их решении.

«СП»: — Стоит ли опасаться межэтнического напряжения в стране, когда внимание общества приковано к Украине?

— Межэтническое напряжение существует. Оно идет по нескольким линиям. Во-первых, «русский вопрос» как таковой, статус русских в РФ. Затем отношения с мигрантами. Ну и особое место занимают отношения с выходцами с Кавказа. Так что чем заняться — есть. Главное — не надо замалчивать проблемы, надо работать над их устранением.

Впрочем, это не всё.

— Прежде всего, необходимо дополнить перечень задач, фигурирующих в стратегии национальной политики, — пояснил президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Во-первых, добавить национальное развитие русского народа. Во-вторых, сохранить этно-конфессиональный баланс в стране. Это обеспечит сохранение России как страны с преимущественно русской культурой. Это очень важно с точки зрения интересов населения.

Противоречия в стратегии состоят в том, что при серьёзности поставленных вопросов о рисках для национальной безопасности и целостности страны, предлагают меры, которые практически не имеют никакого отношения к факторообразующим угрозам. Содержание стратегии на девяносто процентов состоит из этнокультурных фестивалей и фотовыставок. Проведение этих мероприятий может быть полезным, но вряд ли имеет какое-либо отношение к угрозам для страны. А ими являются избыточная иммиграция, клановая экономика, этническая организованная преступность, рост радикализации молодёжных субкультур. То есть надо сфокусировать идею нацполитики на реальные вызовы. Убрать противоречия между фестивальным характером мероприятий и закрепленными в преамбуле глобальными задачами.

Помимо стратегии политики, непременно стоит уделить внимание и фигуре руководителя нового органа. Публицист Егор Холмогоров выдвинул свою гипотезу, почему Игорю Баринову стоит доверять.

«СП»: — Егор Станиславович, вы несколько раз участвовали в общих обсуждения национального вопроса с Игорем Бариновым, пересекались с ним на телеэфирах. Как относитесь к назначению этого человека на пост руководителя Федерального агентства по делам национальностей?

— Мне представляется, что человек, который оказался достоин руководить подразделением «Альфа» — это действительно настоящий патриот России. Альфовцы всегда отличались высоким уровнем национального сознания и способностью к нестандартным решениям, и, я надеюсь, что на деятельности Игоря Баринова это скажется положительно. Ему предстоит непростая задача — вывести нашу нацполитику из того кризиса, в который её загнало пренебрежение интересами русского народа, формальная безжизненная «толерантность» и навязывание её с помощью программ бюджетного распила…

Нужны новые подходы, я думаю, Игорь Баринов сможет их найти.

Фото: Александр Кондратюк/ РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Вадим Трухачёв

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня